Ольга Анатольевна КРЕСНИЦКАЯ, директор Дворца культуры, руководитель детского театра «Мальчишки и девчонки»: «Во взрослую жизнь обязательно надо брать мечту»
— Ольга Анатольевна, сейчас, наверное, самые удивительные дни в году: только отметили Новый год и Рождество, впереди — Старый Новый год, Крещение…
— Я бы даже сказала, волшебные дни.
— А там, где волшебство, там и чудо.
— Чудеса случаются вопреки всему. Надо верить, ждать, думать об этом. И обязательно брать с собой во взрослую жизнь мечту. Держать её при себе, возвращаться к ней мысленно при каждом удобном случае, замечать счастье, радоваться ему. Тогда мечта сбудется. Ничего не происходит с человеком просто так: встречи, испытания, расставания, «нежданные» радости — всё предопределено.
Культура — само по себе волшебное слово, потому как это дух, наше духовное здоровье. Для меня дух и есть волшебство, которое помогает, заставляет думать, идти дальше, творить.
— Дарить улыбки, радость — Ваша работа. Выходит, работники культуры — волшебники.
— Так и есть. Мы работаем волшебниками. Волшебник — это сложная работа, счастливым сделать хоть кого-то. Зритель приходит к нам с разным настроением, бывает, не готовым к тому, что увидит и услышит. В новогоднем спектакле этого года мы «сделали» короля, не выговаривающим букву «р», и, обращаясь к принцессе, он говорит: «длузья, у кололевских особ не мозет быть длузей». Юные зрители, даже те, кто не собирался смеяться, реагируют моментально. Улыбаться начинают взрослые. Построить спектакль — психология.
— И Деда Мороза, такого, как в ДК на новогодние утренники приходит, нигде больше не сыскать…
— Это точно. Дед Мороз у нас заслуженный, фактурный.
— Каким бы ни был год по восточному календарю, вне зависимости от времени года, Дворец культуры насыщен событиями.
— Темп нашей работы не убавляется никогда, к плановым делам, как правило, прибавляются ещё и внеплановые.
— Прошедший 2016 год оправдал возложенные на него ожидания?
— Году мы благодарны. То, что год 800-летия Ржева будет сложным, понимали изначально. Наши силы, умения, возможности, способности были направлены на создание атмосферы глобального и ответственного праздника.
Если говорить о такой составляющей как усталость (она, конечно, присутствовала), она ничего не испортила, даже, наоборот, закалила. Мы смогли мобилизоваться, работали в хорошем темпе. Выполнили поставленные творческие и режиссерские задачи. С моими ребятами в театре проделали большую работу, поставили серьезные произведения. Они справлялись с одним, брались за другое, продолжали расти в мастерстве. За 2016 год воспитанники Дворца привезли с конкурсов 50 дипломов лауреатов и дипломантов. А знаковых, серьезных мероприятий, в наших стенах было проведено 250.
— Хвалите своих юных артистов?
— Честно… Нет. Они на меня всегда поглядывают, пытаясь разглядеть и понять, что я могла бы сказать. Я требовательная, не строгая. Выпускники прежних лет, их родители после спектакля говорят: «Да, этот состав сильнее…». Для меня же хороши все, каждый был силён чем-то своим.
— Как распределяете роли?
— Французский писатель Гонкур точно подметил: «распределить роли в пьесе труднее, чем составить кабинет министров». Учесть нужно многое: исполнительские способности, возможность раскрыть роль, открыть самого подрастающего артиста. Ребята могут быть одного возраста, но по восприятию, ощущению жизни они — разные. Распределение ролей — прерогатива режиссера. В репертуаре повторений нет. У меня есть свои приоритеты, но у всех ребят свой Хармс, свой Маяковский на каждый состав свои произведения.
— Вы ходите в школу, следите за успеваемостью своих воспитанников. Зачем?
— На занятиях мы, руководители объединений, создаём для ребят ситуацию успеха. Выступления перед публикой, аплодисменты — все здорово, но успешный человек тот, у которого всё по порядку, он должен стремиться преуспевать везде, будь то школьные или дополнительные занятия. Все мы стараемся придерживаться этого правила.
Всего в ДК 24 клубных формирования: общественные объединения и народное творчество. По окончании выпускники получают свидетельства. Оно, конечно, идёт в портфолио, возможно, помогает при поступлении. Но важнее, что у тебя наработано, какие в копилке есть знания. Качество работы коллективов хорошее. Попав в творческую трудовую ситуацию, новичкам-руководителям объединений, самим ребятам приходится расти. Всех желающих учим. Но, как говорится, невозможно научить, возможно только научиться. Показать, что ты умеешь в творчестве, мало, здесь нужен постоянный диалог с воспитанниками, со зрителем.
— Ольга Анатольевна, Вы много лет работаете с детьми…
— Хотите спросить отличаются ли ребята? Во все времена были нормальные, обычные и очень разные дети. С ними нужно лишь нормально общаться. А без сложностей никак, они у каждого индивидуальны. Какую среду вокруг него создаешь, таким ребенок и будет.
— Прийти в коллектив «Мальчишки и девчонки» — одно, нужно суметь там остаться (ДЭТ «Мальчишки и девчонки» состоит из 4-х групп).
— Отбора у нас нет. Деток приводят, начинаем с ними заниматься. Дальше увеличивается нагрузка, требования, и каждый для себя и своего ребенка решает сам: остаётся в театре или нет.
Как бы это, может быть, жестко ни звучало, в искусстве должен быть отбор. И дело здесь не в выносливости ребят, их силе, до конца идут (в 11 классе получают свидетельства об окончании) те, кто поймал дух искусства, у кого внутреннее состояние схоже с тем, чем мы увлечены. Заниматься театром, танцами невозможно без знаний их возникновения, истории, литературы, не слушая музыку… Все это позволяет с большим интересом и качественно подходить к выбранному пути.
— Мероприятия ДК собирают много зрителей, причем, не только из числа близких родственников маленьких артистов.
— Публика у нас воспитана тем, что происходит на сцене. Постепенно, раз от раза, сам человек привыкает находиться в атмосфере творчества. У нас много клубных формирований для разных возрастных групп, поэтому и разный зритель.
— Всякий раз перед началом спектакля Вы просите зрителей потерпеть с аплодисментами до окончания действа. А порой так хочется отреагировать на отдельный эпизод или фразу актера…
— Аплодисменты в середине сцены разрывают целостность восприятия всего спектакля. Поэтому рекомендую досмотреть до конца, а уж там искупать актеров в овациях. Я сама не прихожу в театр отдыхать. Смотрю, анализирую, подмечаю… И ребят учу смотреть спектакли: подача роли актером, режиссерские ходы. Погружение актера в материал очень важно, без него невозможно достойно сыграть роль.
— Больше 26 лет Вы руководили детским эстрадным театром, а позже — и Дворцом культуры. Откуда берете силы, энергию?
— Все эти годы я много училась, накапливаемый опыт упускать нельзя. Подпитываюсь идеями, новыми знаниями, общением с удивительными людьми, такими, как Валерий Фокин (народный артист РФ, российский режиссер), Константин Райкин (руководитель театра «Сатирикон», народный артист РФ). Я везучая на хороших людей. Мой первый опыт работы на театральной сцене был под началом Елизаветы Паршиковой. В непростые для меня моменты жизни она всегда была рядом. Член Союза театральных деятелей Вера Ивановна Кутузова (заслуженный работник культуры РФ) провезла меня по таким курсам, куда я никогда и не думала попасть.
— Знаю, что многие выпускники «Мальчишек и девчонок» прошлых лет пошли по профессионально-творческой стезе.
— Это очень здорово. Лена Филатова, Женя Романов играют в Тверском театре драмы, Ирина Круглова — в Тверском ТЮЗе, Денис Немыкин — в театре Станиславского и Немировича-Данчеко, а также на ТВ, Володя Федоров — в областной филармонии, Саша Катков — дизайнер, Ольга Буланова — режиссер, Ирина Соловьева состоит в режиссёрской группе фестиваля студенческого творчества «ФЕСТОС». Все талантливы и индивидуальны. Хорошо играли, замечательно пели, рисовали, какой сюрприз ждет меня на выпуске у нынешней старшей группы, остается только догадываться…
— В июле прошли основные торжества, посвященные 800-летию, завершался юбилейный для Ржева год яркими декабрьскими встречами.
— И отличной выставкой. Праздник для города продлился. Считаю, для ржевитян фестиваль кино «Стоп! Снято!» был большим подарком. Возможность встретится с искусством — счастье. Странно, когда люди выказывают неудовольствие.
— На открытие, закрытие фестиваля вход был по пригласительным, и без него стать участником действа любой желающий не мог…
— К сожалению, вместимость нашего зрительного зала ограничена 350 местами. Был бы больше зал, и гостей пришло бы больше. Приглашены были представители разных сфер.
— В 2016 году более тридцати миллионов рублей федеральных средств были выделены городу на проведение ремонтных работ в учреждениях культуры (в рамках 800-летия). Какой суммой может распоряжаться Дворец культуры?
— 5 миллионов рублей выделены в декабре. На эти деньги за два квартала планируем выполнить ремонт некоторых внутренних помещений и отремонтировать фасад. Весной в первую очередь возьмемся за систему отопления.
3 миллиона 800 тысяч рублей по проектно-сметной документации на ремонт системы отопления нам дает город. Отопление во Дворце замуровано в стенах. С виду красиво. Но по прошествии полувека трубы начинают рваться, найти и устранить порывы непросто.
— Серьезный ремонт помещения ДК «видели», наверное, давно…
— Порядка десяти лет назад были отремонтированы уборные. На одной из встреч Марк Захаров спросил у директоров театров, собравшихся у него на курсах: «с чего начинается театр?» Ответ, казалось бы, очевиден: «с вешалки», но мэтр внес серьезное уточнение, и я с ним полностью согласна.
В прошлом году ПАО «Электромеханика» помогло с ремонтом напольного покрытия сцены.
Дворцу требуется серьезная реконструкция, переоснащение. С одной стороны, мы как будто бы пооснащеннее других учреждений культуры в городе, а с другой, в сравнении с областью, проигрываем…
К сожалению, в Ржеве нет концертного зала, который бы отвечал требованиям современности.
— Ольга Анатольевна, чего ждете от года наступившего? Количество мероприятий точно не уменьшится?
— Планов, как всегда, громадье. Поле деятельности — огромное. 2017 — Год экологии, мероприятия будем проводить и в этом направлении. Духовное здоровье населения, дружба с культурой — неотъемлемая составляющая экологии. Запланировали концерт-референдум «Во имя жизни на Земле», в рамках проекта «Школа хорошего настроения» ежемесячно будем проводить интерактивные познавательные программы для школьников младшего звена. В этом году десятилетие отметит ансамбль «Ладанка», двадцать лет исполняется духовому оркестру. Проведем уже ставший нашим брендом фестиваль творчества «Зажги свою звезду», фестиваль юных режиссеров, флеш-данса, покажем спектакль по произведению немецкого писателя Бертольта Брехта, намечена большая просветительская работа ансамбля камерной музыки под руководством Александра Иваненко и ансамбля скрипачей под руководством Любови Беловой.
— Спасибо Вам за беседу. Пусть все задуманное обязательно исполнится, воспитанники радуют успехами, зрители — вниманием.
— Спасибо. Хочу пожелать, чтобы каждый из нас в разные моменты своей жизни находил в ней радость. Это зависит от нас самих. Пребывайте в добром расположении духа, ведь именно тогда нам хочется и мы можем созидать.
Беседовала Ольга ЖДАНОВА