НАКАЗАНИЕ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Наказание не отменяет милосердия, а также дальнейшую гуманность законодательства. Согласно статистическим данным, тюремное население нашей страны из года в год идёт на убыль. Более широко применяются альтернативные наказания, не связанные с лишением свободы. Преступивших закон нужно не столько сажать, сколько перевоспитывать. Поэтому в судах все чаще оглашаются приговоры о том, что человеку, преступившему закон, назначается мера наказания, не связанная с лишением свободы, а контроль за его поведением и исправлением возлагается на государственный специализированный орган, относящийся к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) России.

В нашем городе таким государственным специализированным органом является филиал по Ржевскому району ФКУ УИИ России по Тверской области, а проще говоря, УИИ — уголовно-исполнительная инспекция, которая находится в здании МО МВД России «Ржевский», на Советской, 12.

Руководит уголовно-исполнительной инспекцией подполковник внутренней службы Александр Волков. В УИИ работает с октября 1996 года, начинал с должности инспектора. С июня 2008 года назначен начальником уголовно-исполнительной инспекции. Женат. Дочь учится в институте.

Александр Волков родился в Ржеве. То, что он выбрал для себя не гражданскую профессию, по-видимому, было не случайно. Ржевские автомобилисты старшего поколения, возможно, помнят другого Волкова, Владимира, который долгое время работал на различных должностях в ГАИ при ОВД по Ржевскому району, а затем и возглавлял «гаишное» подразделение. Так вот, Владимир Волков — отец Александра. И им обоим, пусть в разное время, довелось служить в правоохранительной системе. А это уже осмысленный выбор и преемственность поколений.

ПО ШТАТУ ИХ ЧЕТВЕРО

Под началом подполковника внутренней службы Александра Волкова в УИИ ещё три сотрудника, одна из которых — женщина. Коротко представим их.

Старший инспектор Алексей Полозов. В УИИ с июня 2005 года. Перешёл в инспекцию из учреждения ОН55/7 («семёрка»), где служил оперативным работником и со спецификой работы в системе исполнения наказаний знаком не понаслышке. А это уже большой плюс к другим необходимым профессиональным качествам.

Инспектор Сергей Иванов перешёл в УИИ в июле 2011 года из ГИБДД, где отработал более 14 лет.

Ещё один инспектор — Арина Апайщикова. Пришла на работу в инспекцию в сентябре 2005 года после окончания Тверского государственного университета. И в этом случае тоже имеется преемственность, так как отец Арины служил не где-нибудь, а всё в той же ржевской «семёрке». В одной системе, так сказать.

Именно эти офицеры внутренней службы во главе с подполковником Волковым осуществляют контроль, профилактику и воспитание лиц, в отношении которых судом вынесено наказание, не связанное с лишением свободы. И эта работа в УИИ, как и во всей системе исполнения наказаний, далеко «не сахар». Поэтому не случайно с января 2001 года сотрудникам УИИ год работы стали зачитывать за полтора.

Свою работу по контролю за поведением лиц, состоящих на учёте в УИИ, сотрудники подразделения проводят во взаимодействии с МО МВД России «Ржевский», прокуратурой, городским и мировым судами. С условно осужденными несовершеннолетними работают в контакте с сотрудниками ОПДН и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав города и района. Проводятся совместные мероприятия, рейды, идёт обмен информацией. Без контроля сотрудников УИИ не остаётся ни один осужденный к лишению свободы условно или иным альтернативным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. И таких лиц с каждым годом становится больше.

РАССКАЗЫВАЕТ
ПОДПОЛКОВНИК ВОЛКОВ

— Гражданин осуждён за совершённое им преступление, но в отношении него судом вынесен приговор об условной мере наказания, исправительных работах или иных альтернативных наказаниях, не связанных с лишением свободы. Живёт, как жил, дома, в семье, продолжает работать в трудовом коллективе, но это вовсе не означает, что за ним нет никакого контроля. Этот контроль осуществляют сотрудники УИИ.

В течение 2016 года по учётам нашей уголовно-исполнительной инспекции прошло 515 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Это осужденные к обязательным и исправительным работам; ограничению свободы; условно осужденные; лица, которые согласно приговору суда лишены права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; осужденные с отсрочкой исполнения приговора, а также лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Снято с учёта 240 человек, из них 27 направлены (по решению суда) в места лишения свободы. Бывает и такое.

Так, гражданин К. был осуждён Ржевским городским судом по части 2 статьи 158 УК РФ (кража) к одному году исправительных работ с удержанием пяти процентов заработка в доход государства ежемесячно. Работать он не хотел, злоупотреблял спиртными напитками, и в связи с этим исправительные работы ему были заменены на реальное лишение свободы.

Ещё пример. Гражданин М. был осуждён Ржевским мировым судом по части 1 статьи 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей) к шести месяцам исправительных работ с удержанием пяти процентов заработка в доход государства ежемесячно. От отбытия наказания он злостно уклонялся и был направлен в места лишения свободы сроком на два месяца.

А вот гражданин В., осуждённый по части 3 статьи 158 (кража) к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года, в период условного осуждения нигде не работал, злоупотреблял спиртными напитками, вёл антиобщественный образ жизни. Два раза привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка. Постановлением Ржевского городского суда условное осуждение гражданину В. было отменено и он направлен в места лишения свободы сроком на два года.

Хотелось бы, чтобы приведённые здесь примеры послужили уроком для других лиц, осуждённых к мерам наказания, не связанного с лишением свободы. Особенно тем, кто старается игнорировать обязанности, возложенные на них судом: в определённые дни проходить регистрацию в УИИ, ограничение в нахождении вне места жительства в определённое время и так далее. Не говоря уже о тех, кто продолжает нарушать общественный порядок. В отношении нарушителей судом также может быть продлён срок пребывания на учёте в УИИ или возложены дополнительные обязанности. Закон есть закон, и его надо соблюдать.

Впрочем, работники УИИ не только сажают, но и готовят документы для ходатайства перед судом о досрочном освобождении от наказания и снятии судимости с тех лиц, кто своим поведением доказал исправление. Плюс те, кому по решению суда была сокращена половина испытательного срока.

— На учёте в УИИ состоят мужчины, несовершеннолетние, а есть ли женщины?

— Да, действительно, на учёте есть и они. Сегодня в УИИ состоит 275 человек и около 30 из них — женщины.

Чем человек серьёзнее, тем с ним легче работать. Несовершеннолетние, ещё ничего из себя не представляя, всё хотят что-то кому-то доказать. Женщины, наоборот, как правило, в зрелом возрасте, со сложившимся характером, привычками и взглядами на жизнь трудно идут на контакт, но работаем со всеми категориями осуждённых к наказанию без лишения свободы.

Я работаю в УИИ более 20 лет и, бывает, замечаю, что сейчас отмечаться приходят дети тех, кто когда-то сам стоял у нас на учёте.

— Несколько слов о статье 264.1 УК РФ?

— Статья 264.1 УК РФ предполагает ответственность и наказание за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения в течение года. За совершение данного преступления суды, как правило, назначают наказание в виде обязательных работ и лишения прав на управление транспортным средством на срок от двух до трёх лет.

В настоящее время количество осуждённых по статье 264.1 УК РФ возросло. Отбывать обязательные работы данную категорию осуждённых мы направляем в муниципальные предприятия Ржева.

В 2016 году за уклонение от отбытия обязательных работ по решению суда (мы готовим ходатайство) в места лишения свободы было направлено шесть человек.

По статье 264.1 УК РФ у нас на учёте находились три дамы, осуждённые к мере наказания в виде обязательных работ, но они своё наказание отбыли и были сняты с учёта в УИИ.

— Расскажите о таком средстве контроля, как элект-ронный браслет.

— Специальное средство контроля — электронный браслет, применяется в отношении лиц, которым назначена такая мера пресечения, как домашний арест или которым по определению суда назначено ограничение свободы после отбытия наказания в исправительной колонии.

Электронный браслет как средство контроля за подучётниками, в отношении которых применена эта мера, в нашей стране практикуется давно. Первый электронный браслет в Ржеве был применён ещё в апреле 2012 года.

По месту жительства гражданина, в отношении которого применена мера контроля — электронный браслет, устанавливается контролирующее устройство, больше напоминающее телефон стационарного типа. Сам по себе электронный браслет довольно лёгкий и полностью герметичный, крепится на ноге. Самостоятельно снять его, а потом снова надеть нельзя. Это называется несанкционированным съёмом и практически невозможно. Датчики электронного браслета собирают информацию, а затем передают её на контролирующее устройство, откуда уже информация поступает инспекторам уголовно-исполнительной инспекции. С помощью электронного браслета можно отследить, где находится человек в данный момент. Надо отметить, что электронное оборудование контроля постоянно совершенствуется.

О проблемах можно не спрашивать. Они всё те же. Один небольшой кабинет на всех, а на регистрацию приходит достаточно много народа — и из села, и из города. Пусть это осуждённые, но наши же люди. И профилактическая работа с ними, и контроль за их поведением должен быть на высоком и современном уровне.

Евгений ОЖОГИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *