«Пройдя сквозь огненные годы»

Эта уникальная выставка живописи, графики, скульптуры, впервые представленная у нас в Ржеве из фондов Тверского государственного музея в преддверии майских праздников, пользуется необычайной популярностью, особенно среди молодежи. Только за несколько дней ее посетили свыше полутора тысяч человек. И это радует. Ведь экспозиция, в которой 65 произведений, в том числе 10 скульптур, рассказывает нам о великой стране, победившей фашизм, стране, которой по праву гордились наши деды и отцы, стране, из которой все мы родом, стране, которой, увы, больше нет.

Экспонаты, имеющие сегодня не только художественную, но и историческую ценность, создали тверские художники — ветераны Великой Отечественной войны: народные художники России: В.Ф. Шумилов, Н.Н. Жуков и наш земляк В.И. Волков, а также старейший художник-пейзажист К.С. Первухин, художники Б.М. Васильев, М.Ф. Гаркушев, Л.Е. Коршунов, С.С. Кулемин, А.В. Марышев, А.И. Поздняков, Н.И. Смирнов, В.И. Соколов, скульпторы А.М. Сперанский, И.С. Хмылева. Многие из них были призваны в Красную Армию еще в 1940 году, В.И. Волков — в 1939-м. Участвовали в боях уже с первых дней и месяцев Великой Отечественной.

У каждого ветерана своя фронтовая дорога. Один был в строю всю войну, другой — тяжело ранен и комиссован по инвалидности, третий ушел на фронт перед самой Победой.

Так, например, Л.Е. Коршунов, служивший стрелком в пограничных войсках на советско-румынской границе, свой первый бой принял 22 июня 41-го в 3 часа 45 минут. График С.С. Кулемин в 1942 году сражался под Ржевом и получил в атаке тяжелое ранение. Медалями «За победу над Германией» и юбилейными награжден наш земляк Василий Иванович Волков, который родился 6 января 1921 года в деревне Агарково Ржевского района Тверской губернии.

В.И. Волков — один из тех художников, чье творчество посвящено воспеванию Тверского края. Поле, лес, река, сельский пейзаж со скромными домиками, равнина или взгорье, березы — все это было ему дорого и понятно. Умер Василий Иванович три года назад. Похоронен в Твери на Дмитрово-Черкасском кладбище.

По тематике картины расположены в хронологическом порядке, который иллюстрирует этапы развития и становления СССР. Полотна «Первый Тверской губернский съезд комсомола в 1918 году» (автор неизвестен) и «Рабфаковка» в красной косынке (картина Н.И. Смирнова) пропитаны духом революции. Вглядитесь в эти лица! Молодые люди полны сил и энтузиазма строить новую советскую республику.

Рядом портрет студента из стройотряда. Это уже 70-е годы — время ударных комсомольских строек и новых свершений.

Между девушкой в красной косынке и этим молодым человеком — дорога длиною в несколько десятков лет, но, думается, их объединяет одно настроение, одно желание — творить и созидать во благо Родины.

Во славу Отечества в суровые годы Великой Отечественной войны, защищая свою землю, сражался советский народ с ненавистными фашистами. Художник А.В. Марышев запечатлел героический подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, Героев Советского Союза, и рассказал о том, как 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково группа истребителей танков 2-го взвода 4-й роты 1075 полка 316 стрелковой дивизии вступила в неравный бой с десятками немецких танков и бронетехникой.

Еще одна работа художника А.В. Марышева, «Гибель Александра Матросова», о том, как 19-летний красноармеец, стрелок-автоматчик закрыл своей грудью амбразуру немецкого ДЗОТа. Александр Матросов погиб в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (сейчас это Псковская область). Имя героя было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этого полка. Посмертно А.М. Матросову присвоено звание Героя Советского Союза.

Представлены на выставке картины, датированные 1945 годом, которые по праву сегодня можно назвать раритетами. На куске фанеры неброскими красками запечатлел художник-фронтовик А.И. Поздняков, дошедший до Берлина, то, что видел воочию («Берлинская улица фронтовая», «Берлин. Фашистская баррикада взята»). В малом зале — уникальные графические зарисовки с натуры художника Н.Н. Жукова. Трогательно, с юмором, изобразил художник улыбающегося «Партизана» в тулупе — Сусанин Великой Отечественной войны (1942 г.), смешного «Солдата Витьку» и «Партизана Васю» — сыновей полка (1941-42 г.); а также детей, которые своими руками мастерят подарки на фронт (1943 г.). Во фронтовых рисунках — пылающая в огне Старица (1942 г.): город в руинах, и санитары, ведущие под руки раненого бойца. А вот надменные физиономии пособников фашизма — «Международный суд над немецкими генералами» (1946 г.) Художник присутствовал на Нюрнбергском процессе, поэтому его труд поистине бесценен для потомков.

Пронзительный крик души слышен в картине «Горе матери» — потерявшей в этой страшной войне, быть может, всех своих сыновей. Это чувство невозможно передать словами, чтобы понять — это надо пережить, пройти через все суровые испытания, что выпали на долю поколения Победителей. Однако не зря сказал поэт: «Огонь войны не сжег в душе, не выжег ни нежных чувств, ни дорогих имен». Посмотрите, с какой душевностью написал художник Н.И. Смирнов портрет молодой женщины-санинструктора, с кокетливыми кудряшками, выбивающимися из-под пилотки, и цветком в руке — напоминанием о мирной жизни. Пройдя сквозь огненные годы, художники-фронтовики не ожесточились, не потеряли интерес к жизни, они сохранили любовь к искусству, ко всему прекрасному на земле и рассказали нам об этом. Невозможно пройти мимо лирического пейзажа К.С. Первухина «На току», датированного 1947 годом. Вдумайтесь только: в голодное послевоенное время художник с такой любовью пишет о красоте родного края, о том, что дорого его сердцу!

Картины мирного созидательного труда колхозников — в более поздней работе художника «Уборка сена». Рабочий ритм судов раздается в картине В.И. Волкова «У волжской пристани». Изумительные виды города Бежецка видим мы на полотнах В.И. Волкова, древнюю Старицу — у В.И. Гаркушева, город Калинин запечатлел художник Б.М Васильев в 70-е годы. Выполненные в лучших традициях отечественного изобразительного искусства произведения художников, несомненно, несут в себе большую художественную и историческую ценность. Эпоха, которую так трепетно, выразительно, с любовью передают тверские художники, уже миновала, но многие из нас вспоминают эти годы с благодарностью.

Воспоминаниями детства веет от картины В.И. Соколова «За книгой» — кареглазая девчушка с косичкой, в школьной форме с непременным белым воротничком. Думаю, многие посетительницы среднего и старшего поколения узнали себя.

Приятно видеть простые скромные русские лица героев труда, милых девушек текстильного комбината, собравшихся вокруг известной ткачихи в картине «Наставница» (художник Н.И. Смирнов). Скульптор И.С. Хмылева запечатлела в гипсе знаменитую на весь Советский Союз вышневолоцкую ткачиху, Героя Социалистического Труда Валентину Ивановну Гаганову, которая прошла путь от ученицы до заместителя директора комбината. Валентина Ивановна прожила большую, долгую жизнь. Умерла семь лет назад, ей было 78 лет.

Что бы ни говорили о том навсегда ушедшем времени, профессия рабочего в СССР была почетна и уважаема. С каким достоинством смотрят на нас эти люди, сколько в их глазах искренности, неподдельной гордости за свой труд, который был нужен стране. Плакаты с лозунгами 60-70 годов — живое подтверждение патриотического духа советских людей.

Глядя на произведения, представленные в экспозиции, испытываешь особый трепет прикосновения к человеческим судьбам, к истории, переживаешь щемящее чувство ответственности за сохранение памяти о поколении Победителей. Это наше прошлое, и нам с ним жить, не забывая, но и не осуждая. А лучше — с благодарностью помнить о тех, кто шел вперед, преодолевая трудности, мечтая о том, чтобы будущее было светлым и радостным. И нам продолжать идти вперед, не разрушая, а созидая.

Выставка работает до 28 мая. Не пропустите!

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *