Ржевские мосты

Продолжение.

Начало в N№N№ 14, 15

 

В следующем номере газеты «Ржевская мысль»
N№ 19 от воскресенья 13 мая 1907 года в рубрике «Местная хроника» продолжается обсуждение вопроса о постройке постоянного моста через реку Волга в городе Ржев.

«7 мая в земском доме состоялось вторичное заседание соединённой комиссии земства и города по постройке постоянного моста. Инженером С.А. Тер-Минасовым представлен в комиссию проект моста и смета. По новому проекту мост предполагается поставить на двух быках, причём быки-устои находятся каждый в 7 1/2 саженях от берега.

По этому новому проекту покупаемый тверецкий мост целиком будет поставлен на два быка устоя с пролётом в 35 саженей. Таким образом устраняется разрезка покупаемого моста. Проект очень понравился представителям земства и города, заседающим в
комиссии.

После одобрения проекта и сметы, комиссия перешла к обсуждению статей договора-соглашения между земством и городом по постройке моста. В конце концов, соглашение было достигнуто, договор одобрен и его решено представить в Думу и земское собрание.

17 мая предполагается заседание в городской Думе, в котором этот вопрос о постройке моста и будет возбуждён. В случае, если город согласится на постройку на выбранных условиях, будет созвано экстренное собрание земства — так, по крайней мере, заявил председатель управы. Судя по ходу переговоров, вопрос о постройке моста находится в благоприятном положении, и есть надежда, что город Ржев будет пользоваться не томилинскими «броненосцами», которые в каждый момент могут по воле «водяного царя» отправиться вниз по матушке по Волге и лишить жителей сообщения между обеими сторонами, а постоянным прочным железным мостом».

«Ржевская мысль» N№ 21 от 27 мая 1907 года продолжает тему постройки нового моста.

«Наконец-то вопрос о постройке в Ржеве постоянного моста через Волгу приходит, видимо, к концу.

17-го числа городская Дума, собравшись в законном для решения важных денежных вопросов (2/3 гласных) количестве, закрытой баллотировкой единогласно приняла три постановления: 1) приобрести предлагаемый николаевской жел. дор. железный мост через Тверцу; 2) поручить инженеру
С.А. Тер-Минасову составить смету постройки моста и 3) ходатайствовать перед правительством о разрешении городу облигационного займа в 160 000 руб. По проекту Тер-Минасова мост обойдётся не дороже 110 тыс. руб.

Теперь дело за согласием земства. Земское собрание для решения вопроса о постройке моста созывается в 1-х числах июня. Судя по истории этого вопроса, со стороны земства задержания быть не может.

При решении вопроса о мосте в городской Думе собралось никогда небывалое количество публики. Единогласная баллотировка вопросов принята громкими аплодисментами публики.

Дай Бог, чтобы облигации, которые будут выпущены на постройку моста, были поскорее раскуплены нашими богатыми горожанами и земцами. От времени разрешения займа и его реализации зависит срок постройки моста. Если бы они прошли до нового года, то осенью 1908 года мост был бы уже готов.

Пожелаем же скорейшей его постройки и осмотрительного отношения к постройке той комиссии, которая для этого будет избрана со стороны земства и города».

В газете «Ржевская мысль» N№ 22 от 3 июня 1907 года инженер путей сообщения А. Архангельский продолжает разговор о постройке нового моста. Его большую статью мы даём в сокращении.

«Вопрос о постройке постоянного моста через реку Волга в городе Ржев подвинулся несколько вперёд. В очередном заседании городской Думы, состоявшемся 17 мая, был принят с небольшими поправками проект соглашения города и земства относительно сомнительных действий по осуществлению задуманной постройки моста и единогласно одобрены принципиально три предложения господина городского головы (Чуракова А.А. — прим. авт.): 1) стоимость постройки моста не должна превышать
120 000 руб.; 2) составление подробных проекта и сметы поручается инженеру С.А. Тер-Минасову; 3) город, совместно с земством, возбуждает перед правительством ходатайство о разрешении займа в размере 160 000 руб. нарицательных.

Перед рассмотрением проекта соглашения города и земства, господин председатель Ржевской земской управы (председатель Управы Крамарёв А.П. — прим. авт.) сделал краткое пояснение, почему, неожиданно для многих, вновь выдвинулся вопрос о постройке моста.

Приводим из этой речи важнейшие места. Постановление о постройке постоянного моста через Волгу в Ржеве состоялось в Ржевском уездном земском собрании 12 марта 1905 года и в Ржевской городской Думе 21 марта 1905 г. Стоимость работ была тогда исчислена в сумме 150 тыс. руб. Для покрытия этих расходов предстояло выпустить заём; но условия денежного рынка были таковы, что заём был бы сопряжён с весьма тяжёлыми жертвами для города и земства, и разрешение вопроса, естественно, отодвинулось до более благоприятных времён. В настоящее время положение денежного рынка не улучшилось, но представилась возможность понизить начальную стоимость сооружения до 110 тыс. руб. путём приобретения по дешёвой цене железных частей для моста. Невыгодность условий займа при этом уравновешивается сбережением на стоимости сооружения, а потому соответственно… необходимо подумать о том, как бы не упустить выгодную покупку ферм, и дело, таким образом, продвинуть вперёд.

В качестве уроженца Ржева я не могу не приветствовать всякого сколько-нибудь серьёзного шага вперёд на пути осуществления заветной мечты моих сограждан о постоянном мосте в Ржеве, но одновременно я не могу не чувствовать за собой обязанности подвергнуть всесторонней оценке состоявшееся 17 мая 1907 г. постановление городской Думы. Вопрос о постройке моста имеет две стороны — техническую и денежную».

Далее инженер Архангельский подробно исследует вначале денежную сторону постройки моста, а потом даёт развёрнутую техническую характеристику исследуемого вопроса.

«Я, прежде всего, — пишет А. Архангельский, — укажу, что за последние десятилетия в инженерном деле многое шагнуло сильно вперёд; в частности, в мостовом деле значительно развилась теоретическая и расчётная часть, подвинулось выяснение сравнительных достоинств разных ферм, появились новые чины ферм (в данном случае автор имел ввиду новые конструкции геометрически неизменяемых стержневых систем — прим. авт.), наконец, пошли в обиход новые материалы и новые приёмы работ».

Затем Архангельский рассматривает четыре варианта моста, в том числе и железобетонного моста.

«В смысле практичности железобетонные сооружения имеют, можно сказать, незаменимые особенности, они могут быть сделаны именно монолитными, они почти не требуют ремонта. По своей сравнительной дешевизне эти сооружения везде, как общее правило, идут впереди железных. Практика земских дорожных сооружений в России давно уже отвела им первое место среди прочих строительных предприятий.

Решение строить мост с использованием тверецкого моста не представляется пока достаточно обоснованным ни с технической, ни с денежной стороны».

И завершая разговор о постройке моста, газета «Ржевская мысль» N№ 23 от 10 июня 1907 года писала: «7-го числа в зале земского дома состоялось три собрания: дворянское, городской Думы и земское экстренное. Городская Дума обсуждала вопрос о постройке постоянного моста через реку Волга в Ржеве. Заседания её велись в перерыве между утренним и вечерним заседаниями земского собрания. Это было сделано с той целью, чтобы быстрее покончить с вопросом о постройке моста. Утреннее земское заседание ознакомилось с проектом договора с городом и внесло в него некоторые добавления. Принципиально согласилось также на выработанную Земской управой инструкцию для строительной комиссии.

Нельзя не отметить, что Земская управа как в выработке проекта договора с городом, так и инструкции комиссии показала свою большую опытность и предусмотрительность в этом деле.

Договор и инструкция собранием были приняты.

Городская Дума также приняла всё это с очень незначительным дополнением.

Таким образом, ржевских граждан можно поздравить с окончательным решением вопроса о постройке моста.

16-го июля договор должен быть подписан Земской и Городской управами и, таким образом, оформлен.

А тогда останется дело только за разрешением со стороны правительства городу выпустить облигационный заём. Нет сомнения, что заём будет быстро разрешён, и облигации быстро раскупятся горожанами и земцами, так как будут представлять из себя довольно выгодные бумаги.

В строительную комиссию избрано 12 человек (6 от земства и 6 от города). 6 человек из 12 составляют председатель Земской управы (А.П. Крамарёв — прим. авт.) и 2 члена её, а также городской голова (А.А. Чураков — прим. авт.): и 2 члена городской управы, остальные 6: П.Ф. Симсон, Ив. Ал. Поганкин, Н.Э. Клейн, Н.С. Лутковский, П.В. Есипов и В.И. Симонов».

Как разворачивались дальнейшие события по постройке моста, нам неизвестно. Безусловно, были трудности. Разрешило ли правительство выпустить облигационный заём и если да, то кто из ржевитян и земцев купил наибольшее количество облигаций и тем самым вложил наибольший вклад в строительство моста? Возможно, всё произошло не так, как писала газета.

Олег и Наталья

Драновы

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *