ВО СЛАВУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

С 22 по 29 декабря во Дворце культуры ржевитяне могли приобщиться к высокому художественному искусству. Здесь демонстрировались картины, ставшие классикой русской живописи. Причем, все они были объединены общей идеей — становления и развития русской государственности. Поэтому выставка и носила название «Во славу земли русской» и посвящена была 800-летию Ржева. Посетители могли увидеть историческое полотно русского живописца Наркиза Николаевича Бунина «Эпизод из русско-турецкой войны (подвиг генерал-майора В.Н. Лаврова в сражении при Горном Дубняке 1896 г.)», и более 20 картин художников Ивана и Дмитрия Коваленко, которые рассказали о русской истории с древнейших времен и до 1917 года. Кроме этого, выставка включала в себя виртуальный информационный стол, где можно было ознакомиться с другими классическими произведениями искусства.

БОЛЬШОМУ СОБЫТИЮ — ШИКАРНОЕ ОТКРЫТИЕ

Открылась выставка 21 декабря. Мероприятие прошло при поддержке Министерства культуры РФ, правительства Тверской области и администрации Ржева. Выставка подобного уровня для нашего города — большое событие. Так что открытие экспозиции собрало многих деятелей культуры и искусства. С приветственными словами обратились глава города Вадим Родивилов, глава Ржевского района Валерий Румянцев, священник храма Новомученников и исповедников Российских отец Никита. Особо стоит отметить людей, благодаря которым стало возможным проведение данной выставки. Александр Киселев, вице-президент конфедерации антикваров и арт-директоров, рассказал о том, как к ним обратились из Тверского государственного объединенного музея с просьбой подготовить картины для проведения такой выставки. Поскольку конфедерация в послед-ние годы проводит программу «Большое искусство — малым городам», похожие выставки проводятся повсеместно, в том числе и в нашей области. Этой организации гораздо проще, чем государственным музеям, найти подходящие для проведения выездной выставки картины. Татьяна Черных, генеральный директор Тверского Государственного объединенного музея, рассказала: изначально планировалось разместиться в Выставочном зале, но там шел ремонт. Завершилось открытие праздничным банкетом.

О БИОГРАФИЯХ ХУДОЖНИКОВ

Здесь, пожалуй, не обойтись без исторической справки. Хотя картины представляют собой большую историческую и художественную ценность, про их авторов известно скорее любителям искусства, нежели широкой публике.

Будущий художник Наркиз Бунин (1856–1912) появился на свет в селе Касторное Землянского уезда Воронежской губернии, в дворянской семье. Учился в военной гимназии, затем в Горном институте. В 1877 году поступил вольноопределяющимся в армию. Прошел путь от строевого офицера до полковника, умудрившись совместить со службой обучение в Академии художеств — в качестве вольнослушателя. В армейской жизни он черпал многочисленные сюжеты для своих полотен. Добился значительных успехов в обоих видах деятельности.

Наркиз Бунин запечатлел боевые эпизоды трех войн, был также «лучшим изобразителем строевой лошади», как его величали современники, и автором «неоднозначной» картины «Рыбная ловля», вызвавшей в начале ХХ века настоящий скандал. Художник изобразил мировых классиков: Льва Толстого и Репина за ловлей рыбы в пруду — в рубахах, босыми, без штанов.

Не менее интересен и другой масштабный проект, который представлен одновременно с картиной Н.Н. Бунина. Отец и сын Коваленко — более близкие к нам с исторической точки зрения художники. Иван Коваленко родился в 1931 году, а Дмитрий в 1957-м.

Итогом их совместной работы стал цикл из более чем двадцати больших акварельных работ. В которых, как уже отмечалось ранее, запечатлены ключевые события русской истории со времен Рюрика до Октябрьской революции 1917 года.

Художники поставили перед собой сложную задачу: не просто красочно проиллюстрировать историю России, но досконально воссоздать атмосферу, в которой протекала жизнь предков и свершались решающие для страны события. На реализацию задуманного у живописцев ушло более десяти лет (точку в творческом тандеме поставила ранняя кончина Дмитрия Коваленко в 2006 году), но в результате этого кропотливого труда была создана коллекция, достойная называться уникальной. Произведения отличает исключительная точность в подаче исторического материала, ювелирная проработка деталей интерьера, костюмов и всей обстановки изображаемой эпохи, внимание к подробностям и нюансам. Благодаря такому подходу достигается удивительная достоверность жанровых сцен. Всего работа над проектом продолжалась десять лет. Художники изучили большое количество музейного и архивного материалов, чтобы точно воссоздавать сюжеты разных эпох.

Я — ЗРИТЕЛЬ,
Я ТАК ВИЖУ

Ну и напоследок — немного личных впечатлений. В первую очередь хочется отметить, что хоть художников и объединяет историческая тематика, но картины с точки зрения подачи материала, художественных приемов, да даже цветовой гаммы — разные абсолютно. Картина Наркиза Бунина написана в более спокойных, даже «землистых» тонах. С другой стороны, земли и даже грязи на войне (любой) с избытком. Наркиз Бунин хоть и сам не был свидетелем изображенного события, явно писал картину, исходя из своего военного опыта. Картина кажется сделанной случайно фотографией — никто специально «в кадр» не смотрит, она хоть и не цепляет взгляд своей яркостью, но выглядит очень достоверной.

Пару слов о том, что же изображено на картине (цитата из Википедии): «12 октября 1877 года, в 9 часов утра войска генерала И.В.  Гурко начали штурм укрепления турок у села Горный Дубняк. Позиция турок была крайне выгодной — высота на ровной площадке, господствующая над окружающей местностью. Несколько приступов были неудачными, и В. Н. Лавров вновь решает вдохновить бойцов примером. «Молодцы! Сейчас пойдем в атаку. Когда я взмахну саблей и крикну «ура!» — смотрите все за мной», — обратился он к солдатам. Генерал, не добежав 50 метров до турецкого редута, упал от двух пулевых попаданий».

Картины же Ивана и Дмитрия Коваленко выглядят более яркими и нарочитыми. Все они выполнены акварелью, и иногда, как у всех хороших работ, выполненных в этой технике, кажется, что они «светятся». Не знаю уж с чем это связано, но лично у меня некоторые акварельные работы вызывают ощущение, что они написаны на каком-то блестящем, вроде шёлка, материале. То есть, проходя мимо любой работы, взгляд задерживаешь в первую очередь на приятном сочетании цветов. А если говорить о сюжете, то невольно возникает ассоциация с иллюстрациями исторических книг, где кажется, что персонажи немного «позируют» художнику. То есть, персонажи не смотрят на художника/зрителя, но есть ощущение, то, что происходит на картине, происходит именно для зрителя. Впрочем, думаю, это осознанный художественный прием. Картины Коваленко с первых секунд вступают со зрителем в диалог, но это не диалог очевидца событий, а, скорее, талантливого профессора истории с хорошим ораторским талантом: «в году таком-то произошло такое-то событие…».

Подводя итог, можно сказать, что выставка стала еще одним хорошим подарком к 800-летию нашего города. Возможность посмотреть подобные картины выпадает нечасто. Жаль, что сроки ее проведения были небольшими.

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

 

Один отклик на ВО СЛАВУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

  1. Уважаемый г-н Кутузов, Пишет Вам Венцислав Чаков с города Балчик, Болгария. Я работаю в нешего исторического музея и интересуюсь с русское батальное искусство. Как болгар тема о Русско-турецкая освободительная война 1877-78 г. конечно очень интересует.Вчера нашол информация о выктавка в конце 2016 г. «Во славой русской земли» в Вашего города, котороя отразили Вы в Вяшего репортажа. Мне очень заинтриговала картина Наркиза Бунина о смерть генерала Лаврова. Если вазможно можете ли выслать мне ето Ваше фото показаное здесь. Для контакт: vchakov@abv.bg Заранее спосибо Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *