«Ржевский калейдоскоп» и фото про Осташков

На прошлой неделе начала работу ежегодная городская фотовыставка «Ржевский калейдоскоп». К сожалению, в этом году показать публике свои работы изъявило желание не так много фотохудожников из нашего города. Поэтому получилось так, что работы гостей из двух фотоклубов из Осташкова на этой выставке доминируют. Также есть несколько работ тверских фотографов. Например, работы Алексея Дудинского, уже хорошо известного ржевитянам, интересующимся фотографией. Впрочем, и тверских фотохудожников на выставке совсем не много. Вот и получается, что основные участники «Ржевского калейдоскопа» — осташковские фотографы. Впрочем, фотографии не становятся хуже или лучше от того места, где они сделаны. Так что, давайте порассуждаем, на что стоит посмотреть.

Первое, на что обращаешь внимание, приходя в Выставочный зал, — новое освещение. В конце прошлого года здесь был проведен ремонт, что положительно сказалось как на внешнем виде помещений, так и на световом сопровождении экспозиции. Если раньше выставленные здесь работы, не важно, картины или фотографии, страдали от недостатка освещения и большого количества бликов, то сейчас ситуация поменялась в лучшую сторону.

Торжественного открытия у выставки не было, что в общем уже стало в некотором смысле традицией этого мероприятия. Свои коррективы внес продолжающийся в Выставочном зале ремонт. Проходить же выставка будет в течение месяца.

Ржевских фотохудожников на выставке всего пять. А также восемь юных участников, только начинающих постигать фотоискусство. Причину малого интереса к выставке в среде фотографов однозначно назвать сложно. Однако думаю, что немаловажным фактором была финансовая сторона вопроса. Поскольку печать фотографий стоит денег, а каких-то дополнительных стимулов у участников нет, кроме как показать свое творчество публике. Но перейдем непосредственно к самим работам.

На выставке представлены сразу три представителя семьи Фадеенко. Начнем с работ старшего поколения этих творческих людей. Сергей Фадеенко представил подборку пейзажных фотографий. Наиболее запоминается фото с названием «Под тучей»: в работе запечатлен летний день и надвигающаяся на зрителя огромная туча. Снимок пронизан предчувствием дождя. Людмила Фадеенко представила четыре работы с общим названием «Монастыри». Как не трудно догадаться, фото изображают разнообразные храмы. Где именно сделаны фото, сказать сложно, поскольку нет дополнительной информации на стенде. Но однозначно — это не Ржев.

С Андреем Фадеенко у автора этих строк давний творческий спор о выборе приемов в фотографии. Например, на этой выставке есть работы, сделанные Андреем во время Недели высокой моды в Москве. Фото объединены общим заголовком «Закулисье» и показывают подготовку моделей перед (или после) выходом на подиум. Возможно, именно поэтому автор сделал снимки черно-белыми, мол, жизнь вне подиума не такая яркая. Однако костюмы моделей хочется видеть в цвете, пусть бы и на подиуме, для контраста. Пейзажные работы в этом плане более понятны. Интересной можно назвать «Зимнюю дорогу» — наполненный холодом снимок, где посреди высокой заиндевелой травы петляет сельская дорога. А вот панорама Старицы, напротив, скорее неудачная, снимок сделан в пасмурный туманный день, и очертания старицкого монастыря просто сливаются с фоном. Невольно возникает ассоциация с «туманом войны» в компьютерных стратегиях, когда территория уже, вроде, изучена, но «своих» сил поблизости нет, появляется подобная дымка. Из нее, как правило, чёрт-те чего вылезти может.

«Там, куда я ухожу… Весна…» — строчка из песни группы «Дельфин». Именно ее выбрала заголовком для своих работ Кристина Иванова. Кристина верна своей привычке делать черно-белые фотографии с несколько мистическим сюжетом. Такие работы, как правило, вызывают свои ассоциации у каждого зрителя и описывать эти работы довольно бессмысленно. Вот, например, девушка смотрит через кусок разбитого стекла. Вроде, просто? Но описать ассоциации, которые вызывает этот снимок, можно на протяжении целого абзаца. А, может, сюжет оставит именно вас равнодушным. В общем, интересные, но неоднозначные работы.

Кристина Иванова ведет во Дворце культуры фотошколу «Вспышка», и на выставке есть работы пятерых ее учеников. Кстати, возраст ребят от 8 до 16 лет. Есть и очень достойные работы, например, снимок со старинными карманными часами.

Более понятен зрителю другой ржевский фотограф — Евгений Григорьев. Это хорошие атмосферные пейзажи, например, с ночной Тверью. А также портреты девушки в шали и с елочными игрушками. Снимки с очень новогодним настроением. Моделью, к слову, была Валерия Попова, работник нашей ржевской типографии.

Также на выставке должны быть работы трех учеников председателя ржевского фотоклуба Юрия Смирнова, но на момент написания материала они еще не были размещены в Выставочном зале.

А теперь о иногородних гостях выставки. «Алексей, верни букашек!» — хочется сказать тверскому фотографу Алексею Дудинскому. Дело в том, что несколько лет подряд этот автор привозил на нашу фотовыставку просто шикарные снимки, выполненные в жанре макросъемки. Это когда делаются крупные фото маленьких объектов, например, цветов или насекомых. Очень яркие и запоминающиеся работы. В этом же году Алексей привез подборку пейзажей Твери. Нельзя сказать, что они плохие, но… верните букашек!

Из работ еще одного тверского фотографа, Сергея Розова, больше всего запомнился минималистичный черно-белый снимок с вороной на фоне кирпичного строения. Из разряда — непонятно, о чем, но смотрится круто!

Теперь мы плавно переходим к фотографам из Осташкова. К слову, в минувшую пятницу их фотоклуб отметил юбилей. Поскольку авторы мне не знакомы, то дальнейший рассказ пойдет, скорее, о фотографиях, чем о фотографах.

Интересная работа за авторством Юрия Крылова — зимняя рыбалка на замерзшем озере. Видно, что мороз ударил раньше, чем выпал снег. Рыбаки сидят на зеркальной глади речного льда, лишь слегка припорошённого белыми полосами снега.

«Портрет друга» изображает мужчину, курящего трубку, фото сделано в естественном контровом освещении, что делает снимок очень атмосферным. Автор — Ульяна Брылевская. «Белая птица зима», автор Анна Бернер. Минималистичный снимок, построенный на сочетании белого снега и черного льда, через которые протянулась цепочка следов. «Город в лужах» за авторством Александра Никитина — это отражение улицы и шпиля храма на мокрой дороге. «Пламя заката» Татьяны Обуховой, «Волна» Ирины Болотиной и «Сумерки» Натальи Цветковой — это пейзажи, сделанные на различных водоемах на закате. Такие снимки всегда красивы и хоть есть в них что-то общее, никогда вы не найдете двух одинаковых работ в подобном ключе.

Работ осташковских фотографов довольно много, и в целом они выполнены на хорошем уровне. Отдельно стоит сказать о работах Павла Северова. Они полностью занимают весь малый зал. В основном, это, скорее, фотографии репортажного плана, изображающие интересные моменты жизни, например, ветерана в военной форме с гармонью, или молодую пару, весело гуляющую под дождем, или бабульку-цветочницу, использующую вместо тележки для своих цветов старую детскую коляску. Это выставка памяти. Сердце Павла Северова остановилось в 2013 году. Что интересно, по профессии он был врач-стоматолог, а любовь к фотографии проявилась в последние три года жизни. За этот период появились очень хорошие атмосферные работы, часть из которых можно наблюдать сейчас в Выставочном зале.

Такой получилась нынешняя фотовыставка. Но все-таки последнее слово всегда остается за зрителем. Если вам интересна художественная фотография — приходите.

Владимир Кутузов

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *