Александр Степанович ТАРАСОВ, подполковник в отставке: «РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДОВ — ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА»

— Александр Степанович, Вы — автор кроссвордов и сканвордов в нашей газете. Как давно Вы этим увлекаетесь и печатаетесь в «РН»?

— С 2012 года, как только переехал в Ржев. Вот-вот будет четыре года. А увлечение это у меня еще с юности.

— Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Родился в Грузии. Туда из Воронежской области от недоедания в 1940-х годах переехали мама с бабушкой. Там познакомились мои родители, родился я. Отец у меня моряк, 29 лет прослужил на Черноморском флоте. В семье нас четверо сыновей, я — самый старший. После 4-го класса поступил в Суворовское военное училище, затем в Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище. Начал службу в Северной группе войск, в мотострелковом полку, затем — в отдельном разведывательном батальоне. После серьезной аварии по состоянию здоровья был направлен в один из военкоматов в Оренбургскую область. Службу закончил в должности начальника отделения советского военкомата города Орска.

— В Орске я была. Несмотря на то, что Южно-Уральский никелевый комбинат закрыт с 2012 года, едкий химический запах при определенном направлении ветра все еще заставляет орчан плотнее закрывать окна.

— Это одна из причин, почему мы оттуда уехали. В Орске с семьей прожили более 20 лет. Служил порядочно, на сделки с совестью не шел. Уклонисты от службы, конечно, были. Выявлял их, идя порой на конфликт с начальством. За резкость и принципиальность не раз имел неприятности. Возможно, это одна из причин, почему не дослужился до полковника. Выйдя на пенсию, работал в охранной фирме.

— Ваш отец, один из братьев, Вы — люди военные. Сын пошел по стопам?

— Он избрал для себя иное направление деятельности. С отличием окончил Оренбургский политехнический университет по специальности «программист». Некоторое время работал в Орске, потом решил уехать и попытать счастья в Москве. Усердие этому поспособствовало. В столице он освоился быстро.

— Догадываюсь, что Вы уехали из Орска, чтобы быть поближе к сыну.

— Так и есть. Он, конечно, периодически приезжал к нам в Орск, но мы с супругой понимали, что как только у него появится своя семья, встречи станут все реже. А когда он приехал вместе с будущей женой Юлей, мы с Людмилой Петровной решились на переезд. Родственников там не было, кровно ничего не держало. Благо быстро удалось продать квартиру. В Орске это не так просто.

— Почему выбрали именно Ржев?

— Хотели перебраться в небольшой городок недалеко от Москвы. Рассматривали Ярославскую и Тверскую области. О таком городе как Ржев, я, конечно, знал. Город воинской славы, есть железнодорожное и автобусное сообщение с Москвой, значит, все нормально. В сентябре приехали, увидели много листвы, Волгу, после Орска природа и климат особенно впечатлили, не могли надышаться. И постановили — переезжаем сюда.

— Не разочаровались?

— Поначалу Ржев показался более ухоженным. Три года не мог привыкнуть к городу. Треть жизни в одном месте — не шутка. Друзья, добрые знакомые, увлечение хоккеем, футболом — все осталось в Орске. Сразу обратил внимание, что в городе живет в основном старшее поколение. Дороги плохие? Так они повсеместно по России такие.

— И коммунальные проблемы…

— Воды хуже, чем в Ржеве, я нигде не видел. Кто сможет назвать ее питьевой?! Грузия, Северный Кавказ — все отлично, в Ростове — хлорка, в Орске и то вода хорошая. Считаю, что и тарифы на ЖКХ в городе явно завышены. Они примерно такие же, как в Московской области, а уровень доходов там на порядок выше.

Чтобы общаться с управляющими компаниями, нужны стальные нервы. Убеждаешься: сколько денег ни давай, все мало. Когда за коммунальные услуги треть населения не платит, но их неплохо оказывают, напрашивается вывод, что недостаток поступающих средств восполняется высокими тарифами. Хозяйствующие субъекты должны сначала разобраться между собой, а потом разносить квитанции населению. Получается, мы сами ходим с квитанциями и разбираемся, кому же, все-таки, заплатить? Разве это правильно? Принцип работы фонда капитального ремонта тоже до конца не понятен.

— Тема эта проблемная и бесконечная…

— Да, обо всем этом можно говорить долго и безрезультатно.

— Тогда давайте вернемся к Вашему хобби.

— Заниматься кроссвордами начал на последнем курсе Суворовского училища. В общевойсковом училище организовали военкоровский пост. С 1-го курса стал писать в окружную и областную газеты об учебе и спортивной жизни будущих офицеров.

Однажды, глядя на физическую карту СССР, я подумал, что можно составить по ней географический кроссворд.

— Представляю, сколько литературы пришлось переработать…

— Мне казалось, составлю махом, за полчаса, но так как подошел к делу основательно, прочитал правила составления кроссворда, времени потребовалось значительно больше. Составил и отправил кроссворд в местную молодежную газету. Когда его опубликовали, конечно, обрадовался. Друзья одобрили, советовали работать в этом направлении дальше, отправлять материалы в газеты посерьезнее. А у меня на тот момент уже вышла небольшая заметка в газете «Правда». Она была о том, как внедряются в нашей стране идеи Ленина. Написал я тогда строк 150, после редактирования оставили не больше 14. Но я не обиделся, ведь это «Правда». Составил два географических кроссворда и отправил в московскую газету «Кроссворд-шоу». Их не опубликовали, но письмо из редакции с благодарностью за внимание к их газете и советом составлять тематические кроссворды на разные темы я получил.

В библиотеке просидел полгода. Штудировал «Большую советскую энциклопедию», выписывал нужные слова, старался выбирать не избитые, но и не очень замысловатые, чтобы кроссворд могли решить многие.

— Сколько же нужно перебрать слов, чтобы составить один кроссворд?

— Около двухсот.

Я был свидетелем, как пассажир трамвая, разгадывая кроссворд определенной тематики, бросил это занятие, так как был в данной области не компетентен. Читателей у газеты много, но не все из них любители, к примеру, географии или знатоки средневековья. Если это не учитывать, кроссворд останется не востребованным. Я начал составлять чайнворды, венгерские и классические кроссворды. Пока служил, времени не хватало, а как ушел на пенсию, занялся любимым делом вплотную. Мои кроссворды стали печатать в газетах с тиражом до 80 тысяч экземпляров. Лучшие из них публиковались в московских журналах «Лабиринт» и «Фаворит-Альфа».

— Вдумчивая работа над кроссвордом — дело кропотливое.

— Покупал словари и на их основе вручную составил свой первый словарь с терминами. 10 тысяч слов! Группировал их по количеству букв. А чтобы не переписывать определения, рядом со словом указывал номер страницы, где его потом найти. У меня три словаря: для классических кроссвордов, для сканвордов и спортивный. Сейчас использую технику, ввел словари в компьютер и те термины, которые в кроссворде уже использовал, убираю, чтобы они не повторялись. Наблюдая за тем, как отгадывают кроссворд, пришел к выводу, что люди все меньше читают и лишний раз не хотят думать.

— Разгадал весь кроссворд — отлично. А вот два-три слова никак не поддаются…

— Такое количество неразгаданных слов — считаю, норма. Больше вероятности, что человек возьмет следующую газету и откроет ее на нужной странице, нежели если не разгадана будет половина.

— При составлении определений тоже существуют правила?

— Определение должно быть коротким, четким и одновременно интересным.

— Александр Степанович, а Вы чужие кроссворды разгадываете?

— Нет. Чужие смотрю, выбираю редко встречающиеся слова. Порой несколько изданий просмотришь, везде, к сожалению, одни и те же слова. Мне нравятся веселые кроссворды, штук 16 уже таких составил, с оригинальными, не избитыми определениями.

— Например?

— «Пуля, по определению Суворова», «Медведь, страдающий бессонницей». Кроссворды зачастую разгадывают читатели старшего поколения. Молодым газета если и нужна, все больше из-за объявлений. Их если и можно привлечь, то скорее скандинавскими кроссвордами — сканвордами. Там больше пересечений, вопросами служат фото, рисунки, подставляй нужные буквы, получай ответы, заполняя клетки автоматически. Я рисунки и фото не использую. Мне кажется, еще несколько лет — и кроссворды могут себя изжить. Они труднее.

— Составление кроссвордов — творческий труд. С плагиатом сталкиваться приходилось?

— К сожалению, да. Неприятно, когда твой труд выдают за свою работу.

— Вы сказали об оригинальном определении. А каким, по-Вашему, может быть оригинальный кроссворд?

— Таких в России единицы. Например, кроссворд из терминов, составленных из двух слов: финансовое учреждение + часть лица.

— …Банк и рот. Шахматная фигура + бык: конь и як.

— Два года искал такие слова. Кажется, что их много, но за это время собрал лишь около 400. Составил по ним шесть кроссвордов. Еще я составляю анаграммные кроссворды.

— Прием с перестановкой букв, чтением слов наоборот.

— Да. И ассоциативные. Например, продолжите: «красная… Кто-то подумает «калина», «площадь», а подходит лишь «книга». Если не будет проблем с версткой, то в следующем году мне бы очень хотелось размещать в «Ржевских новостях» такие кроссворды.

— Сколько же всего Вы составили кроссвордов?

— С учетом того, что занимаюсь этим всю сознательную жизнь и в среднем составляю по 50 в год, штук 800 наберется.

— Как относитесь к антикроссворду? В нем определения не нужны: все слова уже известны и их требуется расставить по готовой сетке.

— Отрицательно. Кроссворд должен быть гимнастикой для ума.

— В программу «Что? Где? Когда?» свой вопрос не отправляли?

— Не смотрю эту передачу. В ней теперь люди, по ту и другую сторону от экранов, скорее гонятся за деньгами, чем за знаниями.

— А на «Поле чудес»?

— Первые пять лет, как появилась эта передача, стремился туда попасть. Отсылал лучшие кроссворды, даже приезжал в Останкино. Но мне так и остался не понятен принцип отбора участников. В книге «Кроссворды с «Поля чудес» кроссворды публикуются без разрешения авторов, не без оснований я сомневаюсь и в том, что люди, попадающие туда, самостоятельно составляют кроссворды.

— Александр Степанович, кто Ваш главный критик при составлении кроссвордов?

— Мой цензор и помощник — супруга. Летом сам себе предоставляю отпуск и немного отвлекаюсь, мы едем с Людмилой Петровной к теще на Алтай и в Крым.

— Спасибо за беседу. Здоровья Вам, новых интересных идей и воплощения задуманного.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *