Ольга Георгиевна МЕЛЬНИКОВА, врач, создатель благотворительного проекта «Театр — детям провинции» (г. Москва): «СЕГОДНЯ — ДЕТИ, ЗАВТРА — НАРОД»

— Ольга Георгиевна, благодаря Вам ржевские ребята из детской школы искусств N№ 2 имени Розума в марте побывали в московском театре «Сопричастность» на спектакле «Двенадцать месяцев». Ваш приезд в Ржев — ответный визит?

— Да, и очень приятный визит. Меня и моих друзей директор детской школы искусств Вера Дмитриевна Долгая пригласила на замечательную премьеру мюзикла «По-щучьему велению» детского театра «Шоколадная страна». Ехали в ожидании чего-то особенного и невероятного, так и случилось. Получили массу приятных впечатлений и счастливы, что познакомились с юными талантливыми ржевитянами.

Это мой первый приезд в ваш город. Познакомиться с ним мы не успели, поэтому обязательно приедем следующий раз большой компанией.

— Расскажите о проекте «Театр — детям провинции». Как возникла идея его создания?

— Он действует с 2012 года. Я сама очень люблю театр в целом и малый репертуарный театр «Сопричастность», в частности. Там замечательно ставят классику, бережно относятся к русскому слову. Побывав на очередном спектакле, подумала о том, как было бы замечательно, если бы в гости к «Сопричастности» приходили все новые, в том числе и юные зрители, имеющие непосредственное отношение к искусству — ребята из детских школ искусств провинциальных российских городов. Первыми на спектакль выехали старшеклассники из Владимира, так как я сама оттуда родом. Они смотрели постановку «Без солнца» (первое название, которое Горький дал своей пьесе «На дне»). Спектакль окончен, в зале тишина, а потом — море аплодисментов и самых восторженных отзывов. Ребятам захотелось прочитать или перечитать пьесу. С первой встречи детей с театром стало ясно, что во главе угла, конечно же, не театр, а они. Их реакции на спектакли это доказывают. В поездках дети одновременно приобщаются к высокому искусству, начинают понимать, чтобы сделать окружающий нас мир лучше, нужно делать конкретные добрые дела, что-то хорошее. Для детей эти поездки — уроки доброты, нравственности. Возможно, кому-то они помогут в профориентации. Дети выходят из зрительного зала и говорят: «Я понял, что я люблю театр», «Я понимаю, как сложно быть артистом», «Я хочу связать свою жизнь с театром»… Услышать такое дорогого стоит. От того, какие книги читает ребенок в детстве, с какими людьми общается, фильмы смотрит — таким и вырастает. Когда есть пусть редкая, но возможность посмотреть хороший спектакль, посетить Москву, погулять по Красной площади, согласитесь — здорово.

— Как определяете, из какого города пригласить учебное заведение?

— Исходим из того, чтобы город находился в 180-250 километрах от столицы. Чтобы дорога туда и обратно не была очень утомительна. Нахожу номера телефонов детских школ искусств и звоню, рассказываю о проекте, предлагаю.

— С Вашим предложением бесплатно съездить в московский театр нельзя не согласиться…

— Есть такие руководители, кто не соглашается. С их стороны нужно лишь только договориться об автобусе, оплатить транспорт и спектакль — наша задача. Но часто на другом конце провода приходится слышать: «Нам это не интересно», «Перезвоните через месяц», или «Это очень ответственно». Мне кажется, реакция зависит от того, чего человек в этой жизни хочет. Но когда мы живем не так, как хотели бы, виновато не только и не столько правительство, начальство, окружение, а сами люди… Порой мы ничего не хотим делать, чтобы наша жизнь налаживалась. Ждем щуку из сказки «По-щучьему велению».

Перед тем как «выйти» на Ржев, обзвонила еще несколько городов Тверской области. Кимры и Ржев отозвались сразу. Были и такие, кто отказался. Жаль, что взрослые лишают детей возможности посетить столицу, театр… Большие города дают большие возможности. В провинциальных городках люди в основном сосредоточены на том, чтобы прокормить детей, заплатить за квартиру и как-то свести концы с концами. Выехать в Москву в театр для семьи накладно. Но все мы родом из детства, об этом надо помнить. И чем крепче будет духовное здоровье наших детей, тем лучше будет наше будущее. Сеять семена добра в души тех, кто завтра будет строить нашу страну, управлять ею, созидать — считаю, важное и нужное дело. Великий русский философ Иван Ильин писал: «Никогда не жалуйся на время, ибо ты для того и рожден, чтобы сделать его лучше».

— Сколько детей и на скольких спектаклях с вашей помощью за пять лет существования проекта побывали на спектаклях?

— Более полутора тысяч детей и сопровождавших их взрослых из Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Тверской областей побывали на десятках спектаклей. Дважды участие в выездных концертах принимал испанский гитарист Тоно Алкальде. Удивительно одаренный музыкант и яркая личность.

— В каких театрах бывают ребята?

— В театре Русской драмы, Российском академическом молодежном театре, театре под руководством Стаса Намина. Когда ребята из Углича приезжали на спектакль «Сказки ученого кота» в театр Джигарханяна, оставили Армену Борисовичу сделанную своими руками фигурку кота. Иногда актеры выступают со спектаклями не только в здании театра. Показ спектакля «Бенгальские огни» театром «Русской драмы. Камерная сцена» однажды состоялся в Центральном Доме журналиста. В зале, где после венчания был первый бал Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. В этом же зале свои стихи читали Маяковский, Блок, Есенин. Это вызывает у ребят все больший неподдельный интерес и к театру, и к личностям, прославившим нашу русскую литературу.

У нас есть задумки начать возить детей во МХАТ имени Горького.

— Найти спонсоров на реализацию проекта непросто. Надо запастись терпением, убеждать…

— Среди моих знакомых много людей, участвующих в разных благотворительных проектах. Кто-то помогает ветеранам чеченских событий, кто-то — домам престарелых. Есть даже семья, которая ежемесячно выплачивает денежное пособие на содержание в Московском зоопарке тапира. И к нашему общему счастью, есть те, кому приглянулась идея проекта «Театр детям провинции». Одни дают деньги, некоторые помогают создавать видеоматериалы. Так и живём. Все наши расходы прозрачны: автобус и сам спектакль. Мы ведем учет всем поступлениям и расходам. Воспользовавшись советом, попробовали рассылать письма в различные компании. Но никто нас не услышал.

Дать денег никого не убеждаю, с просьбами об этом не навязываюсь. Рассказываю о проекте, у кого-то сразу появляется желание помочь, кто-то подумает и перезванивает сам.

— А кто-то обходит стороной, чтобы вдруг ничего не попросили…

— И такие есть.

— Об организации фонда думали?

— Фонд — затратное мероприятие: нанятые работники, выплаты заработной платы, поэтому мы работаем в рамках проекта. Задача сегодняшнего дня — найти единомышленников.

— Ольга Георгиевна, проект предусматривает только выезд детей в театры?

— Задумка была такой. Но благодаря Его величеству случаю, 20 апреля ребята из Переславля-Залесского приезжали на выставку и мастер-класс к народному художнику РФ Сергею Андрияке. Мероприятие прошло в Манеже. Как-то по долгу профессиональной деятельности я приехала справиться о здоровье одной москвички. В ходе разговора пожилая женщина посетовала: времена меняются, все меньше бескорыстных добрых людей… Я стала рассказывать ей о нашем проекте, людях, которые думают не только о себе, а безвозмездно нам помогают… Выслушав меня, она сказала: «А знаете, и Сережа мог бы Вам помочь». Какого Сережу она имеет в виду, я поняла не сразу. Оказалось, она лично знакома с народным художником России художественным руководителем Школы акварели и ректором Академии акварели и изящных искусств Сергеем Андрияки. Потом мы с ним созвонились и договорились о поездке.

20 апреля маленькие художники из Переславля-Залесского приехали в Москву и познакомились с его произведениями. На выставке в Центральном манеже были представлены более 4000 экспонатов как самого мэтра, так и его учеников. Для ребят опытные мастера бесплатно провели мастер-класс по рисованию акварелью, поделились своими творческими секретами. Незабываемой осталась встреча с самим Сергеем Николаевичем. На память о ней каждый маленький художник получил в подарок необходимые принадлежности для рисования. Сергей Николаевич предложил в дальнейшем проводить мастер-классы для ребят в Академии акварели и изящных искусств.

— Ольга Георгиевна, в ходе нашей беседы Вы часто говорите «мы». А «мы» — это кто?

— Не воспринимаю наше общее дело как единоличное. Мы — это все, кто меня окружает, кто помогает, отзывается на мои звонки и предложения, кто приезжает в театр.

— В нашей беседе Вы упомянули, что родом из Владимира…

— Да. Живу и работаю в Москве пятнадцать лет. Москвичкой себя не ощущаю, хотя это близкий мне город, и с суетой, беготней столицу не ассоциирую. Здесь богатая творческая жизнь.

Лет в двенадцать я мечтала быть актрисой, но мама сказала: «Ермоловой не будешь, а меньше не стоит». К творчеству тянулась всегда. Думаю, со временем именно эта тяга и переродилась в создание проекта. Когда ты чувствуешь, что выполнил свои основные задачи: реализовал себя как специалист, как мать, хочется следовать своему творческому посылу, заняться чем-то еще, где будут реализовываться личные творческие возможности.

У нас в проекте благотворительность без аплодисментов. Лучшая награда — светящиеся от радости глаза детей, их искренняя реакция на происходящее на сцене. Для меня важно осознание того, что я живу и для своей семьи, и для других.

В 1981 году, когда училась в 10 классе, вместе с группой ребят мы выезжали на литературный праздник в Ленинград, представляли Владимирскую область. Всю неделю мы жили в северной столице бесплатно: ходили по памятным местам, встречались с интересными людьми. Я увидела город на Неве, и моим родителям это ничего не стоило. Это стало для меня своего рода отправной точкой, определенные попытки, но по тем или иным причинам до 2012 года они лишь попытками и оставались.

— Как относится семья к Вашей занятости в проекте?

— Одобряют, поддерживают, говорят, что гордятся мной. Это счастье, когда твои взрослые дети разделяют с тобой успехи, переживания, сомнения.

Я люблю путешествовать, общаться с друзьями — это здорово, но без проекта мне этого мало. Человек должен черпать силы для важных решений, и проект мне в этом очень помогает.

У нас в Фейсбуке есть группа «Театр — детям провинции». Выкладываем информацию обо всех поезд-ках. Там можно посмотреть фото, прочитать и послушать отзывы ребят. После спектакля наши дети фотографируются с актерами, по возможности мы устраиваем им встречу с руководителем театра, с режиссером. Мы все делаем, чтобы ребята чувствовали себя долгожданными и важными гостями в доме искусства. Сама хожу на спектакли с ребятами, жду сообщений, что приехали домой. Мне важно убедиться, что все прошло хорошо.

— Ольга Георгиевна, по-Вашему, что главное в воспитании детей?

— Надо любить детей, а не себя в детях. Тогда ты их понимаешь, слышишь, чувствуешь. В семье обязательно должны быть свои традиции. Детей необходимо вовлекать в подготовку всех семейных мероприятий, поддерживать в их творческих начинаниях.

Для человека, выросшего на русской земле, поиски добра — в крови. Рано или поздно желание его найти обязательно проявится.

Чем раньше мы все поймем, что в жизни нужно повернуться друг к другу лицом, тем проще и счастливее мы будем жить.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *