ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА МНЕ НУЖНЫ ТОЛЬКО ДЕРЕВО И СМЕКАЛКА

Впервые увидеть эти удивительные творения из дерева ценители искусства смогли на праздновании 800-летия Ржева. На выполненных в необычной технике деревянных панно ожили великолепные храмы нашего старинного города и храмовый ансамбль Нило-Столобенской пустыни. Знатоки резьбы по дереву подходили, рассматривали работы и никак не могли понять, каким образом они выполнены — в единой плоскости из разных пород дерева, но объемные, живые.

Автор этой уникальной техники резьбы по дереву — Александр Вальдт, житель деревни Хорошево.

Неблагодарное и сложное дело — пытаться воспроизвести словами на бумаге рукотворную красоту, её необходимо видеть своими глазами, вбирая все тонкости картины, на которой оживает давно знакомое, виденное сотни раз. Например, монастырь Нило-Столобенская пустынь. Храмовый ансамбль предстает на панно естественно, в уменьшенном масштабе, но полностью воспроизводит все здания до мелочей. Воды Селигера, окружающие  монастырский остров, волнами омывают берега, а над водой летают чайки.

В необычном ракурсе представлен Вознесенский собор Ржева. Привычно мы можем видеть его только с одной стороны — от Торопецкого тракта, но за оградой и высокими деревьями скрыт от глаз еще один вход в храм. И художник показал  старинную ржевскую церковь на своем панно в полном объеме, во всем великолепии, без закрывающей почти все здание ограды.

Сразу узнаваем и Оковецкий храм с высокой колокольней, и не только он — это и знакомые  дома на улице Марата, выстроенные неподалеку, и даже деревья, растущие вдоль дорожного полотна. Столько тепла в этой картине! Александр Яковлевич смог передать в ней патриархальность старинного купеческого города, неспешную уютность ржевского уголка.

Здание Покровской старообрядческой церкви на улице Калинина: художник с филигранной точностью воспроизводит мельчайшие детали одного из красивейших храмов города — купола, ограду, окна. Так, словно это фотография. Такого объемного эффекта картины можно достичь разве что пластичным материалом, а ведь это все из дерева!

Столь же отличны и работы, выполненные мастером в привычной технике резьбы по дереву. Тщательность, точность отличают все работы Вальдта. В них воедино слиты безупречность пропорций, монументальность и вместе с тем — легкость. Не видна грубость материала, дерево лишь передает изящную четкость линий.

Эта тщательность в работах — выношенная, выстраданная и рожденная. Потому что одного вдохновения здесь мало. Александр Яковлевич признается, что с лету не рождается ни одна его творческая работа, над каждой приходится размышлять, каждая требует немало моральных и физических усилий.

Резьба по дереву для него всегда шла параллельно и перекликалась с его основной работой. Александр Вальдт в свое время получил профессии столяра-станочника и мастера лесного хозяйства — обе специальности связаны с деревом. Долгое время работал художником-оформителем в НГЧ, столяром-станочником в вагонном депо, последнее место работы — ПМС.  Оттуда и уходил на заслуженный отдых, отдав трудовой деятельности 43 года. Казалось бы, работа, никак не связанная с творчеством, но ему всегда было место в жизни Вальдта. Резные панно и скульптура из дерева выступали в качестве наглядной агитации,  участвовали в конкурсах организаций, украшали детсады, куда ходили его сыновья. А автор всегда оставался за кадром, хотя в свое время даже входил в худсовет города. Александр Яковлевич вообще очень скромный человек, и, наверное, если бы он не стал участником клуба «Берегиня» при ГДК, о его великолепных работах знали бы только близкие и друзья.

А новую технику резьбы по дереву он придумал два года назад. Дома, на пенсии, оказалось много свободного времени, и наконец появилась возможность заняться творчеством по-настоящему. Богатый опыт и фантазия создали нечто новое, необычное.

Александр Яковлевич охотно рассказал о том, как рождаются его работы. Процесс таков. Сначала он выезжает на место, выбирает нужный и самый удачный ракурс. Как, например, было с Вознесенским храмом. Фотографирует, затем делает рисунок, эскиз. Потом выбирает породы дерева, которые лягут в основу панно.

Дело в том, что в его картинах не используется краска — тон  задает естественный цвет дерева. Древесина имеет, соответственно, и разную структуру, плотность, и за счет игры цвета и плотности появляются объемные картины. Поэтому подбор древесины — процесс трудоемкий. Порой использует сколы дерева — естественный причудливый рисунок может стать облаками на небосклоне или водой. Затем по готовому уже эскизу вырезает художник отдельные детали. Каждый изгиб и соединение необходимо плотно подогнать, без опыта работы и понятия о дереве  такое не сделать. Надо знать и свойства пород дерева: одно — хрупкое, другое — мягкое, третье — твердое. Самое мягкое дерево — липа, а самые твердые породы — дуб, яблоня, даже слива, когда высохнет, становится очень прочной и сложна в обработке.

Завершающий этап — покрыть лаком. И здесь тоже оказались свои нюансы: акриловый лак закрепляет и немного выявляет дерево, а нитро-лак очень сильно изменяет цвет, искажая замысел. Это Александр Яковлевич понял уже опытным путем.

Он, кстати, категорически против механической обработки дерева, которая, может, и более быстрая, но для его техники не подходит. Мастер все режет вручную, и даже лобзик тоже ручной.

— Есть такая книга «Маркетри», где подробно представлена обработка шпона и изготовление картин из этого материала, — говорит Александр Яковлевич. — Моя техника — нечто другое. Как же это назвать? Может, накладная резьба? Одно могу сказать точно — такого до меня еще никто не делал.

У этой техники действительно пока даже нет названия. Хотя, почему же нет? Пусть она носит имя своего автора — Александра  Вальдта. Поскольку ей всего два года от роду, картин-панно не так много. Первой была Нило-Столобенская пустынь. Потом Вальдт «заболел» идеей воплотить в дереве все храмы Ржева. Сейчас осталось вырезать панно, где будут изображены храмы Новомучеников у нового моста и Варваринский, что на Холынке.

Вырезание по дереву — процесс для терпеливых, тщательных, педантичных и аккуратных. Все это у Александра Яковлевича в крови, ведь у него — немецкие корни: его отец из немцев Поволжья, отсюда и фамилия Вальдт. У него два взрослых сына. Тягу к изобразительному искусству унаследовал только младший, окончивший училище им. Венецианова в Твери, затем — институт в Москве и впоследствии ставший художником-дизайнером.

На вопрос, не думает ли передавать свой опыт и делиться новой техникой с подрастающим поколением, Александр  Яковлевич ответил отрицательно. А вот опытным мастерам, умеющим работать с режущим инструментом, Вальдт охотно бы рассказал о новой технике резьбы по дереву.

Александр Яковлевич свои работы не продает. Все картины для него слишком много значат, поэтому он их только демонстрирует на выставках. Увидеть панно и резные изделия из дерева Александра Вальдта можно в настоящее время в Фольклорно-этнографическом центре ГДК.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

11_6 11_5 11_3 11_2 11_1

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *