И в шутку, и всерьез…

Театральный ноябрь в Детском эстрадном театре «Мальчишки и девчонки» Дворца культуры (рук. Ольга Кресницкая) был насыщенным и плодотворным. В первой декаде месяца в импровизированном кафе «Бродячая собака», почти как в Петербурге начала прошлого века, «ели пироги, жевали яблоки и читали Маяка (Маяковского)». Да как читали! Не менее интересно прошел и фестиваль юных режиссеров, о котором хочется рассказать.

В течение трех недель, каждую среду, «Мальчишки и девчонки» представляли на суд зрителей свои спектакли. Наступил в их творческой деятельности и такой момент. Спецкурс по режиссуре, конечно же, рассчитан на старших студийцев и открывает законы драматургии, даёт навыки литературно-критического анализа, сценарной и редакторской работы, вырабатывает умения, необходимые для организации репетиционного процесса. А самое главное, раскрывает загадки профессии режиссёра. И вот юные артисты впервые выступили в роли юных режиссеров. Шесть режиссерских работ, шесть инсценировок по произведениям русских писателей — это мини-спектакли, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа.

К сожалению, побывать на всех премьерах мне не удалось. С удовольствием посмотрела две инсценировки по Михаилу Зощенко, о которых расскажу подробнее.

«Не надо врать» — так называется рассказ Михаила Зощенко, по которому Алина Николаева поставила свой спектакль.

— Я хотела еще раз напомнить и детям, и взрослым, что такое хорошо, а что такое плохо, — говорит начинающий режиссер. — На мой взгляд, сейчас многие из нас часто врут, и, как следствие, теряется доверие между людьми. Ведь каждый обман всегда раскрывается. Прежде чем обмануть человека, подумайте, к чему это приведет. Думаю, что, в основном, актеры хорошо справились с поставленной задачей, но еще есть над чем поработать.

Полностью соглашусь с мнением Алины и отмечу, что в спектакле роль строгой учительницы исполнила Виктория Яковлева, в роли обманщицы-Маши удачно дебютировала Вика Сафронова, сестру Лелю сыграла Дарья Федосеева, отца — Артем Чижов, женщину — Ангелина Бирюкова, а в роли учеников выступили дети младшей группы Детского эстрадного театра.

Справедливости ради стоит заметить, что спектакль был создан по мотивам рассказа Зощенко, поскольку в самом произведении главный герой — мальчик, которому учитель поставил единицу за то, что тот не выучил наизусть стихотворение. Режиссер Алина Николаева немного изменила текст, оставив суть произведения, которую зритель, благодаря замечательной игре актеров, прекрасно понял: «Говорить правду действительно очень трудно, зато потом на сердце весело и спокойно».

Повторю: все ребята очень старались, но особенно, на мой взгляд, удачно выступила Виктория Сафронова. Ее героиню Машу, робкую, застенчивую, немного наивную, но очень искреннюю, зрителю, конечно, жаль, особенно, когда с толку ее сбивает старшая сестра. Восьмилетняя Вика прекрасно прочувствовала свою первую роль. Надеюсь, что мы увидим эту талантливую школьницу и в других спектаклях.

Артема Чижова, игравшего роль отца, похвалю за другую постановку, где он не только великолепно исполнил главную роль — хозяина дома Зефирова — но и показал себя как режиссер инсценировки «Гости» по одноименному рассказу Михаила Зощенко.

По мнению Артема, Зощенко актуален в наше время. Его рассказы с удовольствием читают и дети, и взрослые.

— Мы хотели сказать всем, что не надо так подозрительно относиться к людям, надо им доверять, тем более, если зовешь к себе в гости, — говорит Артем.

Так-то оно так, но, если перенестись на девяносто лет назад и вспомнить время, о котором писал Зощенко (рассказ увидел свет в 1927 году), станет понятно, что его герой, от лица которого и ведется повествование — малообразованный «полупролетарий», который по-хозяйски устроился в коммуналке и заявил с гордостью: «Мы университетов не кончали!».

Зощенко видел, что плуг революции перевернул пласты общественной жизни и вывернул на поверхность тех, кто в силу малограмотности никогда не возвышал своего голоса публично. Теперь именно их речи звучали на митингах, их слово становилось господствующим. Старая интеллигенция была лишена голоса в прямом и переносном смысле, затихла в маленьких комнатах, оставленных ей от прежних просторных квартир.

Вот такие «полупролетарии» собрались, чтобы отпразд-новать Рождество в семействе Зефировых. Спектакль начинается со сцены, где хозяева в ожидании гостей, за праздничным столом горячо обсуждают волнующую их тему: как сохранить свое имущество. Ведь по словам хозяина Зефирова (Артем Чижов), «гость нынче пошел ненормальный, все время приходится за ним следить: и чтоб пальто свое надел, и чтоб лишнюю барашковую шапку не напялил». И, надо отдать должное, Зефиров старался изо всех сил. Даже лампочку из уборной выкрутил, чтобы «не слимонили». Из-за этой самой лампочки и разгорелся сыр-бор. Сначала пышная вечеринка не предвещала скандала. Гости, «пожрав вволю, начали играть и веселиться» и даже с выражением декламировали стихи. Потом великолепно танцевали тустеп. И вдруг очаровательная мадам Зефирова (Алина Николаева) входит в комнату бледная, как смерть, и возмущенно говорит о том, что из уборной кто-то выкрутил лампочку в двадцать пять свечей. Что тут началось!

Мужчины призвали произвести поголовный обыск. Гости самолично поочередно выворачивали свои карманы и расстегивали гимнастерки и шаровары, снимали сапоги. Но ничего такого предосудительного, кроме нескольких бутербродов и полбутылки мадеры, двух небольших рюмок и одного графина, обнаружено не было.

Хозяйка, конечно, начала горячо извиняться. Однако момент был испорчен. А утром, когда хозяин продрал свои очи, выяснилось, что Зефиров выкрутил лампочку сам и положил ее в карман для сохранности. Там она и разбилась, когда он круто налег на нее, заснув на подоконнике.

На этой печальной ноте Зощенко заканчивает свой рассказ. Однако наши артисты показали, а что же могло случиться дальше. Мадам Зефирова и ее муж попытались дозвониться до вчерашних гостей, чтобы возобновить дружбу, но, увы, их попытки не увенчались успехом. Действительно, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Однако зрители от души смеялись весь спектакль, поскольку поставлен он весьма профессионально. А игра всех актеров заслуживает бурных аплодисментов. Одно только появление папаши Евдокимыча в галстуке с газетой за столом вызвало смех в зрительском зале.

Уверена, спектакль произвел на зрителей неизгладимое впечатление. Эффект этот можно сравнить с тем потрясением, который в одном из зощенских рассказов производит электричество.

В постановке «Гости» с виду все чинно и благородно. Отдельная комната (или квартира) Зефировых сияет чистотой и относительным достатком. Но когда мы становимся свидетелями этой неприятной сцены с кражей лампочки, унизительным досмотром гостей, хочется кричать: Люди! Опомнитесь! Что же вы делаете? Так жить нельзя!

Об остальных постановках расскажут сами режиссеры.

Виктория Яковлева и Елизавета Куракина ставили спектакли по произведениям Драгунского («Старая шутка» и «Все тайное становится явным»). У Виктора Драгунского очень много произведений, на которых выросло не одно поколение. Его рассказы нравятся и взрослым, и детям.

— Я тоже их очень люблю, — говорит Вика. — Но выбрала мало кому знакомый и очень забавный — «Старая шутка». Согласитесь, смотреть и читать неизвестное произведение гораздо интереснее. Почти вся постановка акцентирована на сне, в котором и разворачивается весь комический сюжет. Работа над спектаклем была очень насыщенной и смешной, а актеры — Егор Дрожжин и Алина Николаева, на мой взгляд, справились со своей задачей отлично.

Ангелина Бирюкова выбрала трудную военную тему — произведение Елены Пономаренко «Остаешься за старшего». Ангелина уверена, что молодое поколение обязано помнить о той страшной войне.

— Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов 20 века по-прежнему свежи в памяти народа, — говорит Ангелина. — И не последнюю роль в этом играют произведения о войне. Война не давала детям времени на взросление — они сразу становились взрослыми. Рассказ Елены Пономаренко о детях, потерявших всех близких. Его я не могла читать без слез. Он учит по-настоящему любить семью, ценить все то хорошее, что есть в жизни. Сыграть это непросто, это надо пережить. Но мы очень старались… Девчонки из младших групп: Вика Бирюкова, Настенька Иванова и Ксюша Николаева дебютировали в этой работе очень удачно.

К творчеству Василия Шукшина обратился Андрей Любомиров. Его режиссёр-ская работа по рассказу «Хозяин бани, огорода» — зарисовка Шукшина о деревенских нравах. Разговор двух мужчин на деревенской завалинке. Один пришёл помыться к другому в баню, потому что ремонтирует свою. Хозяин бани начинает представлять, как жена и соседи будут хоронить его, когда он умрёт. Беседа постепенно переходит на характеры и жизнь односельчан, потом на деньги — и кончается скандалом. Хозяин бани заявляет, что сын собеседника ворует морковку на его огороде. Второй мужчина в ответ обзывает его «куркулём» и отказывается мыться в его бане, и даже хоронить, если тот вдруг да помрёт. Та ирония, с которой играют этих героев Егор Дрожжин и Максим Иванов, заслуживает отдельных аплодисментов.

Нужно отметить, что в таком напряжённом творческом графике нашлось место и работе над эстрадной программой «Билетик в детство», где ДЭТовцы показали и свои вокальные способности, и порадовали не только педагога по вокалу Оксану Суслову, но и своих родителей, и зрителей, которые заполнили зал.

Хочется поблагодарить всех ребят и руководителя Ольгу Кресницкую за их творчество. С нетерпением будем ждать новых весенних показов. До встречи в следующем году!

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *