Ржевские мосты

 Реки всегда вставали преградами на пути человека, поэтому люди с незапамятных времен строили мосты. Большие и маленькие, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, железобетонные, каменные и деревянные, арочные, подвесные, временные, стационарные — все разные, они нам жизненно необходимы и всегда служат добрым целям, помогая соединить дороги и людей.

Некоторые из нас, возможно, по нескольку раз в день пересекают водные преграды по мостам, даже не замечая эти вершины инженерного искусства, символы торжества человека над силами природы. У каждого моста есть своя судьба, свой характер и значимость. Мы расскажем лишь о некоторых мостах и мостиках нашего древнего города.

Наши далёкие предки выбрали место для города удобное, красивое, на высоком левом берегу Волги при впадении в неё реки Холынка по окраине дремучего Волоковского леса на юго-восточном склоне Валдайской возвышенности и малодоступное на случай вражеского нападения. Постепенно с развитием города был заселён и правый берег Волги. Теперь мы называем этот город Ржев, а ранее Ржева-Володимирова.

Павел Фёдорович Симсон (директор мужской гимназии до 1917 года и затем заведующий Ржевским историко-архивным музеем с 1917 по 1922 год) полагал, что на территории Ржева люди жили примерно 10-12 тысяч лет назад в эпохе палеолита и неолита, и от них остались орудия труда.

По духовной грамоте 1462 года Василия Второго, как удел Ржева отошёл к его младшему сыну Борису Волоцкому. После его смерти в 1494 году происходит известное деление Ржевы и его земли на две половины: правую и левую по течению реки Волга.

Уже в 1504 году правобережной стороной владел князь Дмитрий Иванович Углицкий, а левобережная сторона принадлежала князю Фёдору Борисовичу Волоцкому. Так и именовались стороны: Князь-Дмитриевская и Князь-Фёдоровская. Река была преградой для сообщения между двумя сторонами, и оно было организовано с помощью лодок, плотов, паромов.

В 1740 году Ржевский городовой магистрат рассматривал вопрос о состоянии и благоустройстве Ржевы-Володимировой, в том числе о строительстве моста через Волгу (Российский Государственный архив древних актов, фонд 761, ед. хранения 1547, дело 1547). В 1808-1809 годах писатель-публицист Ф. Глинка был в Ржеве и записал, что переправа через Волгу осуществлялась на пароме.

Первый мост в Ржеве был, пожалуй, плашкоутный. Неизвестно, в каком году он был сделан. Плашкоутный мост состоял из нескольких лодок, соединённых между собой деревянным настилом, который позволял не только проходить по мосту, но и проезжать гужевому транспорту.

В 1888 году в Ржеве по проекту инженера В.Ф. Панкевича через Волгу был построен первый постоянный деревянный мост. Правая и левая опоры моста (их называют устоями) были деревянные, а средняя (её называют быком) — каменная.

На фотографии 2 виден левый пролёт деревянного моста, на въезде стоит будка. Возможно, это будка сторожа или пожарного — деревянный мост нужно было оберегать от пожара.

30 июля 1893 году правый пролёт моста рухнул, прослужив 5 лет и 4 месяца (здесь и далее в тексте даты указаны по старому стилю — прим. авт.). Никто не пострадал. Для установления причин крушения моста и виновных в этом лиц было назначено дознание. Сразу было установлено, что для постройки моста, в частности, его пояса и ферм, был использован загнивший лес. Согласно договору надзор Земской управы заключался в отношении хозяйственной части: мост должен быть чистым, освещён и иметь беспрепятственный проезд, а надзор в отношении его технического состояния и прочности управа не могла осуществлять, так как не имела в своём составе подобных специалистов. До сентября 1892 года мост был под надзором инженера путей сообщения Ганкевича, а после его смерти доверенным лицом наследников — Ганкевич Екатерины Степановны и её малолетнего сына Владимира — стал инженер-технолог И. Цвылев.

Земская управа телеграфировала в Торжок И. Цвылеву о крушении моста и немедленном приезде его в Ржев. Цвылев приехал 1 августа 1893 года и разъяснил, что согласно пункту 17 договора Земская управа была обязана убрать части рухнувшего моста и устроить переправу через Волгу.

Тверской губернатор Николай Георгиевич фон Бюнтинг потребовал от Земской управы разобрать и левый пролёт моста, но управа не считала себя вправе распоряжаться чужим имуществом и отправила г-же Е.С. Ганкевич в копиях требование губернатора и акт, составленный мест-ной полицией с участием инженеров. Е.С. Ганкевич была обязана принять в своё ведение временную переправу и уцелевшую часть моста, и в случае причинения возможных убытков и несчастий на неё будет возложена материальная и моральная ответственность.

Госпожа Ганкевич прислала отзыв, в котором отметила, что возложение на неё имущественной и нравственной ответственности лишено оснований, так как она не виновата в крушении моста.

В Ржеве было два парома на 14 лошадей и четыре земских лодки, а тверской губернатор фон Бюнтинг, недовольный состоянием переправы через Волгу, предложил устроить большой паром под названием «самолёт».

Такой паром устроен по принципу поднимающегося против течения судна. Матрос на лодке завозил вверх по течению якорь с прикрепленным к нему канатом. После чего течение, вращая лопасти гребных колес, вращало также соединённый с колесами вал-кабестан. Кабестан наматывал на себя канат, подтягивая судно к якорю. Корабль плыл против течения!

Подобный же принцип более успешно был использован в паромах, перемещавшихся между речными берегами. Здесь течение тоже вращало водяные колеса, вращение передавалось валам, перематывающим трос, протянутый от берега до берега. Благодаря этому паром сам словно бы летал от одного берега к другому. Такой паром стали называть самолётом.

25 августа 1893 года под председательством Б. Толмачёва состоялось чрезвычайное уездное Земское собрание, на котором обсуждался вопрос о рухнувшем мосте. Собрание отметило, что Управа не смогла бы исполнить предложение губернатора, так как подобное судно изготавливается специально по заказу и в зимнее время.

В 1893 году через Волгу поставили плашкоутный мост. Он соединял Князь-Дмитриевскую сторону от улицы 2-й Никольской (ныне это улица Октябрьская) с Князь-Фёдоровской стороной (фото 4).

Поскольку левый берег высокий, то мост не подходил к определённой улице, это место примерно на линии здания гостиницы Некрасова, которую в 1912 году перестроили в отделение Государственного банка (ныне дом N№ 17 на Пушкинской набережной). До сих пор можно различить несколько съездов к Волге подходящих к месту, где находился плашкоутный мост.

Вот что писала газета «Ржевская мысль» в N№ 10 в воскресном выпуске 11 марта 1907 года: «С наступлением оттепели начали на Волге разбирать плавучий мост и сделали для пешеходов временные мостки. Чтобы пройти благополучно по этим чертовым мосткам, необходимо обладать акробатическими способностями. Спуски к Волге также редко посыпаются песком. Доски на мостках не прикреплены гвоздями, и многие буквально калечатся, проходя по ним, особенно страдают дети. Полиция должна за этим следить, ведь это угрожает здоровью обывателей. Доживем ли мы до постоянного моста в Ржеве?».

Похожие ситуации возникают в Ржеве и сейчас, а ведь прошло более ста лет.

Олег и Наталья Драновы

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *