Провинциальный портрет

Как сказал Артем Пономарев, директор Выставочного зала на открытии этой новой экспозиции, которая состоялась 5 июня: «Никогда еще здесь не было так многолюдно — люди смотрят с картин и люди сидят в зале». Всего в выставке «Провинциальный портрет» участвуют 19 художников с более чем 70-ю работами. А в малом зале параллельно открылась персональная выставка Евгения Пономарева.

Портрет среди художников считается самым сложным жанром живописи. Также верно и то, что каждый портрет — немного карикатура. Абсолютное сходство должно быть разве что на фотографии в паспорте. Портрет же должен описывать настроение, внутренний мир, какие-то неуловимые детали, которые, казалось бы, невозможно увидеть, не общаясь с человеком лично. Естественно, ржевским художникам позируют чаще всего именно наши, ржевские же люди. Можно увидеть знакомые черты на одной из картин. Другие лица, хоть и не знакомы, но рождают ассоциации с кем-то уже виденным. И портрет врача будет немного похожим на всех врачей, виденных вами, или портрет музыканта, священника, художника…

На открытии играл муниципальный ансамбль «Ассорти», потом директор Выставочного зала Артем Пономарев и начальник отдела культуры Валентина Бременева сказали приветственные слова. А также Валентина Николаевна вручила благодарственное письмо Владимиру Соловьеву, выставка картин которого предшествовала нынешней.

7_3Сказать честно, я не эксперт в живописи, но даже мне бросилось в глаза, что портреты абсолютно разные по стилю. Проводя аналогию с фотографией, это выглядит примерно так же, как если положить рядом два снимка — студийный, с гримом, постановкой света, доведением до ума в фотошопе, и репортажный, который был сделан в привычной для человека рабочей обстановке. Общение с художниками подтвердило это первое впечатление.

Начну, пожалуй, с мнения директора Выставочного зала Артема Пономарева, которому, собственно, и пришлось собирать эту выставку:

— Получилась абсолютно разноплановая экспозиция, которую даже боялся выставлять. Она могла не состояться из-за огромной разницы в стилях: есть и кабинетные, и социальные портреты. Даже сам удивлен, что выставка получилась настолько удачной! Если честно, думал, будет полный разброд, придется вытаскивать работы из фондов. Мы никогда до этого не просили художников представить портреты. В основном, на выставках были пейзажи, жанровые композиции, натюрморты. Сегодня мы гораздо больше узнали художников — оказывается, все, кому предлагали участвовать, предоставили работы, и у всех есть по несколько работ в жанре портрета.

Когда находишься на портретной выставке, невольно ищешь знакомые лица. Бросился в глаза знакомый силуэт — это бюст нашего замредактора Евгения Ожогина за авторством Анатолия Бурова. Похож. Практически на входе мой взгляд приковали портреты, явно написанные с коллег из «Ржевского вестника». «Оригиналы» портретов можно было увидеть на открытии живьем. Я не удержался, подошел к Павлу Бронштейну, узнал его мнение о его портрете за авторством Андрея Грица:

7_4— Не могу объективно оценить, скажу одно — работа мне нравится. Я позировал Андрею Викторовичу в мае месяце, и он меня увидел таким. Он — самобытный, яркий художник, не похожий ни на кого. Нина Григорьевна тоже решила позировать, мне кажется, ее портрет получился в таком стиле Модильяни. Считаю, что портреты удачные и, наверное, буду копить деньги, чтобы выкупить свой у художника.

Самого автора тоже можно было встретить на открытии. Я спросил Андрея Грица, что он думает о выставке:

— Обвиняли ржевских художников, что они не пишут портретов. Но мы видим, что каждый представил свои работы. Могу отметить, что Юрий Кокшаров стал интереснее, появился серьезный колорит, хороший рисунок. Интересные работы у Боброва, Азаренковой. Если выставки делать чаще, уровень ржевского портрета еще больше бы возрос.

Приведу еще несколько мнений, например, вот что сказал заслуженный художник Анатолий Буров:

— Больше всего по душе работы Павла Соловьева, если смотреть по тем канонам, к которым я привык, а я ориентируюсь на классику. Есть работы, которые мне не нравятся на этой выставке, они наводят тень слащавости, будуарности, нарочитости. Когда рисуется портрет, я считаю, надо долго вникать в мир человека, а не надевать фраки, платья и тому подобное. Становится не видно самого человека.

С Анатолием Сергеевичем вполне может не согласиться Виктор Воецкий, который в своей приветственной речи сказал:

— Когда я пишу портреты, стараюсь изучить человека, узнать все о нем. Вы спросите, почему люди в таких костюмах? Я показываю мир людей через костюм. Я говорю, эти люди достойны быть так одеты.

7_2Интересно было послушать Владимира Соловьева, выставка которого предшествовала нынешней:

— Бывает, что одна работа автора нравится, а вторая, висящая рядом, на мой взгляд, выглядит хуже. Интересная акварель Павла Фефилова. Понравился портрет Александра Цветкова, где изображен человек в шляпе, он напоминает мне Тиля Уленшпигеля — не знаю почему. Но когда портрет вызывает какие-то ассоциации, это здорово. Мы, может быть, и человека не знаем, а портрет вызывает какие-то параллели, кажется чем-то знакомым. Для меня образ может быть один, для вас другой, но если они появляются, значит, портрет имеет право на жизнь. Еще мне понравилась скульптура Анатолия Сергеевича, изображающая мальчика и мать.

А что думают о выставке посетители? Мария Храмова, бывший работник выставочного зала:

— Выставка очень высокого класса и радует нас, простых зрителей. А какая замечательная музыкальная часть! Сегодняшний день — это просто настоящий праздники высокого искусства.

Надо сказать, что опрошенные мною художники несколько негативно относились к выставке, проходящей в малом зале. Виной здесь, скорее, не сам автор, Евгений Пономарев, а плакат, объявляющий об открытии выставки. Его действительно можно истолковать двояко. Большими буквами написано «Провинциальный портрет», а ниже «Евгений Пономарев». И только вчитавшись в остальные надписи, можно понять, что это две разные выставки.

Оставлю разногласия, лично мне выставка Евгения Пономарева показалась достаточно интересной. Здесь часто присутствуют костюмы, некоторая парадность. Но работы гармоничны. Пару слов об авторе: Евгений Пономарев — член Международной Академии духовного единения народов мира. Ржевский художник-портретист, работает большей частью на заказ и достаточно востребован в Ржеве. Давно хотел сделать выставку своих работ.

Хочется в завершение привести слова Ирины Авакумовой, которые, как мне кажется, подводят черту под спорами:

7_5— Мы задумывали такую выставку давно, но тогда художники не были готовы к раскрытию этой темы. Сейчас, видимо, время пришло. Все портреты, которые здесь представлены, самобытны, по ним можно определить характер, почерк, умение художника. В этом самое интересное, когда мы видим разные стили и разные направления: романтического, парадного, юмористического, наивного портрета. И то, что все художники показали себя очень откровенно, честно и открыто. Что касается портретов Евгения Пономарева, есть хорошие работы, интересные, но было бы хорошо, если бы четко читался общий стиль — видимо, это портреты разных годов. Я рада, когда проходит персональная выставка кого-либо из художников. Может быть, именно Евгений Пономарев дал такой толчок к тому, что выставка «Провинциальный портрет» состоялась, что смело стали участвовать все остальные.

Выставка будет работать до 28 июля. Почему так долго? Сейчас идут месяцы отпусков и работ на даче, когда люди не спешат в Выставочный зал. Поэтому выставки будут демонстрироваться дольше.

Владимир КУТУЗОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *