Необъявленная война с растительным монстром

Встретила соседскую девочку с перевязанной рукой. Из-под повязки выглядывал безобразный ожог. «Ошпарилась?» «Борщевиком обожглась, вторую неделю не заживает…»

Ожог от ядовитого растения — борщевика Сосновского — не такая уж и редкость. Скорее, закономерность. Получить ожоги теперь запросто можно даже на городской территории — и Ржев постепенно заполоняет это ядовитое растение. Что уж говорить о Ржевском районе, куда борщевик Сосновского завезли когда-то в качестве кормовой культуры. Это агрессивное растение, однажды попав на поля и оказавшись без надлежащего ухода, стало  распространяться и занимать все свободные места.

РАСТИТЕЛЬНАЯ УГРОЗА

Все же надо признать, что борщевик в России пока не считают настоящей экологической угрозой. А зря. Во многих странах, экспериментировавших с борщевиком, уже давно ведут борьбу с ним. И средства на эти цели не сопоставимы с той суммой, что изредка выделяется в нашем государстве. По большому счету — копейки. В Эстонии, например, где на учете находится 1100 очагов борщевика общей площадью 1200 гектаров, на его истребление идет больше средств, чем на борьбу с преступностью. В 2007 году там тратили 6 тысяч крон (примерно 370 евро) на очистку гектара угодий, а в этом году уже 13 тысяч. И результат пока удручающий. То есть, площадь, занятая борщевиком, продолжает увеличиваться, хотя и не так интенсивно, как до начала кампании по борьбе с ним.

По данным Россельхознадзора, 2,186 тыс. га оккупированы ядовитым сорняком в Вологодской области. В Нижегородской области зафиксирована цифра в 2,335 тыс. га.

В Ленинградской области действует долгосрочная целевая программа «Борьба с борщевиком Сосновского на 2011-2015 годы». В Белоруссии жителям, на чьем участке увидят борщевик, влепят штраф. Там к проблеме борщевика относятся очень серьезно и уничтожают ядовитое растение повсеместно. Тверская область в этом отношении пока являет собой территорию бездействия, хотя заросла борщевиком чуть ли не более других регионов России.

А что же Ржевский район? Наиболее обильные заросли ядовитого растения наблюдаются вокруг животноводческих комплексов, в том числе и заброшенных. Постепенно борщевик отвоевывает свободные пространства населенных пунктов. Нередко на территории Ржевского района можно наблюдать следующее: пространство вокруг детсада или школы выкошено, а за забором или в непосредственной близости от него колосится двух-трехметровый борщевик. Страшно представить, если дети вдруг по неосторожности переберутся за забор и побегают в этих зарослях. Медицинские учреждения тоже не убереглись от опасного соседства — участковые больницы и ФАПы существуют как на островах, посреди ядовитых зарослей. Во многих деревнях вокруг заброшенных домов, а порой, и во дворах жилых, борщевик давно прижился и активно распространяется, не встречая препятствий. Год назад я наблюдала такую живописную картину в Ковынево. Что уж говорить об обочинах вдоль дорог, где борщевик вообще вольготно себя чувствует.

Нельзя сказать, что в районе с ним не борются. Вдоль дороги на Победу как-то пытались применять ядохимикаты, но данный метод оказался муниципальному бюджету не по карману. Объемы слишком большие. Пытались поощрять деньгами борьбу с борщевиком, но то ли денег слишком мало, то ли борщевика слишком много…

Сейчас Ржевский район проводит целенаправленную работу по введению в оборот сельхозугодий. Но борщевик отступает только с полей, а населенные пункты по-прежнему остаются в ядовитых зарослях. Это похоже на вялотекущую войну, где с одной стороны — хитрый и целеустремленный захватчик, а с другой — неискушенный в военной науке обороняющийся, которому воевать-то некогда и неохота.

КОСОЙ И ЛОПАТОЙ

8_2И все же одна лишь администрация бороться с борщевиком не может. Тут надо действовать сообща и не кивать все время на соседа или обстоятельства, как у нас принято делать. Иначе, по скромным подсчетам, лет через десять травы и мелкого кустарника в Ржевском районе не останется — все займет борщевик.

Бороться с ним необходимо, не откладывая на потом. Способы довольно простые, учитывая биологические особенности этого растения.

Борщевик Сосновского — двухлетнее растение, цветущее лишь один раз в жизни. Размножается семенами, которые и составляют главную опасность. Один побег борщевика образует ежегодно 20-35 тысяч плодов, в редкие годы мощные особи борщевика могут дать даже до 70 тысяч жизнеспособных семян. Представьте, какую территорию способно заразить своими семенами одно растение всего за один сезон!

Ещё одна опасная особенность плодов борщевика — наличие на семенах выростов, или «крыльев», которые значительно повышают их летучесть и способствуют активному распространению. Потому ветер — главный помощник для захватывания борщевиком новых территорий. Вот почему так легко он занял многие тысячи гектаров в разных регионах страны. Каждый год растение образует семена в большом количестве, однако не все из них прорастают весной следующего года. В первый год обычно прорастает от 20 до 70 %; на второй год — от 30 до 60 % от не проросших в первый год семян. Некоторые плоды борщевика могут прорасти лишь через 5-6 лет или даже через 12-15 лет!

Это обстоятельство важно учитывать при весенних и осенних вспашках всходов борщевика. А раз так долго его семена сохраняются в почве, то и борьба с этими растениями должна длиться до полного уничтожения «последнего семени». Чтобы не было возможности вырасти новым особям из хранящихся семян и дать новые цветущие растения и, соответственно, новые жизнеспособные семена.

Семена борщевика одновременно являются и его слабым звеном. Стоит уничтожить плоды или завязи — и растения больше не дают жизнеспособных диаспор. Ведь борщевик не образует корневой поросли, не отрастает от корня.

Значит, уничтожать его необходимо прямо сейчас, не откладывая, пока ядовитое растение не зацвело. Главное правило такое же, как с английским газоном — регулярность. То есть, уничтожать борщевичные побеги надо постоянно. А еще одно условие — повсеместность. Истребить борщевик на центральной улице, но оставить его заросли на задворках — значит свести все усилия к нулю. Но пока у нас именно так и делают.

Мы уже привыкли к ежегодным весенним субботникам в деревнях и поселках. Почему бы не устраивать и летние субботники по борьбе с борщевиком в населенных пунктах района? Наверняка в каждом доме есть ручная коса или лопата и два-три часа свободного времени, чтобы скосить ядовитое растение!

С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА

Есть еще один способ борьбы с зарослями борщевика. С помощью закона. Он, конечно, более тягомотный, нервный и долгий, но, думаю, что на территории России более действенный, чем ядохимикаты. Это карательные меры в виде штрафов, которые необходимо применять к собственникам земельных участков, заросших борщевиком.

Свободной земли в районе практически нет, вся она находится в чьей-то собственности. Опыт установления собственников у районной власти имеется — администрация района использовала его, чтобы навести порядок в землепользовании.

Существует закон, согласно которому предусматриваются санкции (вплоть до изъятия) за нецелевое использование земель сельхозназначения. А зарастание борщевиком не что иное как нецелевое использование. Также в Земельном кодексе РФ есть статья 42, устанавливающая обязанности собственников земельных участков. Они заключаются, в том числе, и в следующем: «использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности». Хочу заметить, что заросли борщевика, высыхая осенью, весьма пожароопасны. А уж о наносимом окружающей среде вреде и говорить не приходится, поскольку борщевик Сосновского, разрастаясь, вытесняет все остальные растения.

Из всего вышеперечисленного нетрудно сделать вывод, что законными способами все же можно воздействовать на нерадивых собственников земельных участков. Было бы желание.

В муниципальном образовании «Ржевский район» приняты «правила благоустройства», а в сельских поселениях — «нормы и правила в сфере благоустройства», в которых учтены все нюансы отрасли. А вот борщевик как-то упустили. Хотя он гораздо опаснее неправильно построенных заборов, складирования строительного материала и в не положенном месте размещенной рекламы. Наверное, пора в эти правила и нормы включить пункт о недопустимости распространения борщевика и ввести серьезный штраф за заросли ядовитого растения на приусадебном участке. Как, например, это делают в Белоруссии. Уговоры и увещевания на отдельных граждан давно не действуют, так, может, наказание рублем повлияет?

Пора признать, что борщевик — опасное, ядовитое растение, наносящее вред природе и человеку.

***

Нынешним летом в своей деревне Абрамково мы начинаем крупномасштабную войну против борщевика. Борьбу будем вести по всем направлениям — на своих участках, картофельных планах, на подступах к деревне. Знаю, что за один год нам не справиться, тем более, что недалеко от населенного пункта территория животноводческого комплекса, также обильно поросшая борщевиком. Да и не всех жителей удается уговорить принять участие в этой битве. И все же мы намерены бороться до полной победы.

Светлана Кудрявцева

Фото автора

Один отклик на Необъявленная война с растительным монстром

  1. Светлана, обе фотографии в статье — Вашего авторства?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *