Ирина Игоревна ОСАДЧЕВА, кандидат психологических наук,  ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО»: «ПРИЗВАНИЕ — АБСОЛЮТНОЕ СОВПАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЧЕЛОВЕКА И ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИИ»

— Ирина Игоревна, расскажите немного о том, чем занимается ваш институт?

— Мы ведем широкомасштабные психологические исследования — от изучения фундаментальных проблем теории и истории закономерностей развития и регуляции психики до практико-ориентированных разработок проблем развития человека в конкретных видах его деятельности. В том числе занимаемся разработкой проблемы развития и становления личности подростка. Ведь подросток всегда сталкивается с двумя главными задачами в своей жизни: определение призвания в жизни и правильности своего выбора. Зимой этого года по приглашению директора Учебного центра Ольги Климовой мы приезжали в Ржев, чтобы оказать слушателям центра, будущим и нынешним выпускникам ржевских школ помощь в выборе той области профессиональной деятельности, которая в наибольшей степени соответствует их склонностям и способностям, а также собрать материал для исследовательской работы по изучению психологических причин миграции молодежи из малых городов. Эта работа нашла поддержку в администрации Ржева. Нас попросили выявить эти причины и разработать предложения для решения проблемы высокой миграции молодежи.

— Задачи серьезные. Какие варианты решения предлагаете?

— Прежде чем приступить к работе, мы разработали анкету, которая содержала вопросы, касающиеся планов старшеклассников на свою будущую профессиональную жизнь. Опросили 120 учеников 10-х и 11-х классов нескольких городских школ. Около половины старшеклассников в настоящее время не определилось с выбором профессии. Многие испытывают потребность в помощи специалистов. Причем, потребность в консультации есть и у определившихся выпускников.

— На что в первую очередь ориентируются ребята при выборе профессии — интерес? Материальный доход?

— Около 60 процентов — на интерес. О его важности сообщают даже неопределившиеся. 30 процентов отмечают наличие у себя такого интереса с детства. От 30 до 40 процентов учеников при выборе профессии ориентируются на внешние факторы: зарплата, возможность профессиональной карьеры, престиж, комфортность условий работы и другие.

— С чем связаны основные затруднения при выборе профессии?

— С недопониманием своих способностей и недостаточной информацией о профессиях. Вариант ответа: «мне безразлично, какая профессия у меня будет» — не выбрал никто, значит, ребята понимают важность такого выбора и свою ответственность за него.

Для трети учеников при выборе профессии важна возможность жить и работать в другом городе, в родном городе — только для одного… Половина из опрашиваемых еще не знают, хотят ли они остаться жить в Ржеве после получения образования, треть оставаться в городе не хотят. И только 4 человека будут стремиться вернуться в Ржев и строить здесь свою жизнь. На таких молодых людей и необходимо обратить внимание администрации города, эти ребята — будущая надежда и опора Ржева.

Около половины юных ржевитян сходятся во мнении, что в Ржеве нет возможности найти работу по выбранной специальности, нет перспектив карьерного роста и профессионального развития, маленькие зарплаты.

— Молодежь считает, что в родном городе неблагоприятные условия для жизни и работы молодого специалиста…

— К сожалению… Но многим выпускникам небезразлична судьба их «малой родины». На вопрос, «что нужно изменить в Ржеве, чтобы сделать условия жизни привлекательными», более половины старшеклассников дали конкретные предложения по развитию социально-экономической сферы и сферы труда в городе: создание благоприятной инфраструктуры, строительство и качественный ремонт дорог, привлечение спонсоров, открытие предприятий разных направлений, в том числе — филиалов вузов, необходимых для предприятий города, повышение зарплаты… Все это могло бы положительно повлиять на их выбор в пользу жизни в Ржеве.

— Получается, у половины наших ребят трудности с выбором профессии и высокий уровень миграционного настроения. Но у профессии к человеку, его возможностям, тоже есть свои требования…

— Однако этим не озадачивается никто. А меж тем, обязательно быть способным хотя бы на среднем уровне выполнять свои профессиональные функции, не говоря уже о профессиональных достижениях. Но своих потенциальных возможностей старшеклассники либо не знают, либо знают приблизительно. А незнание порождает ориентацию только на зарплату, престиж, условия работы…

— Достичь этого крайне сложно, если природный интеллект, сложившиеся интересы и черты характера расходятся с требованиями, которые предъявляет к нам сама профессия.

— Так и есть. Согласно исследованиям, школьники, выбирающие профессию в соответствии со своими способностями, демонстрировали рост и развитие этих способностей сначала в учебной, а затем в профессиональной деятельности. Состоявшись как профессионалы, такие люди говорят, что труд доставляет им радость и удовлетворенность, у них есть стремление принести максимальную пользу. И профессия «отвечает» им тем же: высокой оплатой труда, карьерным ростом, признанием. Это и есть обретение призвания, подтверждение правильности выбора. Люди, не нашедшие своего призвания в жизни — это те, кто так и не узнал о своих склонностях, не нашел работу, где имеющийся потенциал можно максимально реализовать.

— Ирина Игоревна, как помочь нашим детям сориентироваться в мире профессий?

— Может помочь Профориентационная служба молодежи города. Аргументировано и научно обоснованно её специалисты будут выявлять потенциальные возможности и предлагать профессии, которые позволят реализовать потенциал каждого. Достижения и разработки современной психологической науки позволяют это делать достаточно успешно. Работая совместно с Центром занятости, Профориентационная служба могла бы предложить выпускнику в соответствии с его способностями и интересами выбор возможных учебных заведений, рабочие места, направления профессиональной деятельности в Ржеве или другом городе, помощь в построении плана будущей карьеры, в том числе и на предприятиях Ржева.

— Проблема оттока молодежи из малых городов давно актуальна для провинции.

— Да, я бы сказала, что сегодня эта проблема — одна из острых и глобальных в России, опрос в Ржеве еще раз это подтверждает. У большинства горожан устойчив стереотип, что «молодежь не имеет в Ржеве перспектив» и «если хочешь нормально жить и работать — из города нужно уезжать». Как показал опрос, главным мотивом молодежи в принятии решения о переезде в крупный город является не столько низкий уровень оплаты труда, сколько отсутствие рабочих мест, удовлетворяющих требованиям профессионального развития, самореализации, карьерного роста. Распространенную позицию молодежи к будущей работе и заработку иллюстрирует высказывание одной из учениц 11 класса: «Главное, чтобы была возможность для карьерного роста. Если есть реальные возможности пробиваться наверх, то уровень материальной оплаты труда тоже возрастает. Пока я молодая и здоровая, у меня другие цели, когда я буду старой и ворчливой старушкой, тогда мне и нужно будет хорошее материальное обеспечение».

— Из провинциальных городов в столицы молодежь уезжала всегда…

— Отличие последних двух десятилетий в том, что малым и средним городам сейчас уже практически неоткуда черпать трудовые ресурсы. Статистика удручающая. Доля молодежи, выбирающей миграционную стратегию, выросла с 64 процентов в 2004 году до 75 процентов в 2015. Число тех, кто потенциально выбирает невозвратную миграцию, с 2004 года увеличилось почти вдвое: малые города обречены на естественное вымирание, население стареет, интеллектуальный потенциал снижается. Если продолжить это сравнение через сферу медицины, то город — целостный организм человека, а молодежь — его кровь, которая в случае ее потери сначала может привести к проблемам с дыханием, затем с питанием, а потом и к летальному исходу…

В основе миграционных настроений — неблагоприятная социально-экономическая ситуация в городе. Администрация, если хочет сохранить город, как функционирующий организм, должна уделять этому факту пристальное внимание! Есть и другая сторона массовых намерений молодежи строить свою жизнь вне малой родины. Плохо, что молодежь покидает родной город, но для любого из нас активный поиск своего места в жизни, стремление к развитию — естественное состояние. Человек свободен в соответствии со своими представлениями о счастливой жизни и может выбирать: профессию, место учебы, работы. Но резонно возникает вопрос: даже при наличии упорства в достижении цели, трудолюбия, везения, удачи или наличия связей с влиятельными людьми, все ли профессии доступны?

Чтобы кардинально изменить свою жизнь, решив строить ее в другом месте (неважно, в крупном мегаполисе или в соседнем поселке), необходимо быть уверенным в том, что сумеешь не только выжить в новом месте, но и добиться успеха в выбранном деле. А для этого необходимо совпадение требований профессии, профессиональных возможностей и рабочего места, где их можно реализовать.

— Вы о том, что у человека должно быть не только право выбора своего места, но и право на это место?

— Именно. Если этого права нет и он попал в эту профессиональную среду случайно, «по знакомству» или же исключительно по материальным соображениям, рано или поздно произойдет разрушение физического и/или психического здоровья, нанесение ущерба делу. Последствия неправильного выбора профессии школьником, который уехал в поисках лучшей жизни, могут быть вдвойне тяжелы, нежели у человека, который родился, вырос и работает в родном городе.

— И тогда за «неуспешность» по причине ошибочного выбора начинаем винить начальство, коллег, маленькую зарплату, плохие условия работы…

— Да и, не «вписавшись» в реалии быстрого потока жизни в крупном городе, человек хочет вернуться в свой родной. Однако возвращаться бывает стыдно, он пытается уцепиться за любую возможность остаться в мегаполисе, соглашается на любую работу. А потом, не реализовав свои способности, с сожалением говорит, что так и не смог стать тем, кем хотел. На почве неудавшейся трудовой деятельности могут нарушаться и семейные связи. Нередкий пример, когда старики-родители остаются в одиночестве, а их дети, так и не устроившись в крупном городе, не могут взять родителей к себе. Поэтому, если человек выбирает профессию не по своему призванию, ориентируясь только на привлекательные внешние стороны профессии, не учитывая свои способности, склонности, содержание выбранного труда, он будет не удовлетворен жизнью, где бы ни оказался.

И еще один немаловажный аргумент в пользу необходимости ранней профориентации молодого человека. Знание своих профессиональных ресурсов — это экономически выгодно и школьнику, и его родителям, и городу. Во-первых, снижаются затраты на обучение, поскольку у ребенка усиливается мотивация и настойчивость в подготовке в определенное учебное заведение, повышается уверенность в своих силах. Возрастает гарантия поступления и шанс попасть на бюджетное место. Во-вторых, острота проблемы трудоустройства снижается, поскольку человек, находящийся «на своем месте», себя обязательно проявляет и, как показывает опыт, работа сама его находит. В-третьих, город обнаружит детей, способных принести пользу, имея возможность предложить им соответствующие места работы. Профдиагностика и ориентация школьников позволит предприятиям проводить отбор талантливой молодежи для обучения в профильных вузах по целевым образовательным контрактам на определенных предприятием условиях. Город, при условии, что вкладывает в ребят средства, имеет шанс получить специалистов, у которых способности к избранной профессии «расцветают». И благодаря вкладу таких специалистов, «расцветает» сам город.

Радует, что большая часть ребят хотят выбирать профессию в соответствии с интересом. А если человек проявляет интерес к какой-либо сфере профессионального труда, это значит, он уже находится рядом со своими способностями. Необходимо лишь их уточнить и «неясный» интерес сделать ясным.

Как показал опрос, молодежный профессиональный ресурс Ржева, как и в других малых российских городах, достаточно высок. И чтобы сохранять и развивать его, необходимы усилия и администрации, и предприятий Ржева по созданию в городе Профориентационной службы для молодежи. Наш институт совместно с Региональным учебным центром Ржева уже ведет работу по её созданию, и скоро она начнет свою деятельность.

Политика администрации вашего города, направленная совместно со специалистами нашего института на изучение и сохранение кадрового молодежного потенциала, позволит построить настоящую дееспособную экономику человеческих ресурсов города, которая не только сохранит свою жизнедеятельность, но и обеспечит себе процветающее будущее.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *