«Чему смеетесь? Над собой смеетесь?»

Ровно через год, в марте 2018 года, народный театр ГДК отметит свое 20-летие. Ржевитяне хорошо знают этот талантливый коллектив, руководит которым режиссер Елизавета Паршикова, пристально следят за его творчеством и стараются не пропускать премьеры, поскольку каждый новый спектакль — это открытие. Вот и сегодня, 4 марта, зал ГДК полон народу, что называется, яблоку негде упасть. Дают Маяковского. Почему?

В год 100-летия Октябрьской революции нельзя пройти мимо Маяковского, «революцией мобилизованного и призванного». В Санкт-Петербурге, в Александринском театре, ставят «Баню». А в Ржеве показывают «Клопа».

Народный театр и Елизавета Паршикова, как всегда, пошли своим путем и поставили сатирическую комедию по мотивам пьесы «Клоп», взяв за основу текст и идею Маяковского. Практически ничего не изменив в первом действии, Елизавета Константиновна меняет второе действие, неизменным оставляя финал пьесы. Кстати, этого желал и сам Владимир Владимирович. В одном из комментариев к пьесе, он обращается к режиссерам с просьбой по истечении времени менять детали на свое усмотрение.

Однако обо всем по порядку. Пьеса «Клоп» написана Маяковским в 1928 году, а в 1929 была поставлена на сцене. На сцене — минимум декораций. Мы видим в пьесе детали времени: вот на рынке торговки в красных косынках с огромными баулами. А вот из зрительного зала выходят частники-лотошники. Надо отметить, что сцена «На рынке» смотрелась очень современно. Словно про наше время сказано. Эти люди устроились в новой жизни. Зоя Березкина (Юлия Жаворонкова) говорит: «Жить хотели, работать хотели…».

Семье Ренесанс необходимо укрепить свое положение. Именно поэтому их дочь Эльзевира Давидовна (Анжелика Миняева) выходит замуж за Присыпкина (Андрей Соколов). Он же Пьер Скрипкин — бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених. От своих недавних товарищей Присыпкин отворачивается, но принадлежность к победившему классу намерен сохранить. Для него это товарная ценность. О себе Присыпкин очень высокого мнения, мечтает об изящном,  «аристократическо-кинематографическом» будущем, поэтому меняет фамилию на более благозвучную, бросает беременную Зою Березкину и хочет породниться с семьей парикмахера. Претендуя на особое положение, образованность, Присыпкин показывает свое невежество. И актер Андрей Соколов, как мне кажется, с этой задачей справился «на отлично». Никчемная сущность видна во всем, что делает Присыпкин, как говорит. Его коронная фраза «Во!» и поднятый вверх указательный палец — красноречивее всего свидетельствуют о пошлости и глупости.

Розалия Павловна (интересный образ создала Ирина Куценко) нуждается в пролетарском происхождении будущего зятя, поэтому потакает всем его желаниям. Но большинство товарищей по общежитию смеются над Присыпкиным, его устраиванием в новой жизни. С мечтательностью смотрят на новую жизнь Присыпкина Девушка (Софья Исакова) и Босой (Дмитрий Шуплат). Рядом с Присыпкиным почти всегда его друг Олег Баян (Юрий Артемьев) — самородок из домовладельцев, который сменил фамилию Бочкин на более благозвучную — Баян. В прошлом — писатель, выдававший чужие стихи за свои, теперь — «молодежь обучает». Его речь — поток сознания. Слова льются как из рога изобилия — у него большой словарный запас и достаточно широкий кругозор. Блистательно (впрочем, как и во всех других постановках) здесь раскрылся актерский талант Юрия Артемьева. Зрители начинали хохотать, как только Баян с трибуной выходил на сцену. А как самозабвенно он учил несуразного Присыпкина фокстрот танцевать! Это одна из лучших сцен спектакля. А как вдохновенно говорил он о «красной свадьбе»! Каждое слово, каждое движение — продумано до мелочей. Здесь и тонкий юмор, и ирония, переходящая в сарказм. Ядовито подсмеиваясь, ласково и нежно Баян приводит молодых людей в мир мещанства. И зритель видит не красноречивого мудреца Баяна из древних сказаний, а хитрого корыстолюбца Бочкина.

Ключевой эпизод: «красная свадьба», которая начинается в духе времени как собрание: сухо, скучно, официально. Очаровательные дамы в мехах (Мария Столбова и Ирина Куценко), молодожены и все гости танцуют чарльстон. Потом пьяные и счастливые поют вместе с Баяном «Только раз бывает в жизни встреча». Зрители от души аплодировали героям в этой сцене, сыгранной трогательно и очень достоверно. Но какая свадьба без драки? А тут еще и пожар случился — такой финал первой части символизирует по Маяковскому бесперспективность мещанства.

Под музыку Свиридова «Время, вперед!» начинается второе действие пьесы: из прошлого попадаем в будущее. На календаре 1979 год. Узнаем, что найдено замороженное тело Присыпкина. Идет конференция, в духе советских времен, на которой решается вопрос о размораживании тела, и вместе с артистами-газетчиками активно голосуют зрители и даже делают какие-то замечания. Под всеобщий «одобрямс» тело решено разморозить. И никакого плюрализма мнений.

Интригующе проходит сцена размораживания Присыпкина. Профессор, а по сути тот же Баян (Юрий Артемьев) и его помощники в белых халатах надевают маски и перчатки, совершают ритуальный танец — круг и, о чудо, воскрешают Присыпкина, который за эти 50 лет даже протрезветь после свадьбы не успел. Разморозился и попал в человеческое общество вместе с ним и Клоп (Наталья Розова), который в спектакле живой и даже очень симпатичный — поет и танцует.

В глазах Присыпкина мы видим ужас. Зачем разморозили? Он не понимает, куда попал. Думает, что в милицию, предъявляет документы (очередной выпад автора против бюрократии). И даже дискотека 70-х не радует нашего героя. (Интересный ход режиссера, удачно вписывающийся в канву пьесы).

Сцена в городском саду, когда Присыпкина и Клопа представляют горожанам, полна комизма и иронии, в ней явно слышится перекличка с сегодняшними реалиями про то, как завлечь в город туристов. Однако после того, как во время «эксперимента» Присыпкин, «вдохновляясь», одним залпом выпивает стакан водки и, докурив, тушит окурок в стакане, профессор решает, что этот размороженный индивидуум — «обывателиус-вульгарис» — опасный пример для молодежи. Его изолируют, отправляя в клетку вместе с Клопом. В глазах Присыпкина — снова ужас. Обращаясь к зрителям с душераздирающим воплем, он орет, не понимая, за что его одного в клетку, когда таких, «размороженных», полно в зале.

Казалось бы, люди оградили себя от грубости, пьянства, мещанства, и финал пьесы светел и оптимистичен. Но последние слова Присыпкина показывают, что победа над «пагубными явлениями» еще не наступила.

К чему же стремился Маяковский, а вместе с ним и наши артисты? Думаю, ответ очевиден, чтобы, смеясь, каждый посмотрел на себя.

В спектакле заняты 13 актеров. Наряду с корифеями сцены удачно дебютировали Ирина Куценко (Розалия Павловна), Софья Исакова (Девушка), Александр Павлик (слесарь, торговец клеем), Дмитрий Шуплат (Босой). Дмитрий работает барменом в Старице, живет в Ржеве. Александр Павлик, программист, приехал в Ржев к друзьям из Западнодвинского района. Говорит, что ни при каких обстоятельствах сцену не оставит. Театр дает ему возможность саморазвития. Ирина Куценко — учитель информатики сш N№ 9. Приехала в Ржев из Украины в 1994 году. Когда-то ее сын и дочь играли в ДЭТ «Мальчишки и девчонки» и сегодня на премьере с гордостью вручали цветы маме. Софья Исакова — ученица 10 класса сш N№ 13. Мечтает стать химиком. На сцене — не новичок. Играла в театре «Цель» (ДДТ). Зрители, уверена, оценят ее способности по достоинству. Несколько слов хочется сказать и о других актерах, исполняющих «вторые» роли. Марина Столбова очень правдоподобно сыграла уборщицу, торговку и ветеринара, а также даму в мехах, великолепно танцующую на свадьбе. Александр Малоцветов в спектакле исполнил роль изобретателя и разносчика точильных камней. Надо сказать, у каждого в спектакле несколько ролей. Всегда молодой и подтянутый Александр Паршиков, к примеру, не только профессионально танцевал фокстрот, чарльстон и диско, но и научил этому искусству весь коллектив. Зрители от души смеялись, когда он предстал в роли глуховатого шафера на свадьбе и в роли продавца республиканских селедок, и весьма достоверно изобразил пьяницу с кошелкой, полной бутылок пива. Зою Березкину замечательно сыграли две актрисы: Юлия Жаворонкова в юности, и Елена Веселова — через 50 лет.

Остается добавить, что в спектакле звучат мелодии 20-30-х годов. Звукорежиссеры: Татьяна Семенова и Александр Редькин. Над костюмами работала Наталья Виноградова, реквизит подбирали Елена Веселова и Татьяна Егорова, декорации — Михаил Иванов.

Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в спектакле. Спасибо за празд-ник, который вы нам подарили. Повтор спектакля 11-12 марта в 16 часов.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *