ПОМОГИ СЕБЕ САМ

24 марта в актовом зале районной администрации прошел семинар-совещание глав администраций сельских и городских поселений юго-западного региона Тверской области. Вел совещание первый заместитель председателя правительства Тверской области Алексей Титов.

ИЗВЛЕЧЬ ДОХОДЫ ИЗ РЕЗЕРВОВ

Заместитель председателя правительства попросил глав администраций самим обозначить темы следующих совещаний, чтобы их повестку формировать не сверху, а снизу, обозначить вопросы, которые необходимо озвучить и обсудить, призвал подобные встречи проводить в форме диалога, а не монолога. И диалог действительно получился.

Первый вопрос звучал так: «О взаимодействии органов местного самоуправления и налоговых органов в рамках повышения доходной части местных бюджетов. О состоянии работы с федеральной информационной адресной системой». Среди прочих, озвученных на совещании, эта тема была одной из самых важных, так как местные бюджеты напрямую зависят от налоговых поступлений. Евгений Гусев, начальник Межрайонной ИФНС России N№ 7 по Тверской области, приветствуя собравшихся, назвал глав администраций коллегами:

— Мы с вами находимся в одной лодке по наполнению местных бюджетов и должны грести в одном направлении. Для этого нужно задействовать весь имеющийся неиспользованный налоговый резерв.

Евгений Викторович остановился на основных мероприятиях, способных наполнить бюджеты, которые необходимо проводить совместными усилиями налоговой службы и органов местного самоуправления.

Основная доля бюджетов городских и сельских поселений приходится на НДФЛ. Для поступления этого дохода необходимо проводить работу по легализации неформальной занятости. Выявление работодателей, использующих наемную рабочую силу без оформления трудовых отношений, приносит неплохие результаты. Гусев заявил о готовности налоговой инспекции проводить совместные проверки с администрациями и правоохранительными органами по торговым точкам, местам оказания услуг, оперативно реагировать на информацию от органов МСУ. В качестве примера был приведен положительный опыт Ржевского района по легализации трудовых отношений работников охотхозяйств. Кому как не главам администраций знать о действующих на их территориях структурах?

Следующий вопрос — контроль за юрлицами, осуществляющими деятельность на одной территории, но состоящими на налоговом учете в других регионах. Задача муниципального образования состоит в том, чтобы обеспечить регистрацию обособленных подразделений на той территории, где работают организации. Обособленное подразделение регистрируется в случае осуществления деятельности на конкретной территории более месяца и наличия стационарных рабочих мест. Особенно это касается выполнения всех государственных и муниципальных контрактов. Своевременное информирование налогового органа, то есть на стадии проведения торгов, позволит оперативно провести работу по постановке на налоговый учет обособленного подразделения, для отчисления НДФЛ в бюджеты районов и поселений. То же самое, если исполнитель контракта привлекает субподрядные организации.

Следующий источник формирования регионального и местных бюджетов — имущественные налоги. Необходимо выявлять участки сельхозназначения, используемые не по целевому назначению. Налоговое стимулирование целевого использования земель ведет к тому, что владельцам становится выгодно обрабатывать землю надлежащим образом и уплачивать налог по пониженной ставке. Таким образом, достигаются две цели — фискальная и социально-экономическая. Эффективность данной работы представлена на примере Зубцовского и Оленинского районов. В 2016 году оттуда получено 50 материалов о нецелевом использовании земельных участков.

На территориях сельских поселений немало выморочного имущества. Родственники умершего владельца пользуются его имуществом, не вступая в права наследования и, соответственно, не уплачивая налог. Работа администраций по инициированию обращения в суды о признании имущества выморочным и передаче его в муниципальную собственность побудит родственников к регистрации прав собственности наследуемого имущества.

Еще один способ пополнить бюджеты за счет налоговых поступлений — выявлять принадлежащие физлицам объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы. Евгений Гусев предложил органам МСУ создать рабочие группы по проведению данной работы.

Для налоговых поступлений в бюджеты не менее важна адекватность налоговых ставок и установление налоговых льгот. Так, некоторыми муниципальными образованиями установлены ставки земельного налога ниже значения, предусмотренного налоговым кодексом.

Не всегда стандартная процедура взыскания задолженности по имущественным налогам дает достаточный эффект. Поэтому необходимо и администрациям изыскивать пути принуждения должников к уплате налогов. Как показывает статистика, из десяти должников пять не уплачивают налоги по банальным причинам: забыл, не пришла квитанция, отложил на потом. В этом вопросе чиновникам надо начинать с себя — анализ показывает, что должники есть и среди работников администраций, МУПов и депутатов. Это не полный перечень мероприятий, но все вышеперечисленное говорит о том, что налоговый резерв у поселений есть, резюмировал Евгений Гусев.

Приглашение задавать вопросы представителю налоговой службы не заставило себя долго ждать.

— Когда будет наведен порядок в базах налоговой службы? — прозвучал вопрос от одного из глав сельских поселений. — Скажу о себе: с сентября прошлого года я не мог сделать свои данные о земельном налоге корректными. Земля числится в долевом участии по 1/3 на трех владельцев, однако в базах данных налоговой службы значится на каждого человека по две трети, то есть двойная норма. Мой случай не единичный, много фактов, когда сведений об имуществе просто нет в налоговой базе. Выходит, что связи между Росреестром и налоговой нет? В течение трех месяцев я ходил в налоговую, чтобы исправили сведения. Запросы налоговой службы в Росреестр за это время не дали результатов. Тем не менее, в Росреестре я выяснил, что по документам все правильно.

Отвечая на прозвучавший вопрос, руководитель налоговой инспекции обещал разобраться в ситуации.

— Налоговые уведомления в этом году были высланы как попало, — прозвучала еще одна реплика из зала. — Кому-то пришли, кому-то нет, перепутаны данные, номера домов, площади и т.д. Следующий вопрос — количество недоимщиков, несмотря на проводимую работу, не меняется. Почему не принимаются меры со стороны налоговиков? Бюджеты поселений и без того скромные, а на этом фоне есть должники, не уплачивающие налоги годами, суммы исчисляются десятками тысяч, но на них никто не обращает внимания. Со стороны поселений повлиять на них можно лишь косвенно — не выдавать необходимые справки, и все. Много вопросов по уменьшению кадастровой стоимости земельных участков. Повсеместно владельцы изменяют кадастровую стоимость, и уже не собственники должны бюджету, а бюджет должен им. Этот вопрос необходимо поднять на следующем совещании. Вообще, складывается впечатление, что пополнение доходной части сельских бюджетов никому, кроме нас, не нужно.

— У нас есть специальная программа, аудиторские проверки, которые полностью отслеживают полноту передачи материалов в суд и получение судебных приказов судебными приставами для взыскания. Но процесс этот длительный, — ответил Евгений Гусев.

Последнюю часть вопроса прокомментировал Алексей Титов:

— Был поднят вопрос о доходной части сельских бюджетов, и ее пополнение всецело зависит от местной власти. Если сами не будем работать, ничего сверху не упадет. Доходы нужны самим сельским поселениям. Поэтому позиция губернатора области — помогать тем муниципальным образованиям, которые сами работают на пополнение бюджета за счет налогов, бесхозного имущества, легализации собственников, рабочих мест и т.д. Резерв есть. Один из критериев участия в региональных программах софинансирования — деньги дают тем, кто сам этого хочет. Если правительство видит, что муниципальное образование собирается жить — помогает.

— Второй год работаем без налогового органа в районе, — прозвучал вопрос от Зубцовского района. — Прежде у нас существовал налоговый кабинет. Можно было все вопросы решить на месте. Теперь необходимо ехать в Ржев, в межрайонную ИФНС, и не один раз, а расстояние для жителей отдаленных деревень исчисляется десятками километров, и не всегда есть прямое автобусное сообщение. Для пожилых людей очень сложно ехать за налоговым уведомлением в Ржев!

— Ликвидация налоговых кабинетов произошла в связи с оптимизацией налоговых органов. По обращениям глав районов, глав администраций сельских поселений мы готовы приезжать, соберите людей, мы готовы проводить информационную работу.

Судя по шуму и репликам из зала, подобная ситуация с закрытием налоговых кабинетов сложилась во многих районах юго-запада области, первый заместитель председателя правительства Тверской области обещал взять этот вопрос на контроль.

ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА НА ДОРОГИ

Заместитель министра транспорта Тверской области Дмитрий Насибуллин рассказал главам администраций о принципах распределения бюджетных средств регионального дорожного фонда, о замечаниях по исполнению контрактов по содержанию дорог 3 класса со стороны контрольно-надзорных органов за прошедший период, озвучил рекомендации, которые позволят избежать ошибок и бюджетных нарушений.

— Бюджет дорожного фонда в этом году возрос. Большая часть средств будет направлена на капремонт и ремонт дорог, — отметил Дмитрий Игоревич. — В частности, 1,6 млрд. рублей в этом году предусмотрено на софинансирование ремонта и строительства дорог местного значения. 22 марта были подведены первые итоги конкурсного распределения субвенций из областного бюджета. Большое количество заявок поступило по программе капремонта и ремонта дорог, лимит даже превышен. В то же время, на проектирование, строительство и реконструкцию сельских дорог заявок не было вообще. Понятны приоритеты — хочется отремонтировать как можно больше, не вкладывая огромных сумм в новое строительство. Поэтому, проанализировав ситуацию, мы вышли с предложением на бюджетную комиссию, чтобы перераспределить средства с тех программ, где средства остались невостребованными, в программы, на которые было большинство заявок.

На сумму свыше полутора миллиардов рублей будет проведен ремонт дорог на основных загруженных направлениях, туристических и автобусных маршрутах.

— Когда нам передали полномочия по содержанию асфальтовых дорог, они уже находились не в идеальном состоянии, — прозвучал вопрос от Старицкого района. — Поддерживать их в норме сейчас еще сложнее, тем более, если наши дороги из года в год не попадают в программы капремонта. Однако, когда ГИБДД выносит предписания об устранении нарушений на дорогах, никто не желает входить в наше положение и понимать, что дороги мы содержим исключительно в рамках своих скромных бюджетных средств.

— Решение, на мой взгляд, лежит на поверхности, — ответил на этот вопрос первый зампредседателя правительства. — Консолидировать деньги муниципальных дорожных фондов всех сельских поселений на уровне района. И тогда можно эти проблемные участки ремонтировать. Никто дополнительных денег вам не даст свыше положенного. Что касается софинансирования участия в региональных программах, в том числе и по дорожному строительству. Во вторник на уровне правительства принято решение: процент софинансирования со стороны местных бюджетов будет составлять от 15 до 30 процентов. Чем эффективнее работает местная власть — тем процент ниже.

На совещании, кроме названного, рассматривались проблемы реализации 44-го ФЗ. Главам администраций были представлены новые механизмы комплексного развития территорий и озвучены меры противодействия распространения птичьего гриппа на территории области.

Светлана Кудрявцева

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *