Наталья Бондарчук, Заслуженная артистка России,  режиссер-постановщик и драматург:«Снимать детское кино опасно для жизни!»

— Наталья Сергеевна, мы рады приветствовать вас на тверской земле. Ржевитяне искренне любят вас и следят за вашим творчеством.

— Спасибо.

— Вы — дочь известных родителей. Каково было вам поступать на актерский факультет ВГИКа, заведомо зная, что вас всегда будут сравнивать?

— Мой отец, Сергей Бондарчук, целый год не знал, что я учусь во ВГИКе, потому что родители расстались, когда мне было восемь лет. И мама не сообщила папе, что я иду поступать в ту же мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, которую заканчивали мои родители.

— Вы поступили с первой попытки?

— Да. Сразу после школы. Мне было 17 лет. Дело в том, что это было время, когда подросли так называемые «дети молодогвардейцев»: Володя Тихонов, Наташа Гурзо… Из всех «молодогвардейцев» поступила только я. Так мне повезло. Мама пила валерьянку, поскольку она знала, что меня непременно будут сравнивать и с нею, и с отцом.

— То есть была против актерской профессии?

— Нет, нет. Ни в коем случае не против. Она прекрасно понимала, что судьба актрисы — непростая судьба.

— Усыпанная не только розами, но и шипами.

— Да, колючками. Но я была хорошо подготовлена. С 13 лет увлеклась театром. С удовольствием играла в детских сказках, спектаклях. Мне было понятно, что такое этюд. Я очень любила поэзию Заболоцкого. На экзамене во ВГИК читала «Журавли». Сергею Аполлинарьевичу Герасимову понравилось.

— Курс, где вы учились, называли курсом четырех Наташ.

— Я училась вместе с Натальей Белохвостиковой, Натальей Гвоздиковой и Натальей Аринбасаровой. А еще были Нина Маслова, Ольга Прохорова, Надя Репина — замечательные девочки. Мальчики, к сожалению, все уже ушли из жизни, кроме Анатолия Переверзева и Юрия Николаенко. Трагически погиб Талгат Нигматулин, затем умер Вадим Спиридонов, Коля Еременко… К счастью, все наши девочки живы-здоровы.

— Ваш дебют — фильм «У озера» Сергея Герасимова.

— Да, но эту роль никто не помнит. Я еду в вагоне-ресторане и говорю только одну фразу: «Ты ешь, ешь, парень». Все. Но так как это был фильм Сергея Герасимова и мой дебют, я всегда вспоминаю эту картину. Когда я училась на третьем курсе, к нам пришел Андрей Тарковский — искал актрису для нового фильма. Он видел меня в четырех ролях. Я играла Гертруду в сцене с Гамлетом, Коробочку в «Мертвых душах», Фиби «Над пропастью во ржи» и в «Вестсайдской истории» я отчаянно дралась.

Посмотрев этот репертуар, он меня пригласил на пробы своего нового фильма, но не утвердил.

— Почему?

— Мне было всего 19 лет, а по сценарию героиня намного старше. Тарковский сказал, что я хорошо играю, и «подарил» меня своей доброй знакомой Ларисе Шепитько. Прошел год. На выпускном я играла в дипломном спектакле «Красное и черное» по Стендалю. Пришел мой отец. Увидел меня, уже состоявшуюся актрису. Мы обнялись и долго плакали. Потом уже не расставались.

К этому времени я узнаю, что Тарковский так и не нашел главную героиню. Я прошу Ларису Ефимовну показать материал фильма «Ты и я», где играю одну из главных ролей. Тарковский посмотрел и удивленно спросил, кто же это играет? Когда узнал, что это его «подарок» — Бондарчук, потребовал «подарок» обратно.

— Тарковский вас дождался.

— Да. Так я оказалась в одном из самых интереснейших фильмов отечественной кинематографии — «Солярис», где я сыграла главную роль — роль Хари. Моими партнерами были Донатас Банионис, Юрий Ярвет, Анатолий Солоницын. Фильм снимали гениальный оператор Вадим Юсов и гениальный режиссер Андрей Тарковский.

Только в советское время с этой картиной мы объездили 55 стран. После «Войны и мира» «Солярис» был самым выездным фильмом.

— Эта картина была первой ступенькой в вашей творческой биографии. Однако и в личной жизни произошли большие перемены — вас и Андрея Тарковского связывали взаимные романтические чувства?

— Это так. Но об этом можно прочитать в моей книге «Единственные дни». Хочу рассказать о следующем этапе моей жизни, связанном с картиной Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».

— Это фильм о женах декабристов, где вы блистательно сыграли Марию Волконскую.

— Когда мне было 11 лет, я прочитала «Записки Марии Волконской» и влюбилась в эту женщину. Всегда мечтала воплотить ее образ на экране.

— Этот замечательный фильм, рассказывающий о нашей истории, уверена, посмотрит еще не одно поколение зрителей. А теперь, если вы не против, давайте поговорим о сегодняшнем дне режиссера Натальи Бондарчук.

— С удовольствием. Я начинала 2016 год в Ханты-Мансийске кинофильмом «Тайна Снежной королевы» и заканчиваю в Ржеве этой же картиной. В 2017 году фильм появится в 3D.

— Это старая добрая сказка про Кая и Герду?

— Не буду ничего говорить. Все увидите сами. Скажу лишь, что фильм снят по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Я придумала собственный сюжет: «Тайна Снежной королевы».

И мне очень приятно, когда четырехлетние дети в конце фильма подходят к мамам и говорят, что заплакали от радости.

— Значит, цель достигнута?

— Да. Цель достигнута. С этой картиной я объездила почти всю Россию — фильм показали в 40 регионах. Но, поскольку у нас нет проката и прокатной судьбы детского кинематографа, то это — «слезы». И если бы сейчас мне не помогли, то долги за эту картину были бы до конца моей жизни. Так сейчас, к сожалению, устроен детский кинематограф.

— Поэтому и нет у нас детских фильмов?

— Мы поднимаем этот вопрос на конференциях кинематографистов. А детских фильмов нет по той причине, что нет проката.

— И каков же выход, на ваш взгляд?

— Нужно строить и возвращать государству государственные кинотеатры. Могу с уверенностью сказать, я теперь знаю, где «Родину» не продали. Потому что «Родина» — это название кинотеатра в одном маленьком провинциальном городке — забыла его название — где состоялась премьера фильма «Тайна Снежной королевы». «Родина», «Победа», «Октябрь» — таких кинотеатров осталось очень мало, по пальцам можно пересчитать. Сотни людей мне потом писали: «А у нас продали».

— Это страшно.

— Это самое страшное, что есть на свете, потому что, если мы говорим о захвате нашей Родины, то она захватывается изнутри. Мой отец Сергей Федорович Бондарчук, когда его гнобили на одном из съездов, в 1986 году, предсказал две вещи. Он сказал, что будет разрушение Советского Союза и неимоверное падение культуры в целом. У нас что, сейчас есть Союз композиторов, Союз писателей? Остался один Союз кинематографистов. И то там против Никиты Михалкова — тучи! Поэтому этот вопрос очень серьезный.

Но если мы будем продолжать поедать попкорн с не нашей культурой, произойдет следующее. Нам не нужны будут ракеты сверхдальности, сверхскорости. Людям будет все равно. Мое поколение закалено Любкой Шевцовой, фильмами моего отца: «Они сражались за Родину», «Война и мир». Если мы все это забудем, то будет так, как произошло недавно на Урале. 14-летний мальчик на мой вопрос: какой твой любимый российский актер, ответил: Шварценеггер.

Но откуда ребенку знать, где русский актер, а где американский, если в их кинотеатре, построенном на американские деньги, на русском языке показывают только американские фильмы, а с афиш смотрят американские артисты? Так постепенно размывается понятие русского, национального.

Это мина быстрого действия. Эти дети не будут любить русский язык, они не будут читать Пушкина, Гоголя, Толстого. Они изменятся сами. Тогда какие русские ценности мы будем защищать, если дети наши будут не нам принадлежать? О битве за детское кино, которая сейчас разгорается, я говорила еще 10 лет назад в Совете Федерации.

Уверена, что сегодня надо отстаивать каждую пядь земли, связанную с детской кинематографией, спектаклями, отстаивать, как последний рубеж, далее которого невозможно идти.

— Как мне думается, современные дети плохо ориентируются не только в отечественном кинематографе, многие не знают героев гражданской и Великой Отечественной войны, поскольку не читают или мало читают произведения художественной литературы. Поэтому их герои — супермены из заграничных фильмов. Это наша беда, трагедия.

— Назову это по-другому. Это диверсия против России, так как это сделано специально. Легче всего подорвать нацию таким образом.

— Почему же власть имущие не понимают этого?

— А почему у нас не понимают, как можно выдворять из собственной квартиры мать с тремя детьми? Почему на сложную операцию ребенку мы должны деньги собирать всем миром? А где же государство?

Я ненавижу слово «капитализм». Я была недавно в Люксембурге. Это монархическая страна, крошечное королевство, где правят герцог и парламент, где самый высокий уровень жизни — и самая высокая социальная защита людей.

Я уверена, что защита детства и старости, бесплатное медицинское обслуживание и обеспечение работой (или достойным пособием по безработице) — это незыблемые понятия. Если у людей нет работы, нельзя их унижать и выдворять из собственного жилья. Это бесчеловечно. Поэтому у нас пьют суррогаты, травятся ядами, так как деваться некуда.

При этом я абсолютная патриотка своей страны. Я поддержала присоединение Крыма к России, и стала невъездной на Украину, на родину отца. Я сняла на эту тему документальный фильм «Особое мнение». Помогала беженцам с Украины…

— Вы успеваете снимать новые фильмы, ездить по стране. У вас очень насыщенный график работы.

— Я бы сказала — перенасыщенный. Я живу в машине, самолете… Вчера была за рубежом, а сегодня вот в Ржеве. За последнее время, кроме выпуска фильма «Тайна Снежной королевы», я поставила два спектакля, один детский — «Бемби», другой — к 90-летию моей мамы Инны Владимировны Макаровой — «Артистка из Сибири», где актеры играют моих молодых родителей, а также весь курс, который поступает во время войны к Сергею Герасимову. Заканчивается спектакль словами Фадеева: «Не знаю, какая Макарова Кармен, но то, что Любка Шевцова — это точно».

— А мы не увидим фильм про «Артистку из Сибири»?

— Очень хочу снять, но все упирается в финансы.

— Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о вашем детском театре.

— В 2016 году нашему театру «Бемби» исполнилось 30 лет. И все это время по всем странам мира мы играем спектакль «Снежная королева», где, кстати, сейчас роль Короля исполняет Сереженька Давыдов. Он из Ржева. «Снежная королева» — наша самая любимая постановка. И три десятка лет она идет везде с неизменным успехом. Возможно, вскоре и в Ржеве ее смогут увидеть. Во всяком случае, переговоры ведутся. Мы также поставили мюзикл «Бемби», который тоже хотелось бы привезти в Ржев.

— Я знаю, что вас всегда интересовала и интересует русская история и люди, прославившие Отечество. Вы сняли художественные фильмы о Пушкине, Гоголе, документальные фильмы о Рерихе.

— Фильм «Пушкин. Последняя дуэль» вышел в 2006 году с Сергеем Безруковым, Анной Снаткиной в главных ролях. Это очень современный фильм, он актуален сейчас особенно. В нем все про заговор против Пушкина, а, значит, и против России. Убийство Пушкина — это европейский заговор.

Была такая фигура — Нессельроде. Его называли русским министром австрийских иностранных дел. Ни слова не знал по-русски. Он с определенными людьми устроил нам Крымскую войну. Это разгадал сначала Пушкин, потом Тютчев. Поэтому после фильма о Пушкине я поставила скромный фильм, посвященный Тютчеву: «Любовь и правда Федора Тютчева», где главную роль играл мой первый муж Николай Петрович Бурляев, с которым у меня по сей день хорошие отношения. Следующий фильм я должна была сделать о Лермонтове, но, к сожалению, меня обманули. Подписали со мной фальшивый договор. Наверное, сами насобирали кучу денег. А я чуть не попала в долговую тюрьму и могла лишиться своей квартиры. Так что снимать кино о наших классиках, как и детские фильмы, опасно для жизни.

— Еще у вас была картина о Гоголе.

— Называется «Гоголь. Ближайший». Это художественный фильм о последних днях Николая Васильевича с ретроспективой в его прошлое. Я, слава Богу, успела снять «Гоголя» в Сорочинцах, в доме его матушки, на Украине. Но деньги быстро закончились, был дефолт, и пришлось завершать фильм на киностудии им. Довженко, где мы работали при температуре 10?. Мои актрисы в декольте были синими от холода. Вспоминается, как мы снимали заключительный эпизод картины. На студии отключили горячую воду. Мой Гоголь сидит в чане с водой, а немецкие врачи сверху его еще поливают водой из кувшина. Пришлось подкурить воду, чтобы создать эффект тепла, а на самом деле был страшный холод и ледяная вода. Но актер, Женя Редько, игравший Гоголя, стойко выдержал это последнее испытание. Так получилось, что эту картину отобрали на Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», проводимый при духовном попечительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также Светланы Медведевой, где я получила приз.

— Над чем работаете сейчас?

— Я снимаю фильм «Красная Шапочка он-лайн». Он о том, как дети из Франции и России договорились для русскоязычного мира сыграть он-лайн спектакль «Красная Шапочка». Что из этого получилось, вы скоро увидите.

— Наталья Сергеевна, удалось познакомиться с Ржевом?

— Я успела посмотреть город только на въезде. Но уже сейчас понимаю, что я сюда вернусь снова. Возможно, не одна, а со своим детским театром, если, конечно, пригласят. И тогда будет время рассмотреть все достопримечательности Ржева.

— С нетерпением будем вас ждать. Спасибо за интересную беседу. Здоровья, счастья и новых творческих проектов вам!

Беседовала Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *