Тепло материнской любви

В семье Елены Кожокарь и Леонида Костова шестеро детей. Старшие, Валентин и Даниель (дети Елены от первого брака), уже взрослые самостоятельные люди. Валерия и Леня — школьники. Младшему, Дениске, 5 лет. Татьяна (дочка Леонида) замужем, живет отдельно со своей семьей.

В начале 90-х в бывших союзных республиках начались политические волнения. И в 95-м году, когда старшие сыновья были совсем маленькие, Елена и ее первый муж Георгий вынуждены были уехать из Молдавии в Россию, покинуть насиженные места. Ржев приглянулся с первого взгляда. Сняли жилье и стали оформлять гражданство. Потом и детей привезли. С работой оказалось сложнее. Елена, замечательная портниха, много лет отработавшая в Молдавии на швейной фабрике, пыталась устроиться по специальности в ателье, к предпринимателю. Но кому нужна мама с маленькими детьми? Невыгодно держать такую работницу. И Елена пошла в соцзащиту, где предложили стать соцработником. И она, открытая, разговорчивая по натуре, с радостью согласилась. Теперь это ее любимое дело. А тепла в ее добром серд-це хватает и на своих детей, и на бабушек-подопечных, к которым она спешит изо дня в день. Муж занимался торговлей. За овощами ездил в Молдавию, но однажды не вернулся — скоропостижно умер. Елена не может без слез вспоминать о том тяжелом времени. Остаться одной с двумя маленькими детьми в чужой стране, где нет ни родных, ни близких — такого не пожелаешь никому. Однако эта сильная женщина не пала духом. Елена просто не могла позволить себе жаловаться на жизнь и плакать в подушку. Она думала, прежде всего, о детях, о том, как им теперь жить без отца-кормильца. Пришлось работать и продавцом на базе ОРСа, и в ателье швеей. Теперь эта черная полоса позади. С Божьей помощью прошли они все испытания, и судьба подарила Елене встречу с Леонидом, который стал ее вторым супругом. Вот уже 15 лет они вместе.

— Леонид — удивительный человек, — говорит моя собеседница. — Добрый, отзывчивый, понимающий. Детей любит. Руки у него золотые. Он — строитель по специальности. Все умеет делать сам и моих мальчишек всему научил, стал для них настоящим отцом.

Шло время. Когда дети подросли, встал вопрос о приобретении собственного жилья. На большие хоромы не заработали, а вот на маленькую «двушку» в старом доме с печным отоплением хватило. Материнский капитал помог да кредит взяли. Не сразу, спустя какое-то время, своими руками капитально отремонтировали квартиру, провели отопление, газ. Свое семейное гнездышко супруги обустроили с любовью. В их маленькой квартирке очень уютно. И много цветов, которые Елена разводит с большим удовольствием.

— Цветы, как дети — это огромная радость, — говорит она. Счастье видеть, как они растут, набираются сил и радуют глаз своею красотой.

Красота красотой, а забот и постоянного ухода требуют и цветы, а уж тем более — дети. За одним ребенком глаз да глаз нужен. А у Елены и Леонида их шестеро! Трое, правда, уже взрослые. Валентину 24 года в январе исполнится, Даниелю — 23. Столько же и дочери Леонида, Татьяне, которая уже замужем, она растит маленькую Еву. Красавице Валерии 11 исполнится. Девочка очень талантливая. Отличница, занимается в 4-м классе музыкальной школы по классу фортепиано, удивительно поет, играет в театральном школьном кружке. От бабушки и дедушки творческие гены достались. Отец Елены Николаевны прекрасно играл на гармошке на свадьбах.

Лёне 30 ноября будет 9 лет. Он спортсмен, занимается тхэквондо, имеет «желтый» пояс и две медали за первые места. Вместе с сестрой учится в школе N№ 12. Обожает мамины вкусные супы и всегда просит добавки. Младший, Дениска, как и старшие братья, хочет быть сильным и смелым. Всему у них учится. Очень смышленый и любознательный малыш, прекрасно читает стихи наизусть, в детский садик
N№ 8 ходит с удовольствием.

К сожалению, всем вместе собраться в маленькой «двушке» весьма проблематично. К тому же, жизнь диктует свои условия. Отец и старший Валентин работают далеко от дома — вахтовым методом на стройке в республике Коми. По три-четыре месяца они в разлуке с семьей. Даниель в Москве на заработках. Весь груз забот о детях, хлопоты по хозяйству ложатся на плечи Елены Николаевны. Но она не ропщет. Знакомые недоумевают: «Как же ты все успеваешь?» Елена не понимает их. В ее лексиконе нет слова «не могу».

— Берусь и делаю, — говорит она. — Надо на тренировку с ребенком, все бросаю и бегу туда. Надо было Лерочке купить пианино. Собирали деньги по крупицам, но купили. Теперь слушаем — не нарадуемся, когда дочка по вечерам музицирует. Педагоги говорят, что у нее дар. Один раз услышит мелодию, тут же ее повторит без ошибки. Надо идти на собрание в школу — спешу сначала к Лерочке в класс, затем к Леониду. Надо газету к празднику помочь детям выпустить — рисуем вместе вечером, а потом, ночью, когда всех спать уложу, последние штрихи завершаю сама. Я ведь очень люблю рисовать, это моя
отдушина.

То, что у хозяйки этой уютной квартиры тонкий вкус и художественное чутье, заметно с первого взгляда. Кухня-гостиная, куда Елена любезно пригласила, оформлена в виде роскошной арки. Это самое любимое место, где за большим столом собирается их дружная семья.

Елена сама выросла в простой крестьянской семье в Молдавии, где было пятеро детей. Отец с матерью трудились не покладая рук в колхозе. Мама замечательно ткала ковры, отец работал 25 лет санитаром в больнице и столько же в колхозе. Держали большое хозяйство, выращивали овощи, детей к труду приучали. Поэтому с тяжелым крестьянским трудом Елена знакома не понаслышке. Она видела, что родителям нелегко было растить пятерых детей. Но когда Господь посылал ей одного ребенка за другим, вопрос — рожать или нет — перед ней не стоял. «Если уж мама в то далекое, непростое время справлялась, то и я смогу», — думала она. Младшего сына Елена родила в 44(!) года. Врачи недоумевали: зачем в таком возрасте рожать? Скептически смотрели на нее и знакомые. А на улице, когда она гуляла с маленькими Дениской и Лёнечкой, прохожие называли бабушкой.

— Обидно, конечно, что люди живут устоявшимися стереотипами, — рассуждает Елена Николаевна. — Раньше наши бабушки рожали, и возраст этому был не помехой. И в 43, и в 45 не считалось чем-то сверхъестественным. Сейчас же молодую, 25-летнюю, женщину называют старородящей. Абсурд! И к многодетным семьям отношение общества неоднозначное. Большинство осуждает и не понимает. Зачем, мол, плодить нищету. Эта фраза меня очень обижает. Мы ведь не ждем от государства манны небесной. Сами работаем и детей к труду приучаем. Не жируем, но на хлеб хватает. Дети сыты, обуты, одеты. Конечно, хотелось бы, чтобы государство обращало на многодетные семьи больше внимания.

С этими словами трудно не согласиться. Не так их и много у нас, в Ржеве, семей, где трое, четверо, пятеро и больше детей — по пальцам можно пересчитать. Я имею в виду благополучные крепкие семьи. В целом по области и в России, думаю, тоже цифра не будет слишком большой. Воспитать одного ребенка — задача для каждого родителя непростая. А шестерых — в шесть раз сложнее. Это в шесть раз больше домашних заданий, шесть пар обуви, столько же одежды… А сколько надо любви, тепла, ласки? Тоже помноженное на шесть.

Все дети для Елены Николаевны любимы и дороги. Это естественно для любой матери. За каждого душа болит. Она живет их интересами, искренне радуется победам и переживает неудачи, получая взамен ни с чем не сравнимую ответную детскую любовь, тоже в шестикратном размере. И это великое счастье матери.

Елена Николаевна уверена, что мама — это профессия. Мама должна быть универсальной. Надо уметь делать все: и шить, и вязать, и вкусно готовить, и дом в порядке содержать, и за детьми смотреть… А если мама работающая, то и на работе быть не последним человеком.

— И все одна?

— Ну почему же одна? — удивляется Елена Николаевна. — У меня вон сколько помощников. Без них я бы ничего не успела. Старшие вместе с отцом деньги зарабатывают. Все для семьи. Младшие по дому хозяйничают. За собой посуду помыть, пол подмести давно научились. Уроки вместе делают. И друг за друга горой стоят — в обиду не дадут.

Здесь свято чтут христианские традиции. Празднуют Пасху, Рождество, стараются соблюдать посты, ходят по воскресеньям в церковь на службы. Собственным примером стараются привить детям нравственные ценности. Не читают долгих нотаций, чтобы объяснить: это можно, а это нельзя, а поступают так, чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед людьми, ни перед детьми. И дети все видят, все понимают, впитывают все, что дают им дома родители.

Елена Николаевна говорит, что она счастливая мама, жена, женщина. Хорошо выглядеть, быть всегда в форме, в движении помогают дети.

— С ними некогда стареть, — подводит итог моя героиня. — И никакой дорогой косметики не надо. С маленьким сыном рядом ощущаю себя вновь молодой мамой.

— И это не предел?

— На все воля Божья. Почему бы и нет? Здоровье позволит — рожу еще.

Есть у Елены Николаевны мечта. Как многодетной семье город им выделил участок для строительства дома. Но средств, увы, на это не хватает.

— Наша семья с удовольствием взяла бы на воспитание еще троих детей-сирот, если бы был просторный дом, где все мы могли бы жить, — говорит она.

В России, во многих областях работает государственная программа «Семейный детский дом». Неоднократно с таким предложением к местным властям обращалась Елена Николаевна. Но ее голос так и не был услышан. А жаль. Еще бы три детских сердца были согреты теплом материнской любви, теплом домашнего очага, который ничто на свете не заменит. Не зря говорят: сердце матери лучше солнца греет.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова и из архива семьи

Кожокарь-Костов

9_1 9_3 9_2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *