«ИСТОРИЯ О ТОМ, ЧТО…»

21 марта в Ржеве состоялась премьера спектакля по мотивам пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта «Трехгрошовая опера» в постановке Образцового эст-радного театра «Мальчишки и девчонки» (режиссер Ольга Кресницкая).

Воры, банкиры и полицейские, нищие и девицы-танцовщицы — все они вышли на сцену Дворца культуры, чтобы рассказать «Историю о том, что…» происходит в криминальном районе Лондона — Сохо, в переулке между двух самых известных стрит… Так начинается история — история человека, который на определенном витке своей жизни вдруг понял, что оказаться на вершине мира — совсем не значит быть счастливым…

Великая пьеса Брехта за свою практически вековую историю обошла сотни театров: ее ставили в советской Москве, ее запрещали в фашистской Германии, а на Бродвее из нее делали мюзикл. Сегодня пьеса идет во МХАТе с Константином Хабенским в главной роли. А теперь и у нашего города появилась собственная интерпретация знаменитой пьесы Бертольда Брехта. Талантливые «Мальчишки и девчонки» под руководством Ольги Кресницкой объединились со студией современного танца «Флэш», и итогом совместной работы стал великолепный, почти двухчасовой спектакль, который прошел на одном дыхании и, несомненно, вызвал большой интерес зрителей.

Эта история началась при закрытом занавесе, тогда, когда вор Маттиас (Артем Чижов) заплатил монету чистильщику обуви (Андрей Любомиров). Степенно и гордо пройдясь через зрительный зал, шикарно одетый разбойник покупает цветы и наводит последние штрихи, готовясь к свадьбе своего подельника — вора Макхита, по кличке Мэкки-нож.

И вот занавес открывается. На сцене — минимум декораций, создающих условное пространство: несколько столов, стулья, ширма, которая в зависимости от действия то черная, то белая: зритель попадает то в кабаре, то в семейство Пичем, то в тюрьму. Вместе с грациозными танцовщицами (студия современного танца «Флэш») мы оказываемся на свадьбе местного бандита по кличке Мэкки-нож (Егор Дрожжин) и дочки респектабельного дельца Полли Пичем (Елизавета Куракина). Простые и добродушные ребята-бандиты: Джекоб-Крючок (Максим Иванов), Маттиас-Монета (Артем Чижов), Эд (Артем Пирожок) устраивают свадебную обстановку в кабаре с ворованными кушаньем и посудой. Мэк доволен свадьбой, хотя вынужден иногда указывать товарищам на несовершенство их манер. Однако обстановочка не по душе воспитанной и деликатной Полли — она здесь явно чужая. Полли Пичем — девушка добрая, искренняя, способная на глубокие чувства и решительные действия. Она горячо отстаивает свое право на любовь в споре с матерью. Она готова на любые жертвы ради своего возлюбленного. Мы видим, как в сцене драки с соперницей Люси (Елизавета Полынская) Полли разошлась не на шутку, вцепившись ей в волосы.

А пока, чтобы разрядить обстановку, невеста приглашает жениха на танец, и вместе с новобрачными его вдохновенно исполняют танцовщицы кабаре. В спектакле достаточно танцевальных номеров, которые весьма гармонично вписываются в канву пьесы и открывают новые грани таланта юных актеров и весьма привлекательных танцовщиц из «Флэш». Их каждый выход на сцену — это не только смена костюмов, движений, это, прежде всего, зрелищное действо, несущее в себе определенный смысл, действо, от которого невозможно оторвать взгляд. Думается, что танцовщицы (Юлия Шувалова, Кристина Морозова, Яна Ваняева, Екатерина Чешейко, Азиза Хестанова) добавили спектаклю интриги и остроты. И в том, несомненно, заслуга их руководителя — Яны Кресницкой.

А теперь вернемся к нашей лав-стори, при которой, однако, мир выглядит совсем по-другому. И вот уже появляются другие персонажи, все в белом: Джонотан Джеремия Пичем, тоже, как и Мэкки-нож, не очень честный человек, владелец фирмы «Друг нищего» (великолепная работа Степана Жданова) и его жена Селия, весьма циничная особа (Виктория Яковлева).

Холеный и довольный собой Пичем, конечно, негодяй и злодей. Его преступление состоит в его циничных взглядах на жизнь. Эти взгляды настолько отвратительны, что достойны сопоставления с делами любого другого преступника. Нищета как товар, — увы, реальность не только давно минувших дней, а для Пичема — это, прежде всего, прибыльный бизнес.

Пичем требует от полицейского Брауна (Андрей Любомиров) поймать бандита Мэкки и посадить в тюрьму —
он в таком зяте не нуждается. Но Полли, искренне любящая своего жениха, не собирается предавать любимого и охотно принимает на себя командование бандой. Мы узнаем, что Мэкки предает подруга Дженни-Малина (Екатерина Чешейко), и его арестовывают.

Молодые актеры ярко воплощают характеры на сцене. На этот эффект работают и таинственная музыка Курта Вайля, и условные декорации, и танцевальные номера, и монологи, с которыми герои обращаются к залу. И, безусловно, в этой связи стоит отметить роль конферансье кабаре, которой, естественно, в самой пьесе Брехта нет, но, уверена, зритель запомнил талантливую, артистичную Алину Николаеву. Ее монологи били не в бровь, а в глаз. Что такое верность, преданность, предательство, что такое жить без страха и что нужно для полного счастья? Каждый новый вопрос был обращен ко всему зрительному залу и к каждому человеку, задевал душу.

И каждый зритель в пьесе Брехта видел свою историю. Кто-то историю о том, что не в деньгах счастье. Кто-то о том, что любовь — не всегда радость и счастье. Кто-то задался вопросом, есть ли настоящая дружба? Кто-то еще раз утвердился в мысли: будем жить честно.

Надо отметить, что рисунок спектакля был очень острым и многоцветным. В нем звучали ирония, доходящая до сарказма, иногда зрелище приобретало трагикомический характер (сцены с нищими). Опытный актер Егор Дрожжин создал интересный образ Макхита, любимца девчонок, который держался чрезвычайно степенно, солидно, по-деловому. Он обладает практическим чутьем. Однако не лишен доли романтики, которую выставляет напоказ. Строго следит за тем, чтобы все дерзкие или хотя бы нагоняющие страх дела его подчиненных приписывались ему самому. Он подобен профессору, который не терпит, чтобы его ассистенты сами подписывали свои работы. Женитьба на обеспеченной невесте нужна ему для подстраховки своего предприятия. Заглядывая в будущее, он видит себя отнюдь не на виселице, а где-нибудь возле уютного и при этом своего собственного пруда, с удочкой в руках. Но в спектакле ДЭТа финал истории совсем не «хэппи-энд».

Достойно сыграли «вторые роли» актеры Ангелина Бирюкова (Джейн Филч), Татьяна Солодкова (секретарь Пичема), Софья Федотова (Виксен).

В пьесе Брехта много тем для размышления, они по-прежнему злободневны сегодня. В мире рулят хищники, зло укоренено в самом общественном устройстве, и единственный способ самому не стать частью этого зла — быть терпимее к нему. Да, жизнь вора не стоит и гроша, хотя в финале Брехт дает ему слово, где Мак говорит о том, что он — еще маленькое зло по сравнению с другими. Быть может, Брехт предупреждал, что малое зло — не так страшно, когда может быть большое зло. И это уже философия. Думается, у каждого может быть свой Брехт.

Остается добавить, что над спектаклем работали: художник Наталья Пронкина, художник по костюмам Ольга Иванова, балетмейстер-постановщик Яна Кресницкая, режиссер-постановщик Ольга Кресницкая.

Елена Сооляттэ

Фото

Кристины Ивановой

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *