АВТОСПОРТ КАК БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ

25 февраля на автоплощадке Ржевского колледжа состоялись соревнования по автокроссу, посвященные Дню освобождения Ржева и Ржевского района от немецко-фашистских захватчиков. Всего в соревнованиях приняли участие 38 участников из 7 команд из Ржева, Санкт-Петербурга, Гатчины, Твери, Москвы и Подмосковья. Наш город представляла команда Станции юных техников, а главным судьей был Владимир Балабай. Благодаря этому человеку в свое время возникла идея проведения подобных соревнований, а в нашем городе появилась секция автокросса, сначала в совхозе-техникуме, а потом в СЮТ. Мы попросили Владимира Николаевича рассказать о том, как всё происходило, а также о нынешней гонке.

 

Начнем с биографии Владимира Балабая. Родился в Курске в семье военного, в связи с чем часто меняли места проживания. А юный Володя за время ученичества сменил семь школ. Занимался спортом, легкой атлетикой, причем довольно серьезно — получил первый взрослый разряд. Автомобили всегда вызывают интерес у подростков, только это проявляется в разной степени. Кто-то хочет просто научиться ездить, а кто-то пытается разобраться, как все это работает. Владимир Балабай посещал кружки, посвященные механике и электротехнике. Школу закончил в Венгрии, отец служил тогда в южной группе войск.

Герой нашего рассказа пытался записаться на секцию мотокросса, но не приняли: тогда был строгий отбор, нужен был стаж, водительское удостоверение. Поэтому самостоятельно стал собирать информацию из журналов «Юный моделист», «Техника молодежи». Особенно этот интерес развился в студенческие годы. Учился Владимир Балабай в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства. Когда окончил учебу, предложили остаться там работать, но научная деятельность не так интересовала, как работа педагога.

В этом плане большие возможности были в Ржеве у сельскохозяйственного техникума. Большая производственная база, свои лаборатории, а также гаражи, мастерские токарные и слесарные. Причем, никаких ограничений на их использование не было, просто отдавали ключи и можно заниматься любимым делом сколько угодно.

— Было как в той песне: «Молодым везде у нас дорога»… — вспоминает Владимир Николаевич. — В 1985-м пришел работать, через год вместе с несколькими студентами вечерами начали собирать первую машину. Руководство техникума эту деятельность заметило, и мне стали приплачивать за ведение секции, хотя сам я об этом не просил, просто делал со своими учениками то, что было интересно. Стали собирать первую багги по чертежам из «Техники молодежи». Мотор взяли от «Москвича». Исходный вариант был с жесткими мостами, мы его усовершенствовали, сделали независимую подвеску. Через два года сборка подходила к концу. Это сейчас мы за год можем три машины собрать, а тогда опыта не было.

— И как, поехал аппарат?

— До этого не дошло. Параллельно с нами в сельскохозяйственном техникуме работала секция мотокросса. Я увлекался видеосъёмкой и делал про мотогонщиков документальные фильмы. И вот однажды поехали на мотокросс в Дубну. На месте оказалось, что за день до начала соревнований, на которые мы ехали, была гонка на багги. Мне, конечно же, стало интересно, ведь тогда мы уже два года собирали свою машину! Познакомился с ребятами из Ижевска — это сильнейшие гонщики СССР и России. Пообщался с ними, узнал много нового. Дальше такая картина: приезжаю в Ржев, утром выхожу на работу, вечером иду на секцию. Там уже собралось человек десять моих учеников. Я не говоря ни слова, беру кувалду, сварочный аппарат, болгарок у нас тогда не было, и распиливаю машину… Все были в немом изумлении. Потом я объяснил, что чертежи, по которым мы собирали — 1974 года, на тот момент уже сильно устарели. Машина получилась тяжелая, почти тонну весом, сейчас мы собираем аппараты того же класса весом 400 кг. Но все это нельзя назвать ошибкой, мы получили в процессе сборки важный опыт. Это длинный и интересный путь. Ведь любая машина после сборки еще год дорабатывается — притираются друг к другу детали, вносятся изменения. После этого мы стали делать машины исходя из того опыта, который я перенял у ижевских спортсменов. Сразу заложили серию, сварили три рамы.

— А как Ваши ребята начали участвовать в гонках?

— Ижевские спортсмены также предложили купить у них несколько автомобилей юниорского класса, чтобы не тратить время на пробы и ошибки в сборке. И сразу обучать ребят ездить на багги, которые выигрывали всероссийские соревнования. Мне хочется поблагодарить Валерия Румянцева, он тогда был завучем совхоза-техникума и моим непосредственным начальником. Когда я обратился к нему с просьбой о приобретении багги для секции, он согласился, но поставил условие, что на машинах должны ездить только дети, поскольку приобретаются они именно для них. Я сам, в итоге, так за руль и не сел, хотя первую машину варил под себя.

В 1992 году перешел в СЮТ, в перестроечные годы в совхозе-техникуме была сложная обстановка. Директор СЮТ, Александр Турков, развивал картинг и звал к себе несколько раз. В итоге я сдался. Он дал помещения, тогда были построены боксы в районе Кирпичного, где мы работаем по сей день. База в автоспорте — это главное. Есть куда прийти детям, тепло, светло, удобно. Если к нам зайти в гости, можно увидеть, что все заставлено машинами. Каждый год одну-две разбираем и одну-две делаем новые. За все время сделали уже примерно три десятка. Часть машин частная — родители финансируют строительство.

— Что для Вас главное в работе? 

— Наверное, видеть, как ученик вырастает и становится лучшим, чем я, специалистом. Например, Александр Блинов, Роман Куликов, Максим Румянцев. Есть среди моих учеников и чемпион России Александр Артамонов. Можно, наверное, было и дальше развиваться, но мы не ставим цель на спортивный результат. Мы — «юные техники», наше дело — воспитание человека. Дать профессиональные навыки и путевку в жизнь, помочь в выборе профессии. Впрочем, не все выбирают в дальнейшей жизни работу автоинженера, техника или гонщика. Но навыки вождения и понимания автомеханики полезны для всех. Кроме того, спорт развивает лучшие качества в человеке, мне кажется, что плохих людей среди спортсменов не может быть в принципе.

— Расскажите о нынешних соревнованиях.

— Прежде всего отмечу, что на данный момент — это уже 27-е соревнования, проводимые СЮТом. На нашем счету два чемпионата и  17 первенств России. Но сейчас соревнования высокого уровня не проводим — чем выше ранг, тем больше расходов. А качество проведения всегда на высоком уровне. Практически никогда не бывает нареканий к организации со стороны участников.

Сначала поясню принятые в федерации автоспорта обозначения. У нас традиционно проводятся соревнования автомобилей двух дивизионов: Д2 — кузовные на базе автомобиля «Ока», и Д3 — багги. Они представляют собой машины с каркасом из труб, кабина одноместная, вместо стекол — решетки, мотор — сзади. Дальше идет разделение по классу мотора.

Класс «Д3-мини», мотор от мотоблока — 200 куб см, участвуют дети с 8 до 12 лет. Впрочем, у нас был участник моложе — семилетний Максим Куликов. Всего в классе участвовало 9 машин, ржевитян — двое. Девятое место занял Илья Некрасов, но он новичок, первый год ездит, и машинка учебная. А Максим стал шестым, что тоже неплохо, учитывая, что он моложе остальных.

Класс «Д3-юниор» — это юноши с 12 до 18 лет. На багги ставится мотор от автомобиля «Ока». В классе было семь участников, в основном, наши, один из Санкт-Петербурга. Мой сын Александр Балабай стал первым в этой категории, Павел Лебедев — вторым.

Класс «Д3-спринт» — это багги с вазовским двигателем объемом до 1600 куб.см. Участвуют спортсмены старше 18 лет. Первое место занял гонщик из Электростали, а остальные призеры наши. Вторым стал Александр Блинов, Роман Куликов — третьим. Причем Роман ехал на автомобиле класса Д3/4 с двигателем от «Запорожца». Что не слишком помешало нашему опытному спортсмену. Еще один ржевитянин, студент Ржевского колледжа Илья Смирнов, стал четвертым. Хороший результат, осенью этот спортсмен был вторым, но надо поработать над стилем зимнего вождения.

Также были соревнования в классе «Д3» — это полно-приводные багги с двигателем объемом до 5 литров и «Д2» — кузовные машины на базе «Оки». В этих категориях наши спортсмены не участвовали.

— Кто организовал соревнования и оказал поддержку в их проведении?

— Организаторами соревнований традиционно стали Станция юных техников, Ржевский колледж, ДОСААФ Ржева и администрация Ржевского района. Отдельное спасибо хочется сказать ИП Юрию Артамонову, председателю ДОСААФ Ржева Владимиру Кабанову и руководству части N№40963 за организацию питания участников и зрителей. Работникам Ржевского колледжа и его директору Елене Панкратовой, которые предоставили площадку для проведения соревнований и тракторы для ее подготовки. Спасибо Василию Богданову, председателю комитета по физической культуре и спорту администрации Ржевского района. А также мы благодарны работникам «скорой помощи», дежурившим на гонке, и лично главврачу ЦРБ Анатолию Бегларяну.

— Благодарю за беседу.

Владимир Кутузов

Фото автора   

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *