Анжелина Юрьевна НЕВЗОРОВА, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 12: «ХОЧЕШЬ ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО — НАДО ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ»

— Анжелина Юрьевна, на юбилейном фестивале-конкурсе «Пусть летят по свету песни» Вы с ребятами представили песню из кинофильма «Чудак из 5-го «Б». И сразу после выступления зрители узнали, что Вы снимались в этой советской комедии в роли одной из первоклассниц…

— У меня была небольшая роль окружения, так она правильно называлась. Это яркое событие детства случилось со мной в Москве. Когда я была еще дошкольницей, мама записала меня в детский Ансамбль песни и пляски имени Локтева Московского городского Дворца пионеров. У меня там был замечательный педагог, детский балетмейстер — Елена Россе. Во время Великой Отечественной войны она активно участвовала во фронтовых концертных бригадах, была удостоена медали «За оборону Москвы», руководила балетной студией Ансамбля песни и пляски имени Локтева. Елена Романовна вырастила не одно поколение прекрасных танцоров, в числе самых знаменитых ее учеников — Наталья Бессмертнова и Владимир Васильев. В основном составе ансамбля мы выступали в телецентре Останкино, в концертном зале имени Чайковского. Однажды на занятия пришел незнакомый мужчина, посмотрел, как мы работаем, и перед уходом выдал нескольким девочкам, в том числе и мне, листок, в котором было написано, что мы должны явиться в приемный павильон киностудии имени Горького.

— Это было приглашение на пробы…

— Так и оказалось, и отбор был достаточно жесткий. Нас попросили прочесть стихотворение и прозу, сделали фотопробы, чтобы проверить, насколько мы фотогеничны. Но самым запоминающимся было испытание на световыносливость. Съемки в прошлом веке на черно-белую пленку были технически сложным процессом. Огромная камера ездила по рельсам или на колесиках, осветительные приборы со всех сторон. Справиться с яркими вспышками света может не каждый, очень хочется сощуриться. «Софиты» и «юпитеры» мы еще терпели, но когда режиссер кричал «Все, света мало, включайте ДИГи!», мы понимали, что сейчас будет очень тепло. Казалось, они тебя просветят насквозь. От такого обилия света мы в фильме почти все с веселым прищуром…

— Просматривая фильм, узнала Вас в симпатичной светленькой первоклашке с двумя косичками-бантиками, что сидела за первой партой. В титрах нашла Вас как Анжелу Школьную.

— Да, у меня была роль Нины Смирновой, подруги главной героини. Наш киношный одноклассник по сюжету фильма представил нас с другой Ниной, сказав вожатому: «У нас две Нины, и обе дуры»…

Съемки длились семь месяцев. Работали в павильонах студии имени Горького в Москве, в бассейне «Чайка», на его месте сейчас стоит Храм Христа Спасителя. С утра ребят, занятых в съемках, забирали с уроков и вечером развозили по домам. Выезжали в кинематографическую экспедицию в Вильнюс.

— Главный герой, Боря Збандуто, кажется, и не играет роль, а ведет себя так, как в обычной жизни.

— Андрей Войновский сам по себе был юморным, компанейским парнем.

— Девчонки влюблены, наверняка, были в него?

— Нет, влюблены все были в красавчика Сашу Рябова (по роли Дима Сосновский, друг Бори). Мне довелось сниматься с такими известными актерами как Татьяна Пельтцер, Нина Корниенко, Евгений Вестник, Инна Ульянова. Хоть и маленькая была, но понимала, кто рядом со мной.

Пятиклассников в фильме играли ребята постарше, 6-7 классов. У них страсти кипели, в том числе и по красавице Тошке (Юля Корнева). Мальчики, не щадя клумб, дарили цветы старшим девочкам.

— В такой веселой компании и работать было проще…

— Работу воспринимали как игру, благодаря режиссеру. Илья Фрез мастерски работал с детьми. Он умел рассмотреть в каждом ребенке что-то особенное и «вытащить» это на камеру. Илья Абрамович снял больше десятка детско-юношеских фильмов: «Вам и не снилось», «Приключения желтого чемоданчика», «Рыжик», «Первоклассница», «Я купил папу» и так далее. Команда ребят, сформировавшаяся на съемках «Чудака из 5 «Б»: Роза Агишева, Андрей Войновский, снимались в его фильмах и дальше.

Зимой для меня съемки закончились, мы с семьей из Москвы уехали, и озвучивала роль уже моя подруга. Результат работы увидела, когда отец уже служил в Хабаровском крае, закрытом военном городке Монгохто…

— За работу вам, детям, конечно, тоже платили?

— Обязательно. За семь месяцев я заработала 490 рублей. Когда на Дальнем Востоке меня решено было отдать в музыкальную школу, то на эти деньги мне купили пианино. Этот инструмент проехал с нами по всем местам службы отца. Он и сейчас со мной.

— На «Чудаке» Ваша карьера актрисы закончилась?

— Когда училась в третьем классе, мы жили в Омске. Под балконом я разводила палисадник. Из-за засушливого климата поливать растения из шланга приходилось частенько. За этим занятием меня как-то застала компания с кинокамерой. Через несколько лет по телевизору показывают документальный фильм «Омск — город-сад», и на экране я вижу себя: деловую, сосредоточенную девочку, поливающую три настурции и худенькие астры…

— Юная актриса ждала приглашения в кино?

— Конечно, сниматься еще хотелось. Но поскольку мы уехали из Москвы на Дальний Восток, закончилась моя кинематографическая карьера. Мечта стать солисткой ансамбля имени Моисеева тоже осталась в Москве. Елена Россе уговаривала родителей оставить меня в столице, но восемь тысяч километров — слишком большое расстояние для семьи. Ну а в военном городке в гарнизонном Доме офицеров работала балетная студия, драматический театр, музыкальная школа, в школе было огромное количество кружков.

— Анжелина Юрьевна, расскажите о своей семье.

— Я родилась в семье военнослужащего, поэтому моей родиной можно считать весь Советский Союз. Родной город — Новосибирск. География наших поездок с отцом обширна: от Сахалина до Карпат, и от Мурманска до Крыма. Он был военным строителем, возводил военные аэродромы, мосты, маяки и хранилища на необитаемых островах, жилые дома.

У нас была дружная сплоченная семья. Где бы мы ни жили, родители нам с братом всегда устраивали празд-ники, приглашали в гости ребят. Взрослые накрывали стол, а мы устраивали концерты: играли, пели, импровизировали, пародировали известных актеров того времени (дуэт актёров Вадима Тонкова и Бориса Владимирова — Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну). Всегда у нас было весело и интересно. Мое детство было богатым на события. Мы — читающая семья. Книги перевозили как главную семейную ценность.

За все школьные годы я сменила порядка семи школ, но училась исключительно на «пятерки». После школы окончила Ржевское музыкальное училище, директором которого был Яков Иосифович Гуревич. Наш выпуск был у него предпоследним. Это был замечательный человек, эстет, с тонким чувством юмора, знаток литературы, музыки, изобразительного искусства. Полученная специальность преподавателя игры на фортепиано помогла мне в последующие годы не остаться без работы во всех военных гарнизонах, куда мы переезжали уже с мужем-военнослужащим. Уже будучи взрослой я продолжала учиться, получила два высших образования в сфере педагогики и психологии. Работала параллельно в музыкальной школе и филиале ТГУ. В этом году отмечаю 10-летие работы в школе N№ 12.

— В битве хоров ваша школа принимает участие не первый год, но прием с фильмом Вы использовали впервые.

— К фестивалю-конкурсу мы начали готовиться в прошлом году, а он ведь был объявлен Годом кино, вот и взяли песню из кинофильма. Возникла мысль вернуться в детство, да и ученики меня поддержали, заинтересовались. «Песенка о будущих друзьях» небольшая, всего 1 минута 40 секунд, поэтому решили сделать мини-спектакль.

— И у вас это отлично получилось! Анжелина Юрьевна, урок музыки — один из самых легких…

— Я бы сказала, один из самых интересных. Спросите, нужна ли музыка в школе? Обязательно. Это предмет культурологический, с сильными межпредметными связями. На уроках музыки мы не только поем, но и касаемся истории, литературы, обществознания, религиоведения, даже считать учимся, вырабатывая чувство ритма. И если ребенок не очень успешен в других областях знаний, на музыке ему предоставляется возможность проявить себя. Плюс здоровье-сберегающий компонент урока — правильно дышим, делаем артикуляционную гимнастику, поем… Некоторые ребята говорят о том, что наши уроки помогают им участвовать в предметных олимпиадах, отвечать на вопросы викторины «Поле чудес», передачи «Кто хочет стать миллионером?». И если на уроках интересно, то это заставляет детей думать, искать информацию дальше. Вот, например, надо найти «таинственное» число, которое связывает окружающий мир, природу, нашу деятельность, народное творчество и музыку. Догадались, о каком числе идет речь?

У нас активные и талантливые ученики. Все вместе мы проводим много мероприятий разного уровня: фестивали, конференции, встречи, обязательно пишем сценарии. Взять, к примеру, еще одно традиционное значимое мероприятие — творческий фестиваль «Юные таланты Ржева — будущим депутатам!», который проводится ТИК Ржева совместно с отделом образования с целью повышения правовой культуры будущих избирателей. Давать наказ депутатам — дело серьезное, поэтому раньше в конкурсе участвовали ребята старших классов. В этом году взяли третьеклассников. Волновались: а вдруг не справятся с таким важным заданием? Но все получилось, ждем результатов конкурса.

— Желаю вашей школе победы.

— Спасибо. В нашей школе сильная педагогическая команда. Мы работаем дружным сплоченным коллективом, ведь без поддержки и помощи коллег работать непросто.

— Анжелина Юрьевна, из года в год Вы занимаетесь сценариями, организацией мероприятий, проводите репетиции, уроки, составляете отчёты… Что помогает Вам справляться с нагрузкой, с возникающими трудностями?

— Наверное, трудолюбие, которое привили с детства. Возможно, то, что моя стихия — огонь. Творческое горение, вдохновение, опыт прошлых лет — дают энергию, чтобы идти дальше. Любой человек в своей жизни должен проходить через трудности, преодолевать их. Это формирует характер. Надо уметь концентрироваться, находить выход из даже кажущихся безвыходных ситуаций. Комфортная среда разрушительно действует на человека, он деградирует, теряет свою сущность. Хочешь сохранять интерес к жизни — необходимо постоянно развиваться и действовать. К любому делу, которое нужно сделать, нужно отнестись творчески, тогда и принять его будет проще, и выполнить. И детей нужно учить видеть красоту вокруг себя, им нужно показывать мир, учить их позитивно преобразовывать окружающую обстановку.

Желаю всем жить в мире, гармонии с самим собой, окружающими людьми. Женщинам желаю быть окруженными заботой, любовью и теплом.

— Спасибо за беседу. С праздником! Успехов, воплощения новых творческих идей и замыслов.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *