«Благо — творить добро»

Татьяна Геннадьевна Куренкова,
начальник территориального отдела социальной защиты населения г. Ржева и Ржевского района: «Благо — творить добро»

— Татьяна Геннадьевна! 8 июня страна отмечает День социального работника. Праздник этот в череде всех прочих занимает столь же скромное положение, как и люди этой профессии в обществе. Между тем, по своим человеческим качествам, способности взять на себя ответственность за здоровье, благополучие, а порой и жизнь людей, которые без посторонней помощи обойтись не могут, социальные работники дадут фору многим другим. Скоро исполнится 20 лет, как Вы трудитесь в социальной сфере. А помните, как все начиналось?

— До 1994 года работала на ОАО «Электромеханика» инженером-технологом. Но в лихие 90-е радикально поменяла сферу деятельности. На заводе не платили зарплату, надо было как-то выживать. Устроилась социальным работником, ухаживала за бабушками. Так что все тяготы социальной службы знаю не понаслышке. Работала специалистом по многодетным семьям, возглавляла отделение семьи и детства в комплексном центре социального обслуживания населения. В 2005 году перешла на должность начальника отдела соцзащиты. Отработав 19 лет, могу сказать, что опыт есть: хорошо знаю все наши структуры, учреждения, их деятельность, планы на будущее.

— Городская социальная структура довольно большая, а с 1 апреля к вам присоединилась соцзащита Ржевского района.

— В нашей структуре 6 учреждений и социальный отдел. Дом-интернат на 600 мест — головное предприятие. Комплексный центр социального обслуживания, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, реабилитационный центр для детей-инвалидов. Социальный приют Ржевского района, Курьяновский дом-интернат. Социальная сфера — хлопотное дело. Люди обращаются в социальную защиту с обращениями, жалобами, просьбами, полагая, что социальная защита может все!

— Но можно очертить реальный круг проблем и людей, которые с ними приходят?

— Большинство — пенсионеры. А также инвалиды, узники, почетные доноры, реабилитированные, семьи с детьми, ветераны труда, дети-сироты — категорий огромное количество. Каждый второй ржевитянин имеет отношение к соцзащите. Если говорить про отдел соцзащиты населения, то это выплата и назначение пособий, компенсаций, льгот. Те меры социальной поддержки, которые положены гражданину по закону. Комплексный центр оказывает все виды помощи — материальная, натуральная, помощь на зубопротезирование, оформление земельных участков, газификация, лечение гемодиализом, проезд неработающим пенсионерам. Все семьи в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации состоят у нас на учете. Дети-инвалиды, одинокие и многодетные мамы. Да, детские пособия составляют 181 рубль. Это мизерная сумма, но по городу полторы тысячи семей пользуются данной мерой социальной поддержки. Сейчас большое внимание уделяем летнему отдыху и оздоровлению: оплачиваем загородный, пришкольный лагерь.

— Татьяна Геннадьевна, можно набросать некий обобщенный портрет социального работника?

— В основном это женщины, имеющие профессиональное образование. Но уже есть и мужчины: в комплексном центре социального обслуживания населения трудятся два молодых человека, юрист и администратор базы данных. В нашем отделе работает специалист по работе с семьями военнослужащих, а также нельзя забывать о мужчинах-водителях, они такие же социальные работники, как и мы. Всегда помогают нам и нашим клиентам. Опыт работы, приобретаемый в социальной защите, многогранен, специалисты, вышедшие из наших стен — готовые сотрудники для любого учреждения, поскольку имеют незаменимый опыт общения. Чтобы быть социальным работником, нужно иметь определенные душевные качества: сострадание, терпение, доброту. Злые люди здесь не задерживаются. Я всегда представляю на месте посетителей свою маму, которая входит в наш коридор и ее встречает множество кабинетных дверей. Куда пойти? Если вижу посетителя, который недоуменно оглядывается по сторонам, всегда интересуюсь: «Вы по какому вопросу?» Пусть 15 минут потрачу на разговор с бабушкой, но доберусь до истины. Учим молодежь, что надо быть добрее, мягче. Личностные качества должны быть очень высокие, чтобы человек мог помогать людям. Смотрю на своих девчонок — все они разные. Одни — приветливые, другие не прочь поворчать. «Вы не имеете права бурчать», — говорю им. Неприемный день? Но если человек пришел — принимай. К людям надо относиться по-человечески, так, как относился бы к своему родственнику.

— Работать для людей — в этом находите смысл жизни?

— Добро, сделанное другим, не пропадает бесследно. Случаев таких — море. Раньше у нас были выплаты вынужденным переселенцам. Однажды приходит посетитель, оформляю ему пакет документов, кладу в папку на выплату. Мужчина очень быстро получает выплату. Через некоторое время встречаю его в городе, и он говорит: «Спасибо огромное! Вы не представляете, как мне помогли. Вся моя судьба изменилась. Те деньги, которые я получил в соцзащите, сыграли огромную роль!» Благодарил за то, что я просто четко выполнила свою работу. Порой человеку бывает необходимо самое маленькое действие помощи. Еще один случай. На прием много лет ходила одна женщина. Бесконечный круговорот жизненных ситуаций: женщина приходит, уходит, нас критикует. Так мы с ней и жили. Однажды у меня заболела свекровь, ей должны были делать операцию. Сижу в приемном покое, жду. Время идет, никто ничего мне не говорит. Вдруг идет эта женщина. Спрашивает, что я здесь делаю? Говорю, что никто не может объяснить, что происходит. Она пошла, все узнала. Пришла: «Вот Вам халат, проходите в палату». В той ситуации меня многие знали, но никто не помог, кроме нее. На протяжении многих лет я ей помогала, а она все время ворчала. Но настал момент, и она помогла.

— Добро возвращается.

— Мое место здесь. Некоторые говорят, что я очень серьезная, строгая. Не знаю, если уж я строгая! Родилась в Ржевском районе, в Санталово. Моя деревня — самая лучшая! Училась в Политехническом институте, окончила академию госслужбы по специальности «социальная работа». Считаю себя ржевитянкой, а Ржев — своеобразный город. Не скажу, что все люди здесь добрые, но в обиду себя не дадут. Если надо собраться, мы сможем сделать это лучше всех. Мы и в спорте на хорошем счету, культура у нас сильная, образование хорошо работает. Чуть слабее медицина, в силу определенных обстоятельств. Но если надо, мы можем сделать, выступить, победить! Каждый раз, мне кажется, Ржев идет на прорыв. Да, время сейчас немного другое. 10 лет назад провести в Ржеве фестиваль творчества инвалидов было практически невозможно. А сейчас они спокойно шествуют по улице, выступают со сцены, в том числе и колясочники. Люди становятся более раскрепощенными. Только не стоит переходить определенную грань. Еще мне хотелось бы, чтобы военно-патриотическая направленность нашего города поддерживалась всеми его жителями. 9 мая, 3 марта — в эти святые дни нам надо держаться вместе. Например, с детьми, внуками посетить Ржевский музей. Думаю, от степени личностной культуры зависит и внимание, и терпимость людей друг к другу. Сегодня в городе много проблем, но если каждый на своем рабочем месте будет выполнять свое дело хорошо, ситуация изменится.

— Ситуация постепенно меняется и в сфере социальной защиты. Нонсенс, но социальным работникам приходится обслуживать людей, у которых доходы выше. Есть надежда, что положение изменится?

— В этом году планируем поднять зарплату до 11 тысяч. Теперь совсем иная ситуация в обществе и иная соцзащита, если сравнивать, например, с девяностыми. Соцработники перешли на сдельно-премиальную оплату труда, которая зависит от качества предоставления и объема оказанных услуг. Но труд тяжелый. Очень хотелось бы, чтобы соцработники имели право на досрочный выход на пенсию. Далеко не все выдерживает психологическую и физическую нагрузку. В подготовке профессиональных кадров мы тесно сотрудничаем с профессиональным лицеем N№ 42. Все городские сотрудники имеют профессиональное образование по специальности «социальная работа».

— Мы говорили про «армию» соцработников, которая увеличилась с присоединением района.

— Пока мы еще знакомимся с населением района. Будем просить администрацию создать при каждом сельском поселении попечительский совет, в который вошли бы люди, хорошо владеющие ситуацией на местах. Чтобы они оперативно могли нас информировать о необходимой помощи. Установим контакты и будем плодотворно работать в районе, как и в городе. Тем более, что численность соцработников увеличилась у нас в два раза — теперь 160 человек.

— Этого достаточно?

— Все зависит от того, как человек работает. Если тяжело, можно взять меньше клиентов на обслуживание, оказывать меньший объем услуг. В прошлом году социальное обслуживание было бесплатное. Выглядело это примерно так: два раза в неделю приходил социальный работник, делал всю «черную» работу, стоял в очередях, оплачивал коммуналку, приносил продукты, убирал квартиру, а дети приходили в гости к родителям и возмущались, если социальный работник что-то сделал «не так». В нынешнем году ввели определенную градацию на платные услуги. Одинокий человек будет платить за социальное обслуживание, если его пенсия свыше 10-12 тысяч рублей. Сумма оплаты небольшая — от 50 до 500 рублей в месяц. Если пенсия меньше прожиточного минимума — услуги предоставляются бесплатно. Если выше — оплата в зависимости от количества предоставляемых услуг.

В дальнейшем планируем брать на обслуживание одиноких и одиноко проживающих пенсионеров. Согласно семейному кодексу РФ, дети должны заботиться о своих престарелых родителях. Но у нас, увы, сегодня царит социальное неблагополучие.

— С появлением закона Димы Яковлева, что можно сказать про усыновление?

— К сожалению, проблемы социального сиротства остаются. Сейчас в прокуратуре находится 4 дела на лишение родительских прав. Будем решать вопрос по жизнеустройству детей. Стараемся маленьких ржевитян пристроить в ржевские семьи.

— А стариков не отдают в приемные семьи?

— Я знакома с таким опытом, но в Тверской области подобное не практикуем. В Ржеве есть отделение временного пребывания при доме-интернате. Это как санаторий — человек платит 75 процентов от пенсии, и он накормлен и ухожен, к его услугам полное медицинское обслуживание, культурный досуг. Многие пенсионеры пользуются этим.

— Татьяна Геннадьевна, в последнее время по-новому зазвучала тема благотворительности. Помимо государства, какие институты могут быть задействованы в социальной сфере?

— Благотворительностью занимается много организаций, много и нуждающихся в помощи, но системы четкой нет. На мой взгляд, в этом вопросе должна быть государственная политика. Государство должно демонстрировать свое отношение к благотворителям, учреждая общественные награды, поддерживая тех, кто делает добро. Ржевские предприниматели пока не открыли Дом милосердия в Ржеве, но оказывают нам большую помощь. В мае проводили фестиваль творчества инвалидов, и нас замечательно поддержало некоммерческое партнерство «Союз перевозчиков», МУП «Автотранс», Л.Г. Зындра и другие. Тесно сотрудничаем с Ржевской епархией: в июле совместно будем отмечать церковно-государственный праздник — День любви, семьи и верности.

— Есть интересные проекты? Например, социальные столовые или гостиницы?

— В прошлом году реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями переехал в отремонтированное здание на ул. Косарова, 67. У нас очень хорошо идут различные программы реабилитации, но хотелось бы укрепить материально-техническую базу. Социальные столовые сейчас уже не актуальны. Социальная гостиница — место, где можно временно пожить, если некуда идти, более сложный вопрос. Но, замечу, например, для женщин, страдающих от жестокого обращения в семье, работает программа «Преодоление».

— И в преддверие праздника…

— Поздравляю всех наших сотрудников! Желаю терпения, здоровья, благополучия в семьях! Все это, несомненно, отражается и на самом человеке, и на его трудовых успехах, и на нашем отношении к окружающим людям.

— Благодарю Вас за интервью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *