Елена Николаевна ЯМЩИКОВА, директор ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» города Ржева: «ВАЖНО ИДТИ РЯДОМ»

— Елена Николаевна, мы с Вами встречались в прошлый раз, когда Вы еще работали заместителем главы администрации Ржева по социальным вопросам. В новом качестве Вы уже года два?

— Поменьше, около полутора лет. Могу сказать, опыт такой работы помог мне по-новому взглянуть на многие вещи, которые раньше представлялись несколько иначе.

— Расскажите о структуре центра, чтобы нашим читателям легче было представить, где и с чем, или с кем Вы работаете и с какими проблемами соприкасаетесь.

— На базе «Социально-реабилитационного центра» действует два отделения. Это стационарное, рассчитанное на 16 мест, и отделение профилактики детского и семейного неблагополучия. В первом проходят социальную реабилитацию дети, поступившие к нам по направлению ТОСЗН или через комиссию по делам несовершеннолетних — когда в семье сложилась опасная ситуация, ребенок попадает к нам, а у семьи есть время, чтобы преодолеть проблемы, исправиться и забрать его. Еще один путь — наличие сигналов и признаков жестокого обращения с детьми. Пока идет выяснение обстоятельств и судьба ребенка не определена, он находится в Центре, с ним и его семьей работают психологи и специалисты. И третий путь — когда дети попадают к нам на основании заявления родителей.

— Поясните, пожалуйста.

— Допустим, мама воспитывает детей одна, и ей предстоит операция, лечение в больнице. Родственников, способных приютить детей на время, нет. И тогда она пишет заявление, на основании которого мы помещаем детей в Центр, а по выздоровлении мама их забирает домой. Или же семье сложно справиться с материальными проблемами, и на какое-то время, чтобы пережить этот период, детям лучше пожить вне дома. Обычно — летом. Мы можем отправить ребенка в детский оздоровительный центр или санаторий, возить его на экскурсии и проводить занятия, а у родителей в это время появляется возможность решить накопившиеся проблемы. Вот, например, семья: мама и семилетняя девочка. Мама перебивается случайной работой и не имеет постоянного жилья в Ржеве, а ребенок даже никогда не посещал детский сад. Чтобы дать маме возможность трудоустроиться и наладить свою жизнь, ребенка пришлось поместить в наш Центр. Первое время она вообще боялась коллектива, сейчас посещает школу и довольно активна. С мамой сложнее: она инертна и инфантильна, буквально водим ее за руку по инстанциям, сопровождая в каждом шаге. Сейчас пытаемся ей помочь в разных аспектах, в том числе через Женскую ассамблею будем собирать для нее мебель.

— Получается, ребенок живет в казенном учреждении при живых родителях…

— Но при этом всегда хочет домой, в семью, какой бы она ни была. Любит маму, даже если мама пьет и им не занимается. Как бы мы здесь ни старались создать для детей все условия, им нужны семьи. Пусть не родные, приемные, но семьи. Хотя в первую очередь стараемся сохранить и наставить на истинный путь родных родителей. На базе нашего Центра действует клуб детско-родительских отношений «Надежда», и мы постоянно работаем не только с детьми, но и со взрослыми: поддерживаем, ведем беседы, оказываем разного рода помощь, даже привлекаем к работе участников клуба анонимных алкоголиков. Но пока человек сам не захочет вернуться к нормальной жизни — все усилия тщетны, и, к сожалению, в нынешнем году количество лишенных родительских прав растет.

— Виной тому сложная экономическая ситуация в стране, кризис?

— Это не основная причина. Это не кризис экономики, это кризис души. Есть мамы, которые на одну зарплату в 6-7 тысяч рублей карабкаются, воспитывая ребенка или даже двух, но при этом не опускают руки и не утешаются рюмкой. И есть другие, которые не хотят выбирать самоограничение, живут в свое сомнительное удовольствие, отдают государству детей.

— И рожают новых…

— Я — человек из советского прошлого, и сегодняшнее законодательство считаю слишком гуманным к таким личностям. По мне, отдал ребенка государству — плати. Исправительными работами, алиментами, лишением свободы… А сейчас очень удобно им: ребенка сдал — и гуляй себе дальше.

— И что происходит с такими детьми потом?

— После того, как родители лишены родительских прав, мы проводим работу по поиску приемной семьи для ребенка, иначе ребенок помещается в детский дом. Вот сейчас общими усилиями пытаемся решить судьбу девочки Жени и ее младшего брата Ильи. Женя — очень талантливая, контактная, участвует в городских конференциях и играет в спектаклях, награждена Почетной грамотой общественной палаты Тверской области. С Ильей сложнее, хотя он и младший. Доброжелательный мальчик, но учиться ему трудно… Вряд ли они попадут в один детский дом, скорее всего — в разные. А хотелось бы, чтобы росли в одной семье. Такие случаи есть. Мы очень активно сотрудничаем с различными столичными волонтерскими и благотворительными обществами, среди них есть такие люди, которые берут под опеку именно сложных детей — с особенностями развития или проблемами со здоровьем. Они видят свой путь, свою миссию в этом.

— Знаю, что чем старше ребенок, тем меньше вероятность найти для него семью.

— Да. Дошкольники и дети чуть постарше очень сильно тянутся к семейным отношениям, им нужно материнское тепло, они его ищут. А подростки уже ощутили некую внутреннюю свободу, правила новой семьи могут не принять и достучаться до них непросто.

— Чтобы принять в семью чужого ребенка, нужен, наверное, особый настрой и особое состояние души. А насколько это сложно и долго?

— Если есть истинное, осознанное желание и стремление — несложно. А если это сиюминутный порыв — этот путь будет не пройден. Начать следует с посещения «Школы приемных родителей» — это этап, нужный не только по закону, но и чтобы люди в полной мере осознали последствия своего решения. На этих занятиях о своем опыте рассказывают не столько теоретики, сколько практики — те, кто уже стал приемным родителем. Кто-то из слушателей понимает, что эта ноша не для него, и делает шаг назад. Кто-то идет дальше.

— Но лучше все-таки сделать шаг назад, чем осознать ошибку, уже взяв ребенка. Кстати, раньше была акция «Подари ребенку солнечное лето в семье», когда можно было пригласить воспитанника приюта на выходные или более долгий срок в свою семью.

— Ее сейчас нет, и мое личное мнение — правильно. Потому что в желании «подарить лето» можно неосознанно навредить ребенку. Как бы мы ни объясняли своим воспитанникам, что берут их ненадолго, что через несколько дней им возвращаться назад, надеются они на обратное. А когда надежда рушится — ребенок может получить урок недоверия на всю жизнь. Даже когда семья уже готова взять ребенка под опеку и «присматривается», мы настаиваем, чтобы они общались в наших стенах. Приходите, говорим, участвуйте в мероприятиях, общайтесь, проникайтесь нашей жизнью и учитесь понимать детей. Нам очень помогает в этой работе клуб замещающих семей «Неразлучные друзья». Сообща мы стараемся показывать положительный опыт таких семей. Так, в этом году впервые в Ржеве состоялся межрайонный фестиваль замещающих семей, который объединил 9 муниципальных образований. По итогам фестиваля семья Барановых из Ржева представляла Тверскую область в Москве на Ассамблее замещающих семей России. Важно, что общаются между собой не только родители замещающих семей, но и дети — и родные, и приемные. Они даже объединились в волонтерскую организацию «Твори добро» и вместе с детьми из Центра проводят совместные акции и участвуют в благотворительной деятельности.

— То есть, те, кто сам нуждается в помощи, оказывают ее другим?

— Здесь очень тонкий момент. Мое твердое убеждение — дети не должны привыкать к материальной поддержке и мысли, что им должны все помогать, потому что у них трудная жизненная ситуация. Они не должны осознавать себя несчастными и обделенными. Да, была практика приезжать и одаривать наших детей игрушками-планшетами, отсюда — иждивенческая позиция, и детям уже кажется, что весь мир им что-то должен. Всего должно быть в меру, самое ценное — общение, совместная деятельность, передача позитивного нравственного опыта. Мы рады всем, кто к нам приезжает в Центр, занимается и общается с детьми, показывает им положительный пример, делится своим жизненным опытом, а самое главное — дарит детям свое душевное тепло. Да даже просто разговаривают с ними! Только так у ребят сформируются истинные ценности.

— Вы имеете в виду московские фонды?

— Не только их. Я хочу сказать большое спасибо всем ржевитянам, которые помогают нам. Назвать всех поименно в одной публикации не получится, но они сами знают, к кому я обращаюсь. Ржев — удивительный город, здесь очень много добрых, порядочных и милосердных людей.

— Как я поняла, речь идет не столько о спонсорах, сколько о людях, которые живут с вами одной жизнью? И это — не только замещающие семьи?

— Вот примеры. Супруги из деревни Зайцево, пожилая творческая пара, каждый вторник у нас. Она — актриса и певица, ставит детям голос, учит сценической речи. Ее муж — актер, художник по декорациям. Благодаря этим людям родился проект «Театр — детям», в котором принимают участие наши воспитанники и дети из семей, стоящих в нашем Центре на социальном сопровождении. Результатом проекта станет постановка спектакля «Снежная королева» — а надо понимать, что нашим детям иногда даже короткий текст выучить сложно! Или семья Натальи Федоровой. Ее старший сын Антон с супругой устраивают нам кинопоказы. Они выбирают фильмы «со смыслом» и привозят, смотрят вместе с нашими детьми и разговаривают, обсуждают. Это важно! А дочь Даша, которая учится в Москве, приезжает и устраивает квесты для наших воспитанников. Неудивительно, что дети их ждут с нетерпением и огромной радостью.

— Давайте вернемся к структуре «Социального реабилитационного центра» и поговорим и о втором его отделении.

— Отделение профилактики детского и семейного неблагополучия было открыто на базе Центра в 2015 году, когда Тверская область в числе пяти регионов страны вошла в пилотный проект по внедрению системы «социального сопровождения» и получила гранд государственного Фонда поддержки детей. Термин «Социальное сопровождение» подразумевает взаимодействие различных организаций в деле помощи семье с детьми, оказавшейся в сложной ситуации. Это не социальная услуга. Процитирую замечательную индийскую мудрость, которая довольно точно отображает смысл нашей работы. «Не иди позади меня, вдруг я не поведу тебя; не иди впереди меня, вдруг я не последую за тобой; иди рядом, и мы будем одним целым».

Здесь мы взаимодействуем в одной связке с «Комплексным центром социального обслуживания населения» и «Реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями», поскольку у нашего контингента семей часто очень многогранные проблемы. Создание такой структуры придало и нашему центру новый импульс: расширился коллектив специалистов, появились новые ресурсы, новые возможности. Заведует отделением Яна Панкова, в штате два психолога, специалист по соцработе и три социальных педагога. На каждого из них приходится по 21 семье в год, и в программе участвуют 63 семьи. Мы наработали опыт и теперь сами проводим занятия по внедрению соцсопровождения в разных регионах страны: к нам приезжают из Челябинска, Кургана, Ростова, Архангельска, Вологды, Ставрополья, Осетии… Мы на примере конкретных семей и принятых нами мер рассказываем, как именно удалось помочь семье и каких результатов мы достигли.

— Елена Николаевна, а сколько семей в Ржеве и районе, скажем так, являются вашими прямыми «клиентами»?

— В качестве находящихся в социально опасном положении числятся более 70 семей, в которых более 150 детей. Им всем нужна помощь. Сейчас, например, мы посещаем семьи, которые живут в домах с печным отоплением, смотрим, где может возникнуть опасная ситуация: возможно, удастся через программы соцзащиты помочь родителям решить эту проблему, а пока дети поживут у нас… Сколько трагедий в стране — видим в новостях.

— А если посчитать, сколько еще семей, где родители озабочены работой и выживанием, чтобы семья держалась на уровне «благополучной» — их просто не хватает на внимание к своим детям…

— Да, чем сложнее экономика в стране, тем больше взрослые погружены в свои внутренние проблемы. А дети не знают, с кем решать свои. Отсюда и агрессия, причем зачастую не внешняя, которую видно, а направленная внутрь себя — отсюда детские суициды. Отсюда правонарушения с участием детей из вроде бы благополучных семей. Я хотела бы обратиться к родителям: если вы чувствуете, что не справляетесь, что вам нужна помощь детского психолога, юридическая поддержка, если вам сложно — мы имеем ресурсы и желание помочь. Именно для этого открыта наша «Социальная гостиная», где психолог работает с очень серьезными методиками, помогая детям с гиперактивностью, агрессией, неумением находить контакт. Сюда может обратиться любая семья, даже не относящаяся к категории социально нуждающейся. Наши специалисты как минимум дадут профессиональный совет, на что обратить внимание и что делать дальше.

— Спасибо, Елена Николаевна. Я думаю, мы в ближайшем будущем расскажем отдельно и об этой службе, и о попечительском совете, и об остальных аспектах работы — любой из них того стоит. А еще давайте попробуем рассказывать в газете и в нашей группе «ВКонтакте» о детях, которые ждут свою семью. В Ржеве много неравнодушных людей, и кому-то из них, может быть, это поможет решиться на то, к чему давно готова душа.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

Один отклик на Елена Николаевна ЯМЩИКОВА, директор ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» города Ржева: «ВАЖНО ИДТИ РЯДОМ»

  1. Rehab — консультации наркологов, лечение зависимостей и реабилитация
    Сотрудники нашей фирмы — команда соратников, официальных специалистов по психологии, наркологов и терапевтов и на протяжении 8 лет работаем с зависимыми пациентами и их семьями. Каждый год примерно 80 человек с нашей поддержкой определяются какой же именно метод подойдет в их отдельно взятом случае управится со своей зависимостью и осмеливаются на избавление от наркомании алкоголизма и прочих зависимостей. Мы совместными усилиями с нашими пациентами и их родными определяем оптимальный курс исцеления, тот что будет преимущественно эффективным

    снятие ломки в стационаре

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *