Все нормально, идем ко дну

В соответствии с политикой Президента и Правительства, вопросы ЖКХ должны быть открытыми для населения, — подчеркнул, начиная совещание по итогам отопительного сезона замглавы администрации Александр Абраменков. Однако в нашем городе, похоже, этот идеал коммунальной гласности и порядка достижимым так и не будет. Руководителей сферы ЖКХ удалось собрать в зале лишь со второй попытки (назначенное на среду совещание пришлось перенести из-за неявки нескольких руководителей этого важного комплекса), а журналисты были представлены лишь сотрудниками двух газет. Даже после переноса совещания на следующий день, в четверг, этот значимый вопрос слушали при заполненном на четверть зале. И то правда, зачем народу знать нюансы коммунальных проблем — платили б исправно!

Отопительный сезон 2012-13, как следовало из доклада заместителя главы администрации, начинался оптимистично: в срок, без нарушений и особых задержек. Через 10 дней после его начала насчитывалось всего 12 домов, не подключенных к отоплению, а в году предыдущем таковых было 72. Работа коммунальных организаций была слаженной, они ежедневно отчитывались перед администрацией. Правда, оптимизм был недолгим — количество аварий стало стремительно нарастать. Причины понятны: ветхость сетей, которые никто не намерен менять, изношенность оборудования, давно не нового, но пока, надо думать, обеспечивающего стабильные доходы своим хозяевам. Тем не менее, Абраменков поставил отопительному сезону в целом оценку «удовлетворительно». Точно так же оценили эффективность своей работы и приглашенные руководители.

Сергей Матвеев, представлявший «ЭнергоИнвест», отстаивал прежние убеждения. Например, что в недопоставке тепла в захолынский микрорайон виноват незаконно подключившийся к теплотрассе завод «Электромеханика» (даром, что с февраля на нем автономное отопление). Что проконтролировать параметры теплоносителя с котельной «Элтры», который транспортируется по теплотрассе «ЭнергоИнвеста» в микрорайон, последние тоже не могут, из-за отсутствия допуска на территорию завода. Что теплотрассы ремонтируют — к сезону под замену попали 1000 метров трассы и 24 запорных органа. Почему так мало? Потому что городская власть второй год не утверждает инвестиционную программу, согласно которой хозяева котельной намерены тратить средства на ремонт и переоборудование котельных и сетей с целью снижения затрат (но не тарифа, конечно). Вопрос замглавы администрации, почему до сих пор не выполнены обязательства, данные в период, когда котельные и сети только начали эксплуатироваться новыми владельцами, остался без ответа. А раз нет выполненных обещаний — нет и доверия, ведь велика вероятность, что то же самое произойдет с очередной инвестпрограммой! Автоматизация — дело хорошее, но только не тогда, когда затраты для производителей тепла снижаются, а тариф для населения возрастает по причине того, что хозяевам необходимо быстрее получить назад вложенные деньги и начать извлекать прибыль.

Самая, пожалуй, беспроблемная в городе котельная — «55-й Арсенал». Ее директор констатировал: тариф не покрывает расходов, процесс производства тепла убыточен, и без помощи предприятия было бы не обойтись. Здесь как раз тот случай, когда ради сокращения убытков стоит подумать о повышении тарифа — у «Арсенала» он намного ниже, чем у всех остальных производителей тепла в Ржеве.

На котельной «Теплоэнергетик», исправно отработавшей отопительный сезон, подходит к логическому завершению давно начатый процесс банкротства за долги. 4 июня состоится суд — именно тогда и станет более или менее определенной дальнейшая судьба предприятия.

Процедура конкурсного управления идет и на бывшем «Водоканале». По словам руководителя Игоря Данильянца, износ оборудования и сетей уже превысил 90 процентов, техника дышит на ладан. На производственной базе, которая уже три года как стоит без электричества, стареют без дела станки. Однако Игорь Владимирович настаивает — водозабор работает, останавливается ненадолго, и то из-за перебоев с электричеством. Сложнее дело обстоит с сетями водоотведения: как начинать следующий отопительный сезон, руководство предприятия не представляет.

Доклад следующего руководителя водоснабжающего предприятия тоже показался «плачем Ярославны» и вызвал у председательствующего на совещании Абраменкова ответную реакцию: «Не справились с рисками бизнеса, не можете выполнить своих же грандиозных планов — отдавайте имущество муниципалитету в безвозмездное пользование, а не просите администрацию о помощи!»

Управляющие компании, руководители которых все как один поставили своей зимней работе удовлетворительные оценки, тоже характеризовались проблемами, а отнюдь не достижениями. В ООО «Восточное», это дом N№ 30 по ул. 8 Марта, до которого не доходит тепло. Цена решения вопроса — 800 тысяч рублей (примерно по 5 с каждой квартиры), но жители на общем собрании не принимают решения о сборе этой суммы. Нисколько не проще ситуация в более крупном жилом фонде, который обслуживает ООО «Северное» — там отключения тепла в некоторых домах достигали 2-3 дней, а то и больше. Причина — отсутствие изоляции на сетях, старые бойлеры. В подвалах домов N№ 19 А и Б по ул. Краностроителей постоянно стоит вода — ливневой канализации там сроду не было. Острая проблема с неплатежами жителей, причем, чаще всего не платят наниматели муниципального жилья, а не собственники.

О проблеме нечистот, скапливающихся в подвалах, говорил и Артур Парецкий, представлявший на совещании управляющие компании, которые обслуживают самый крупный жилой фонд.

— В 85 процентах домов — напорная канализация, когда содержимое из труб попадает в коллектор под действием насоса. Насос встал — начинается затопление подвала. В микрорайоне Ржева-II до верх-них этажей из-за плохого напора не доходит вода. При этом, ресурсоснабжающие организации своих проблем не признают, когда к ним обращаются жители, переадресовывают их к нам — а что мы можем пояснить?

По мнению руководителей управляющих компаний, жителям многоквартирных домов следует как можно раньше положительно решить для себя вопрос о вступлении в программу капитального ремонта. С 1 сентября 2013 года закон все равно обяжет отчислять определенную сумму на ремонт своего дома (либо на отдельный счет в банке, который каждый дом заводит для себя сам, либо на специально созданный единый для всей области счет). «На сегодняшний день по каждому дому расходы за год вдвое превышают те средства, которые собираются за это же время по статье «текущий ремонт», — подчеркнул Парецкий. Аргумент весомый. Но у собственников квартир на эту логику своя арифметика (сколько уже собирали — где деньги?) и свои опасения по поводу сохранности средств на любых — областных или отдельных — банковских счетах. Как быть с этим, пока не ответят не только в Ржеве, но и на федеральном уровне.

Итак, общая оценка руководителей отопительному сезону — тройка. С теми сетями и оборудованием, на котором сейчас еле держится коммунальная система, на большее рассчитывать нельзя. Между тем, многие из ржевитян, насидевшись без воды, намерзшись без тепла в квартирах, даже «тройку» коммунальщикам точно не поставят. И система перерасчетов за недопоставленные услуги (а только за тепло общая сумма возвращенных ржевитянам денег, по словам Абраменкова, превысила 3,5 миллиона рублей), при всей сложности заполучить акт на этот самый перерасчет — вряд ли достойное утешение. А призыв «учесть уроки прошедшего сезона, чтобы лучше подготовиться к следующему», вряд ли сработает: до него остается всего 5 месяцев, а признаков масштабного изменения ситуации на горизонте не предвидится. Денег, как водится, ни у кого, кроме законопослушных граждан, приговоренных государством к повинности ежемесячно платить по непонятным тарифам, нет.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *