В зоне особого внимания

28 мая — День пограничника

К пограничникам в нашей стране всегда относились с большим уважением и теплотой. Называли «зелеными фуражками» и говорили, что пока эти парни несут свою службу — граница на замке. Потому что ни годы, ни перемены в стране и мире не могли изменить главной сути погранвойск — охранять государственную границу. Сначала СССР, теперь Российской Федерации.

Надо сказать, что достаточно большое число ржевитян тоже служило и служат на границе, на разных ее участках — северных, западных, южных, восточных рубежах. Иные парни, бывшие пограничники, имеют в активе по 300 выходов на охрану государственной границы — в зону особого внимания.

Сегодня наш рассказ о человеке, который был пограничником, а стал прокурорским работником, продолжая оставаться в этой образной зоне особого внимания.

ПОГРАНИЧНОЕ ПРОШЛОЕ

Артем Окунев родился в Сибири. Учился на Украине, в горном техникуме, а когда его родители переехали на место постоянного жительства в Ржев, был призван в ряды Советской Армии, в морские части погранвойск КГБ СССР. Так в ноябре 1987 года оказался Артем в единственном на всю страну учебном центре морпогранвойск в Анапе. Многие ржевитяне, кто также служил в морчастях погранвойск, тоже прошли через этот учебный центр.

6_1Анапа. Курортный город, жара, Черное море. В «учебке» Окунев пробыл шесть месяцев, приобрел воинскую специальность радиометрист, связанную с обнаружением судов, целей и т.д. После «учебки» направили кого куда — на Балтику, на Дальний Восток. Артем же остался на Черном море. Правда, пришлось переместиться еще южнее Анапы — в город Очамчира Абхазской АССР — город на границе между Абхазией и Грузией. Далее река Ингури и Галльский район. Но тогда люди не делили себя на абхазов, грузин и русских. Тогда все мы были многонациональный советский народ.

В то время Очамчира представлял собой город на берегу бухты Черного моря и являлся центром Очамчирского района Абхазской АССР. В нем проживало 19 тысяч человек. В городе был маслозавод, консервные заводы, две чайные фабрики, промкомбинат и другие предприятия. Очамчира — также железнодорожная станция на линии Армавир-Самтредиа. От Очамчиры шла 26-километровая железнодорожная ветка на Ткварчели. В общем, город как город, на берегу Черного моря, здесь люди жили, трудились, любили и совсем не думали о том, что через несколько лет в этих краях не будет спокойствия…

В бухте Очамчиры базировалась 6-я отдельная бригада сторожевых кораблей морчастей погранвойск КГБ СССР (6 ОБСКР), куда и был направлен после «учебки» в Анапе Артем Окунев.

О корабле, на который для дальнейшего прохождения службы попал Артем, он и сейчас, по прошествии более двух десятков лет, говорит с особой гордостью: не каждому довелось служить на таком пограничном сторожевом корабле — на тот момент не только лучшим в нашей стране, но и в мире. Это был ПСКР-100, 1975 года постройки. Теперь уже можно рассказать о нем, почерпнув знания из Интернета.

В 70-х годах XX века для морских пограничных частей КГБ СССР был разработан совершенно новый проект корабля под названием — проект 133 шифр «Антарес», главной отличительной чертой которого стали подводные крылья, хотя эта идея и не была новинкой.

Строительство кораблей данного проекта было поручено Феодосийскому производственному объединению «Море». Всего на этой судоверфи для морчастей погранвойск было выпущено только 11 кораблей данного типа. Еще один уже после развала Союза был построен для морских пограничников Украины. На экспорт такие корабли не поставлялись.

Сейчас все корабли данного типа сняты с вооружения и исключены из состава вооружения пограничных сил России и Украины. В России последними были списаны ПСКРы 109 и 110, оба в 2009 году, а на Украине ПСКР-115 — в 2010 году. Но тогда, с конца 70-х годов XX века, только морские пограничники обладали боевыми кораблями на подводных крыльях с большой скоростью хода. Когда ПСКР типа «Антарес» «вставал на крыло», уйти от него было практически невозможно.

Вот на таком корабле и служил Артем Окунев. Он был старшиной команды «Р», куда входили радиометристы, акустики, в подчинении был даже мичман. Выходили в море на неделю, а то и две, курсировали от Батуми до Сочи, охраняя 12-мильную прибрежную зону территориальных вод, а далее уже — нейтральные воды. Уйдет туда судно-нарушитель, тогда все. Но, повторюсь, от ПСКР-100 никто не уходил.

Выходили наши морские пограничники и на задержание нарушителей морской границы. В общем, служба, как служба, о которой Артем Окунев до сего времени сохранил только хорошие воспоминания. Экипаж у них — а это около двадцати человек — был многонациональным, дружным. Да и в городе Очамчира к русским морякам относились нормально. С уважением относились.

В середине июля 1989 года в Сухуми произошли так называемые «сухумские волнения», или по-другому — вооруженные беспорядки между грузинами и абхазами. И хотя беспорядки носили стихийный характер (по имеющимся сообщениям, погибло 16 человек и около 140 человек было ранено, в сравнении с беспорядками в Сумгаите и Баку, где число жертв было больше), все же на некоторое время была парализована работа общественного транспорта в Сухуми и деятельность абхазского участка Закавказской железной дороги. Только после введения в Сухуми подразделений внутренних войск, курсантов военных училищ, взявших на себя миротворческую миссию, обстановка в Сухуми была стабилизирована, что позволило относительно быстро локализовать последствия беспорядков.

Морские пограничники тоже не оставались в стороне. Из района Гали вывозили на кораблях раненых абхазов в госпиталь Сухуми. Тогда еще никто не знал, да и не мог знать, что это была «первая ласточка» дальнейшего конфликтного противостояния между Абхазией и Грузией. Но тогда о развале Союза никто еще даже не думал…

Демобилизовался морской пограничник Артем Окунев 4 ноября 1990 года в звании старшины второй статьи. Попрощался с кораблем и экипажем, и отбыл в Ржев.

ПРОКУРОРСКОЕ НАСТОЯЩЕЕ

После службы в морчастях погранвойск КГБ СССР Артем Окунев закончил ТГУ по специальности юриспруденция и уже с 1993 года работал в правоохранительной системе — следователем в Ржевском отделе внутренних дел.

В январе 1998 года он перешел на работу в Ржевскую межрайонную прокуратуру на должность следователя. Потом стал старшим следователем, расследовал уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям.

В 2003 году Артем Окунев переводится на работу в Ржевскую транспортную прокуратуру.

В июне 1996 года был издан приказ Генерального прокурора РФ о ликвидации Ржевской транспортной прокуратуры и передаче всех дел Московско-Октябрьской транспортной прокуратуре, а в Ржеве оставили только должности заместителя и помощника Московско-Октябрьского транспортного прокурора. Но и это было еще не все. Вскоре транспортная прокуратура (будем называть ее по-старинке) Ржева вошла в состав Тверской межрайонной транспортной прокуратуры, которая, в свою очередь, в 2007 году влилась в состав Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Сократилась штатная численность, и в Ржеве осталась только одна должность — старший помощник Тверского межрайонного транспортного прокурора, которую и занимает младший советник юстиции Артем Окунев.

А вот работы у него не убавилось. Скорее, наоборот, стало больше. Ведь цели и задачи работников транспортной прокуратуры остались прежними. Да и зона обслуживания тоже прежняя — от Московской до Псковской областей, от Бологого до Шаховской. Железнодорожные узлы в Ржеве, Старице, Андреаполе, Торжке, Старой Торопе.

В полномочия Артема Окунева входит проведение проверок по исполнению и соблюдению законодательства РФ в зоне ответственности на объектах ОАО «РЖД», принятие мер прокурорского реагирования по выявленным нарушениям, выполнение надзорных функций за органом предварительного следствия и дознания ЛОП на станции Ржев, поддержание государственного обвинения по уголовным делам, входящим в компетенцию транспортной прокуратуры, в суде и многое другое. А еще говорят, что один в поле не воин. В Ржеве все функции транспортной прокуратуры выполняет один человек — Артем Окунев. И, как видим, со стоящими перед ним задачами справляется. Наверное, еще и потому, что он — бывший морской пограничник. Хотя бывших пограничников, впрочем, как и сотрудников правоохранительных органов, к коим относятся и работники прокуратуры, не бывает. Все они были и будут находиться всегда в зоне особого внимания.

P.S. Пусть эта публикация будет в качестве поздравления всем ржевитянам, кто, так или иначе, имел или имеет отношение к охране рубежей нашей Родины. С Днем пограничника!

Евгений ОЖОГИН

Фото предоставлены Артемом ОКУНЕВЫМ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *