Александр ЕЙСТ, экс-глава администрации города Ржева, и.о. генерального директора ПАО «МРСК Центра и Приволжья» — «Калугаэнерго»: «ЭТО БЫЛ БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ»

— Александр Валерьевич, мы беседуем с Вами спустя несколько минут после того как городская Дума приняла Вашу отставку с должности главы администрации Ржева. Официальное утверждение в этой должности состоялось 30 ноября, год назад. Тогда Вы предполагали, что будете в этой должности один год?

— Нет, я был уверен, что буду в этой должности больше года. Трудовой договор был подписан до 2019 года, и я, по моим внутренним ощущениям, предполагал, что либо доработаю до его окончания, либо пробуду в этой должности не менее трех лет.

— И, позволю себе пошутить, насколько быстро после начала этой деятельности Вам захотелось, как в известном фильме, воскликнуть «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса?».

— Никогда. На протяжении года мне поступали предложения о смене места деятельности, в том числе интересные, но я их отклонял. Работа в должности главы администрации — а мы как раз готовились к 800-летию Ржева, разрабатывали различные программы — была очень насыщенной, и поэтому я продолжал оставаться здесь.

— А если бы губернатор в Тверской области остался прежним — Вы бы продолжили работать здесь дольше?

— У нас с Игорем Михайловичем Руденей установлены нормальные деловые отношения, сложился хороший контакт, и считать смену областной власти причиной моего ухода — неправильно. Связи здесь нет. Просто последнее предложение о работе я счел для себя более интересным, потому что это именно то, чем я профессионально занимался всю жизнь. Возглавить энергетическую компанию в регионе, где из-за стихии сложилась тяжелая ситуация — а я знаю, как решить вскрывшиеся там проблемы и чувствую в себе для этого силы — мне интересно. Я понимаю эту сферу.

— А опыт муниципальной работы для Вас оказался полезен?

— Безусловно. Казалось бы — всего год. Но какой! Это год подготовки к 800-летию города. Год, когда мы разгребали коммунальные войны и интриги, выносили с рынка недобросовестных поставщиков тепла и управляющие компании. Год, в течение которого у администрации не раз возникали непростые отношения с городской Думой. Но в итоге по всем этим направлениям удалось изменить ситуацию к лучшему. Поэтому для меня этот год в должности главы администрации Ржева — бесценен по опыту. И по опыту общения с новыми, встреченными здесь людьми — тоже.

— У Вас появились здесь друзья, с которыми Вы будете продолжать общаться? Враги?

— Врагов не появилось. Были разногласия, острые споры, но ничего такого, что позволило бы кого-то возводить в ранг врагов. Думаю, и меня таковым не считают.

Интересных людей, единомышленников, настоящих, крепких, которые не ломаются в сложных обстоятельствах, узнал много. Буду рад общаться с ними дальше, и уверен, что так и будет, где бы каждый из нас ни находился и в какой должности ни работал.

— Назовёте?

— Виктор и Андрей Константиновы, Роман Крылов, Владимир Карпов, Игорь Вишняков. Из депутатов — Михаил Крылов, Татьяна Наветная, Юрий Артемьев. Круг хороших людей гораздо шире, чем я назвал: это руководители предприятий, учреждений культуры и образования. Просто замечательные люди. Считаю, что именно Ржев — настоящая культурная столица Тверской области. Город живет духовной, культурной жизнью, а не тусовочно-ночной. Ржевитяне интересуются искусством, развиваются в этом русле и достойно держат высокий уровень своего города.

— Александр Валерьевич, что Вы назвали бы главным достижением и главным разочарованием этого ржевского года?

— Главное достижение в том, что мы создали условия для того, чтобы здесь прекратили существование представители теневого коммунального бизнеса — такие компании, как «Ржевтеплоэнерго», «РУК», которые годами выкачивали деньги из города и не вкладывали взамен в инфраструктуру ничего. На их место, я верю, пришли ответственные деятельные организации, работа которых прозрачна и с которыми можно строить отношения в долгосрочной перспективе. Многие, возможно, недооценивают значения этих перемен, я же считаю, что мы вырвали гнилой, больной коренной зуб. Важные достижения — начатый ремонт дорог: объездной, Советской площади; улучшенное уличное освещение. Достойно отметили юбилей славного города Ржева.

Разочарования? Для меня лично таковым стала та легкость, с которой в Ржеве могут извратить даже неполитизированные события, необъективно преподнести позитивные вещи и очернить людей. А в более широком плане — разочарован тем, что ситуация на «Ржевском краностроительном заводе» не улучшилась. Областные и федеральные власти сделали все, от них зависящее, для оздоровления, оживления этого предприятия созданы предпосылки, но собственники и руководство завода ими не воспользовались. Я очень хотел бы, чтобы ситуация поменялась, ведь и налоги, и рабочие места для города чрезвычайно важны.

— А какие проекты Вы бы завершили, оставшись?

— Мы начали формирование трехлетней программы ремонта и реконструкции дорог, благоустройства дворовых территорий — я надеюсь, ее завершат без меня. Как и благоустройство набережных: мне представляется, что они должны быть облагорожены, грамотно озеленены и вымощены плиткой, и стать украшением города.

— Скажите, почему не удался проект с «Тверьводоканалом»? Да, Вами принято решение о продлении договора аренды муниципальных сетей и имущества водоснабжения с ООО «Система водоснабжения», однако речи о концессионном соглашении уже нет, и сегодня Дума готовится обсуждать передачу этого хозяйства МУПу, а потом, возможно, и учрежденному им ООО… Я летом своими глазами видела и новое оборудование, и врезки, и реанимированные скважины — «Система водоснабжения» за год успела много. Но почему эта линия не продолжена?

— Потому что у людей, которые занимаются такими проектами, горизонты планирования должны простираться минимум на 3-5 лет вперед. А в реалиях нет видения даже на год.

— То есть, если отмотать время назад, Дмитрий Капустин не стал бы заниматься ржевским водоканалом, Вы бы не стали делать ставку на «Тверьводоканал»?

— Я бы снова пошел по этому пути. Кто бы что ни говорил, за год эта команда сделала то, чего не делалось десять лет. Они модернизировали КНС, установили частотные регулировки на водозаборах, поменяли и проложили дополнительные трубопроводы, запустили тетеринские скважины. Мы начали идти в правильном направлении, а каким путём в Ржеве пойдут дальше — посмотрим. МУП? Хочу с долей скепсиса пожелать ему удачи, потому что в чистом виде он вряд ли справится с задачей, работу ему сильно осложнит несбалансированность тарифов на воду и электроэнергию. Государственно-частное партнерство — вот правильный путь. Вопрос здесь в обеспечении экономической прозрачности, чтобы деньги не уводились и не выводились никуда, и в управляемости. Насколько будут обеспечены эти условия, настолько результативной станет работа для города и его жителей.

— Перейдем к другому проекту, в отношении которого ни прозрачности, ни управляемости не получилось. Это ООО «РКЦ-Ржев». В чем причина неудачи?

— Коллеги из Твери не выполнили взятых на себя условий. Мы со своей стороны должны были обеспечить программное обеспечение, системы биллинга, процессы отчислений и распределения средств. Когда поняли, что управляемости и прозрачности, о которых мы говорили выше, несмотря на предпринимаемые меры, не получается, а в результате неразберихи город поднят на уши, мы, то есть муниципалитет, вышли из этого проекта.

— А как Вы прокомментируете где-то звучавшую информацию о том, что в «РКЦ-Ржев» собранные средства перечислялись ресурсо-снабжающим организациям неправильно, одним в приоритетном порядке, другим — по остаточному принципу, и что в результате неизвестно куда исчезли порядка 10 миллионов рублей?

— Об уводе суммы слышу впервые, но как только мы узнали, что расщепления и отчисления средств идут так, как кому-то нужно, а не так, как должно быть, тут же собрали совещание и приняли решение о выходе из проекта, начатого совместно с теми людьми, которые не сдержали своих обещаний, хотя изначально договаривались друг друга уважать. Я не будут называть фамилий и позволю себе оставить это без комментариев.

— Александр Валерьевич, одним из упреков в Ваш адрес звучали сложные отношения с предпринимательским сообществом города. Вы изначально не пытались наладить этот контакт, или он не сложился?

— Почему не сложился? Старался найти общий язык со всеми, и с теми, кто на меня выходил и обращался, нашел. Если какой-то конкретный бизнесмен на меня обижен — это частный случай. Возможно, мне просто физически не хватило времени выслушать и погрузиться в его проблемы. Но заниматься ими в разгар коммунальных войн было непродуктивно.

— Давайте поговорим о выборах. Вас назначила Дума, она же приняла Вашу отставку и утвердила исполняющего обязанности главы администрации. В Ржеве есть инициаторы другого пути — прямых выборов единого главы. Только так, считают они, народ осуществит свое конституционное право, а к власти сможет прийти народный избранник. Недавно один из городских руководителей сказал: без одобрения региональной власти избранный глава муниципалитета результативно работать не сможет. А что скажете Вы?

— Что без поддержки на всех уровнях работать действительно невозможно.

— То есть, межбюджетные отношения таковы, что без поддержки личными связями система не функ-ционирует как должно?

— Нет, не так. Без глубокого понимания руководителем источника проблем, хозяйственных вопросов, экономических закономерностей и сути тех же межбюджетных отношений его работа не сложится. Это не имеет ничего общего с популизмом этого руководителя. А в ходе прямых выборов к власти имеет больше шансов прийти именно популист. Реальный пример — Кимры. Народный избранник, коммунист встал во главе муниципалитета. И что сейчас по этому поводу думают жители города Кимры? Ничего хорошего! Город дестабилизирован.

— То есть, Вы не представляете реальным механизм, когда неподдержанный мэр не может претворить ни одного проекта, потому что вышестоящие власти не одобряют его и не подтверждают участие города в программах?

— Конечно, нет. Делать жителей крайними, если не одобряешь главу муниципалитета!? Нет.

— Тогда вопрос следующий — к Вам, который уже может ответить на него не теоретически, а исходя из практики. Вы считаете, при сложившихся межбюджетных отношениях город, район могут нормально функционировать? Не латать дыры, а развиваться — на те деньги, которые имеет?

— Могут. Что для этого нужно, Вы спросите? Та же управляемость в муниципалитете и муниципалитетом, прозрачность и открытость, чтобы деньги не разворовывались.

— А они в Ржеве разворовываются?

— В городе Ржеве деньги не разворовываются.

— Почему тогда не хватает на уличное освещение, на благоустройство «БиЛДу»?

— На следующий год мы заложили в бюджет «БиЛДу» вполовину больше, чем в предыдущем. Это немало! Создана целая программа реанимации этого предприятия. Просто не надо тратить средства впустую.

— Что Вы имеете в виду?

— Использование песчано-соляной смеси — есть гораздо более эффективные технологии. Есть возможность осветить весь город, при этом тратя меньше средств, чем сейчас. И то, и другое было начато, и я очень надеюсь, что мой преемник, кто бы это ни был, доведет начинания до конца.

— Но ведь ничего сложного в этом, казалось бы, нет. Грамотный руководитель знает, как осветить город, как сделать расходование средств эффективнее — но многие вопросы, ответы на которые лежат на поверх-ности, не решаются годами…

— Да, именно так, решения лежат на поверхности. Но каждое благое начинание разом обрастает каким-то негативом. И почему-то люди предпочитают искать не пути решения проблемы, а тайные умыслы тех, кто идет вперед (возможно, делая неизбежные ошибки). И искать (или назначать) виноватых. А у такой психологии будущего нет.

— Александр Валерьевич, череда городских руководителей позволила ржевитянам понять, что их дела действительно познаются в сравнении. Я же хочу пожелать удачи Вам на новом поприще, и нам в нашем родном Ржеве.

— Я оставляю пост главы администрации спокойно, ни от кого не пряча взгляд, и благодарен судьбе за то, что позволила мне узнать Ржев — красивый город с хорошими добрыми людьми.

Беседовала

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *