С любовью к прошлому и настоящему

Так называется выставка живописи и графики наших земляков-художников: лучшего конструктора СССР, изобретателя Николая Никитича Сафронова (1931 г. — 1997 г.) и его внучки Марии. Открытие выставки состоится 17 марта в 16 часов в Выставочном зале. Работы Сафроновых очень разные как по тематике, так и по технике исполнения, но, думается, объединены одной идеей, общим замыслом: пронести через годы любовь к отчему краю, родному дому, любовь к человеку и ко всему живому на земле.

«С чего начинается Родина?». Строки известной песни, особенно популярной в советские годы, невольно приходят на ум, когда смотришь на уникальные акварели и графические зарисовки Николая Сафронова. Родная земля, неповторимая красота довоенного Ржева отражены в каждом пейзаже. Они написаны с такой любовью, что, кажется, будто сам стоишь на крутом берегу Волги, возле старого моста, где купаются и загорают отдыхающие, и наслаждаешься этими летними погожими деньками, ласковым солнцем, жадно вдыхаешь ароматы разнотравья, прячешься в тени еще не вырубленных деревьев на волжском берегу.

Уникальны и графические работы Николая Никитича, который мечтал создать цикл пейзажных панорам довоенного Ржева. У него была своя стройная, последовательная теория перспективы. Он проделал большую исследовательскую работу по сбору материала о старом Ржеве. Но, к сожалению, не успел завершить задуманное, и его пейзажи остались в виде прекрасных графических зарисовок.

Николай Никитич Сафронов родился 22 апреля 1931 года в деревне Платовище Ржевского района, в семье кузнеца. Войну встретил в Ржеве, куда семья переехала несколькими годами раньше. С детства, увлекаясь рисунком, он запечатлел в своей памяти неповторимую красоту довоенного Ржева и пронес эту память через всю жизнь.

В 1957 году окончил МАИ и стал инженером-конструктором. Говорят, у него был инженерный талант, поэтому неслучайно молодого специалиста (ему было всего 27 лет) назначают главным конструктором на одном из московских военных заводов (ОКБ п/я 80). Николай Никитич возглавлял ОКБ в течение 6 лет (с 1959 г. по 1965 г.), и за это время штат сотрудников увеличился более чем в 10 раз (с 50 до 600 человек). Под руководством Сафронова конструкторское бюро разработало и внедрило ряд машин по технологическому циклу сборки и сварки самолетных узлов. За что Николай Никитич был награжден орденом «Знак Почета», золотой и серебряными медалями ВДНХ. Ему присвоены звания: Лучший конструктор СССР и Изобретатель СССР. Жизнь Николая Никитича Сафронова тесно связана и с Ржевом: многие годы он трудился главным конструктором на «Электромеханике».

Наряду с работой он много читал, музицировал, писал акварелью и маслом этюды с натуры, преподавал в институте начертательную геометрию, уделял большое внимание обучению детей. В городской библиотеке или Выставочном зале в знаменательные даты читал лекции об искусстве и художниках. Его руками были созданы тончайшие барельефы для штамповки юбилейных значков и медалей.

Ни одного дня в своей жизни Николай Никитич не мог прожить без книг. Читая, он соприкасался с тайнами и величием мысли, культуры и истории человечества. Всегда оставаясь в первую очередь инженером, он все время совершенствовал в себе гуманитария. Его идеалами были Людвиг Ван Бетховен и Леонардо да Винчи. Из любви к эпохе Возрождения он в совершенстве выучил итальянский язык.

За заслуги в развитии отечественного дизайна Н.Н. Сафронов удостоен звания Лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства в 1998 году посмертно.

Талант к изобразительному искусству унаследовала от деда внучка Мария Сафронова, которая родилась в Ржеве в 1979 году, окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова в 2003 году (монументальная мастерская). Участвовала в росписи церкви св. Николая в Вышнем Волочке и росписи храма св. Николая в Нью-Йорке, за что имеет Похвальную грамоту Патриарха. Стипендиат министерства культуры РФ (2003). Член МСХ с 2003 года. Участница многих российских и зарубежных выставок, в том числе, в Московском музее современного искусства, Русском музее (Санкт-Петербург), музее MHKA (Антверпен, Бельгия), Museum of Fine Arts (Бостон, США). Финалист премии Кандинского 2012 г., лауреат премии им. Сергея Курёхина 2015 г. в номинации «лучшее произведение визуального искусства».

Живописные работы Марии Сафроновой описывают процесс социализации человека, его самоопределения и адаптации к условиям современного общества, используя разный тематический ландшафт: будь то типичная школа, психиатрическая больница или среднестатистический офис. Серия «Распорядок дня» метафорично иллюстрирует то, как каждый человек, заключённый в узкие рамки своей социальной роли, существует в закрытом сообществе, где всё действует по установленным правилам. Правилам, к соблюдению которых нас готовят с самого детства. В серии «Игра общего вида» мы видим, как ясли, детские сады, школы готовят детей к взрослой жизни — через игры и режим со своими правилами и обязательствами. Герои картин серии «Офис» — адаптированные к системе «белые воротнички» части в громоздкой структуре большой корпорации, чья жизнь подчинена строгому рабочему графику и наполнена микроскопическими событиями, однотипными действиями, имитирующими активность работника и необходимость его в системе.

Выполненные в светлых и зачастую жизнерадостных тонах картины Марии Сафроновой не вызывают гнетущего чувства обреченности, не навязывают зрителю эмоционального фона восприятия, а лишь обращают его внимание на то, как все устроено. Здесь нет главных и второстепенных персонажей, все действующие лица одинаковы по своей значимости, все они одеты в типичную одежду: школьная форма, больничная пижама или дресс-код офиса. Это своего рода статисты, помещенные в совокупный, обобщенный интерьер. На картинах мы без труда узнаем классный час в школе или деловую встречу в переговорном кабинете офиса. И именно в этом кроется замысел художницы: показать «среднее арифметическое» между общим для всего современного общества и частным для каждого отдельно взятого человека.

Конечно, лучше смотреть серии работ Марии Сафроновой отдельно, чтобы не воспринимать их в неприятном единстве, когда путь из детского сада в сумасшедший дом проходит через офис.

Стоит сказать, что стиль живописи в этих разделах существенно разнится. Как мне показалось, детская серия откровенно карикатурная, такая соц-артовская, с детьми-роботами, офисная — иронично-гламурная, а сумасшедший дом написан трогательно, даже нежно по отношению к изображенным персонажам, сущим детям.

Остается добавить, что тем, кто заинтересовался творчеством Сафроновых, надо поспешить в Выставочный зал. Экспозиция работает до 3 апреля.

Елена Сооляттэ

Фото из архива

Выставочного зала

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *