Искусство линогравюры украсит любую почтовую открытку

В Ржевском краеведческом музее открылась новая выставка — «Память и время. Ржев: восемь веков». На ней представлены 22 работы учащихся и выпускников художественного отделения ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума, выполненные в технике линогравюры под руководством педагога Светланы Азаренковой. Все эти работы в прошлом году удостоились чести быть представленными на выставке в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, приуроченной к юбилею нашего города. Кроме этих линогравюр учеников Азаренковой, в Москве было показано еще тридцать других работ, которые также были отобраны строгой комиссией. И это неслучайно, ведь на сегодняшний день этим видом графического искусства ржевские школьники в ДШИ N№ 2 занимаются едва ли не единственные в нашей области.

Для этого еще в 1994 году в школу привезли специально заказанный из Серпухова офортный станок. Техника линогравюры предполагает сначала создать эскиз — рисунок на бумаге, затем графическое изображение специальными резцами перенести на лист линолеума, так называемую рабочую доску. Покрыть типографской краской и пропустить под валом офорт-ного станка, чтобы на листе ватмана наконец увидеть результат своих трудов. Но чтобы получить линогравюру выставочного уровня, бывает, нужно сделать до 20-ти оттисков. При печатании изображение на оттиске станет зеркальным.

Светлана Юрьевна — художник-график, давно освоила эту технику и уже много лет обучает детей и подростков. Для этого в учебном процессе есть специальные дни, когда, соблюдая всю технику безопасности и особенности технологии создания (подростки одеваются в спецодежду, правильно берут в руки резцы, чтобы, смотря на эскиз в зеркало, сделать точные и правильные линии). Отпечатанные работы вывешиваются на просушку. Конечно, это и творчески, и технически трудоемкий процесс. Педагог бережно хранит все оригиналы работ, выполненных на линолеуме.

Азаренкова — член Союза художников России, ржевитяне знают и любят ее гравюры, акварели, масляные пастели. Светлана Юрьевна говорит об одной из своих любимых техник так: «Искусство линогравюры имеет прикладной характер, и ребятам очень интересно этим заниматься, ведь всегда неизвестно, что же за оттиск получится, какие, возможно, будут неожиданные эффекты… Оно выразительно, декоративно, оно учит видеть и удивляться гармонии белых и черных линий, пятен, штрихов. Сама графика — очень тонкое искусство, где нужно чувствовать и рисунок, и ритмы, и диапазоны тона. Еще я всегда привлекаю своих учеников к ржевской теме, мы и читаем, и рисуем, касаемся темы родного города, который мы любим.

На выставке в музее представлены работы юных художников Ржева более чем за два десятилетия. На них — православные храмы нашего города, ныне действующие или оставшиеся только в нашей памяти, ведь известно, что в годы войны Ржев потерял свое историческое лицо. Из 22 храмов уцелели только три.

Работая над темой исторической памяти не один год, Светлане Азаренковой удалось вместе со своими учениками создать художественный цикл работ, найти свой неповторимый, но узнаваемый стиль линогравюры, создающий собирательный образ города на Волге. И Ржев предстает нам с его волжскими крутыми берегами и живописными речными поворотами. Это еще и летящие голуби, и купола церквей, и одно- и двухэтажные деревянные дома в три-четыре окошка.

Эти линогравюры по-своему лирично и наивно воссоздают для нас образы города, которые сохранились лишь в нашей памяти. Это «Спасская церковь в Ржеве» Артема Сафелкина. Это образ — одной из самых древних ржевских церквей, датируемой XIV веком. Когда-то она украшала наш город в том месте, где сейчас начинается новый мост, и дала название улице Большой Спасской. Это «Успенский собор в старинном Ржеве» (стоявший некогда на Соборной горе, где сейчас Обелиск) Анастасии Рязановой. Это и современный вид на старый мост, и дорога вверх по берегу, где сейчас стоит пушка, называемой когда-то «Мыстрацкий взвоз» (Магистратский взвоз) — работа Дианы Веселовой «Город Ржев. Родной мотив». Это и архитектурные акценты в линогравюрах Вознесенского, Оковецкого и Покровских храмов: «Уголок старого Ржева» Дениса Музалева и «На Князь-Дмитриевской стороне» Натальи Яковлевой.

Здесь — Ржев патриархальный, спокойный и тихий, где течет размеренная городская жизнь без суеты, течет там, где всегда разное небо с бегущими, меняющимися облаками и всегда разная река с её изменчивой, движущейся рябью. И одновременно с этим, некими опорными точками постоянства — везде — купола храмов и маковки с крестами — символами христианской веры и того, что всегда было, есть и будет.

Высокий уровень линогравюр из Ржева неслучайно был так оценен и одобрен для показа в Москве. Высоко оценивают художественный уровень работ и известные тверские художники. Весь этот труд мы можем использовать для создания развития положительного образа нашего города в глазах туристов и просто гостей. Дело в том, что линогравюры с видами старинного и современного Ржева и самой С.Ю. Азаренковой и ее учеников — готовые почтовые открытки. Они станут уникальным изданием, и каждый путешественник захочет увезти их с собой.

Виктория Кузнецова, научный сотрудник

Ржевского

краеведческого музея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *