Ржевские мосты

Продолжение.

Начало в N№N№ 14-16, 19

При отступлении из Ржева Красной Армии левый пролёт железного моста через Волгу был взорван. На фотографии 1 мы видим этот разрушенный пролет и оккупантов, осматривающих Ржев.

Немецко-фашистские войска вошли в Ржев 14 октября 1941 года. На этой схеме, составленной фашистами, обозначены дороги, по которым могут следовать через Ржев военная техника и живая сила, и временные мосты в районе Тетерино (1) и Подгореловки (2). Основной мост через Волгу, железный, который фашисты стали ремонтировать, на схеме не обозначен. На фотографии 3 мы видим начало ремонта моста. Для этой работы фашисты привлекали военнопленных красноармейцев из ржевского лагеря.

Вот так стал выглядеть мост (фото 4). Полотно настила моста искривлено. Мост скован льдом, ремонтные работы продолжаются, но по нему уже следует колонна фашистских солдат. Укрепляются опоры и сооружаются ледоломы, чтобы весной ледоход не мог разрушить мост. Для прочности деревянные опоры и ледоломы обшили досками (фото 5).

И всё же весной 1942 года мост не выдержал ледохода. Для временной переправы в этом месте фашисты сделали канатную дорогу (фото 7).

У вновь отремонтированного моста устой имел вид частокола деревянных свай (фото 8).

В это же время в городе через Волгу был ещё один временный, свайный мост, у Подгореловки, который соединял улицу Кривощапова (эту часть правого берега Волги называли Подгореловкой) с левым берегом. Этот мост, как и железный, охранялся зенитным орудием, но неизвестно, кто его строил — наши или фашисты. Он также будет уничтожен фашистами при отступлении в марте 1943 года.

Оккупантам пришлось ремонтировать и железнодорожный мост, взорванный в 1941 году. И его восстанавливали на деревянных опорах (фото 10, 11).

После наступательных операций Красной Армии на Ржевском плацдарме фашистские войска в зимних сражениях израсходовали все свои резервы и уже не могли удерживать Ржев.

28 февраля 1943 года немецкое командование приняло окончательное решение очистить Ржевско-Вяземский выступ. В немецкие войска поступил приказ: начать отход основной части войск в 19 часов 1 марта 1943 года. Это было сделано очень незаметно. Арьергардные отряды оставались в Ржеве до вечера 2 марта. Перед отходом они взорвали мост через Волгу. Чтобы взрыв моста слышал лично Адольф Гитлер, была организована телефонная связь со штабом фюрера.

Были взорваны оба пролёта: и тот, который немцы восстанавливали, и тот, который не был взорван при отходе Красной Армии. При этом бык был разрушен наполовину. Нужно отметить, что с первой фашистской бомбёжки Ржева 19 июля 1941 года за весь период оккупации и освобождения города ни одна бомба или снаряд не попали в мост. Грифоны, украшающие мост с четырех углов, бесследно пропали.

После освобождения Ржева в марте 1943 года началось восстановление моста. Уже в начале 1944 года инженерными (сапёрными) войсками Красной Армии заново был построен деревянный мост.

Солдаты-сапёры, строившие мост, дислоцировались в старинной хозяйственной постройке во дворе бывшего дома купца А. Немилова на улице Кооперативной (ныне ул. Партизанская, дом N№ 30 и N№ 30а). Поскольку мост был деревянным, то требовалось огромное количество больших гвоздей. Эти гвозди ковали старообрядки из деревни Муравьёво Ржевского района во главе с Антониной Матвеевной Столбовой.

Новый мост был похож на мост, установленный в 1911 году.  Если внимательно рассмотреть бык, то видно, что он теперь не каменный, а бетонный. Пострадавший при взрыве каменный бык разобрали, поскольку восстановить его было нельзя. А левый устой, видимо, пострадал не сильно, и его восстановили. Он остался в основном каменным.

Часть камней была использована в 1944 году при постройке памятника в честь освобождения Красной Армией 3 марта 1943 года города Ржева от немецких оккупантов и откоса пешеходной дорожки, ведущей от моста к зданию, называемому ржевитянами «Госбанком» (фото 15 и 16). Остатки старого быка и теперь лежат в воде.

Олег и Наталья Драновы

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *