Смотрю на жизнь с оптимизмом

27 мая в 15.00 в концертном зале ДМШ N№ 1 им. Я.И. Гуревича пройдет юбилейный вечер, посвященный 50-летию творческой и педагогической деятельности преподавателя музыкальной школы, Почетного работника культуры и искусства Тверской области Эмилии Вацлавовны Степниковой.

А у нас появился замечательный повод еще раз встретиться с талантливым, неор-динарным музыкантом и человеком, творческой личностью, чья жизнь неразрывно связана с историей Ржевского музыкального училища и детской музыкальной школы N№ 1. К тому же, 16 мая Эмилия Вацлавовна отметила свое 70-летие. Редакция газеты «Ржевские новости» от души поздравляет с этими знаменательными датами и желает Эмилии Вацлавовне крепкого здоровья, благополучия, творческих успехов и хороших учеников!

50 лет в одной профессии. По-моему, это подвиг. Однако моя героиня так не считает.

— Когда профессия по душе, то и труд в радость, и никакого подвига здесь нет, — говорит она. — Мне всегда нравилась моя работа.

А жизнь Эмилии Вацлавовны могла бы сложиться совсем по-другому. Она сама признается, что с музыкой повстречалась случайно, наперекор судьбе.

Эмилия Вацлавовна родилась в Ржеве в семье инженера. Родители не музыканты, но люди творческие. Папа играл почти на всех музыкальных инструментах, мама хорошо пела. Вацлав Дмитровский окончил в Москве плановый институт (ныне Плехановская академия). Наталья — институт пищевой промышленности. Они в Москве и познакомились. Что интересно, отца направил на учебу в институт сам Буденный, командующий I Конной армией (отец служил в штабе Буденного). Но Вацлав Дмитриевич, проучившись один год, бросил учебу и поступил в МГУ на факультет журналистики. Он был человеком начитанным, эрудированным, писал очерки, статьи. Однако журналистом не стал. В то непростое время ему дали понять: или ты учишься, куда тебя направили, или нигде. Поэтому вернулся в плановый институт, по окончании которого получил направление в Ржев, в открывавшееся Управление Калининской ж/д. Так Дмитровские оказались в Ржеве, где в 1947 году родилась Миля. В семье были ещё старший брат и сестра. Но во время войны, в эвакуации, девочка умерла. Брат Эмилии, Генрих Вацлавович — капитан дальнего плавания, был начальником Ленинградского портофлота. Всю свою жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Неплохо писал стихи, которые, кстати, публиковались в «РН».

В семье Дмитровских всегда любили музыку и песню. Пели всё, что пела страна, с радостью и любовью.

— Песни в то время были высокого профессионального уровня, — вспоминает Эмилия Вацлавовна. — Их сочиняли настоящие профессионалы, поэтому их поют до сих пор.

Так получилось, что отец уехал по контракту на Север, и Эмилия с мамой остались вдвоем. Брат учился и остался в Ленинграде. Однажды на школьном вечере девочка услышала, как пианист Вячеслав Крючков играл «Фантазию» Аренского. И с тех пор она «заболела» музыкой. Однако, чтобы тогда учиться в музыкальной школе, нужен был свой инструмент. К сожалению, в то время семья не могла позволить себе такую роскошь. Прошел год, другой. Эмилия каждый раз повторяла попытку поступить в музыкальную школу. Ей предлагали заниматься на других инструментах, но девочка с характером была непреклонна — только фортепиано.

Миля уже училась в пятом классе, когда в железнодорожной школе N№ 52 (сейчас N№ 12) организовали струнный оркестр, которым руководил Василий Румянцев, он жил по соседству с Дмитровскими, в Калининских домах. В оркестр брали всех желающих, и Миля решила попробовать. Ей выдали мандолину, которую девочка берегла и лелеяла.

Вы только вдумайтесь! В тяжелое послевоенное время в школе был свой струнный оркестр! Инструменты выдавали детям на руки, чтобы они занимались дома.

Миля, от природы наделенная хорошим музыкальным слухом, быстро освоила незатейливый репертуар и вскоре весьма неплохо исполняла простые мелодии.

Однажды в отпуск приехал отец. Узнав о новом увлечении дочери, попросил сыграть что-нибудь. Потом взял в руки старинную гитару, вытер пыль, настроил ее и стал аккомпанировать дочери. Мама от умиления не могла сдержать слез: до чего слаженно звучал этот импровизированный домашний дуэт. А еще через некоторое время, когда у отца закончился контракт на Севере, он привез то, о чем девочка мечтала всю свою жизнь! Это был большой концертный рояль фирмы «Дидерикс», старенький, но изумительно звучавший. Счастье 12-летней Мили было безгранично. Она летала как на крыльях. День и ночь сидела за инструментом, пытаясь постичь его тайну. Мама опять пошла в музыкальную школу. Но снова отказ — возраст не тот, мол, опоздали. Предложили заниматься частным образом.

Но через три месяца ее учительница уехала, и встал вопрос: что же делать? К счастью, в одном классе общеобразовательной школы с Эмилией училась дочка директора школы Я.И. Гуревича, Наталья, с которой они были дружны. Кроме того, английский и рисование преподавала жена Гуревича, Зинаида Афанасьевна. Они-то вдвоем и помогли уговорить Якова Иосифовича посмотреть и послушать способную девочку. Он согласился. Прослушал… А потом пригласил заниматься лично у него.

— Это были фантастические уроки, — рассказывает Эмилия Вацлавовна. — Гуревич, историк по образованию, — великолепный рассказчик и тонкий психолог, очень любил музыку. Это был чрезвычайно эрудированный и образованный человек, разбиравшийся также в литературе, живописи.

С таким восторгом Эмилия проучилась два года. А потом неожиданно для многих Яков Иосифович отправил свою подопечную в Калининское музыкальное училище. И ее приняли! Конкурс — шесть человек на место, но Эмилия его с честью выдержала и стала студенткой фортепианного отделения. Конечно, учиться, особенно первое время, было сложно: согласитесь, за два года невозможно «на все сто» освоить весь семилетний курс музыкальной школы. Но настойчивая, очень трудолюбивая студентка Миля Дмитровская своим примером доказала: «Успех — это способность идти от поражения к поражению, не теряя оптимизма». Этому девизу Эмилия Вацлавовна следует всю свою жизнь.

Она с благодарностью вспоминает своих педагогов, например, Александра Бурштейна, а также родителей, которые поддерживали дочь. Отец постоянно присылал книги, в том числе, по специальности, подарил полное собрание сочинений Шопена, а мать боготворила музыку и помогала решать бытовые вопросы.

По окончании учебы Эмилии предложили остаться преподавать в музыкальном училище. Но она решила вернуться в родной Ржев. Поступила заочно в Саратовскую консерваторию и в 1972-м окончила её с отличием. В 1970 Эмилию Вацлавовну назначают заведующей фортепианным отделением ДМШ, а затем — в только что открывшееся Ржевское музыкальное училище.

— Замечательное было время! — вспоминает Эмилия Вацлавовна. — К нам приезжали музыканты с мировыми именами. Госэкзамены принимали маститые педагоги из института имени Гнесиных. А сколько знаменитых пианистов побывало в Ржеве! Даже Рихтер приезжал!

Но в перестроечное время училище закрыли. Эмилии Вацлавовне предложили работать в Калининском музыкальном училище. В то время у нее уже была семья и двое маленьких детей. На семейном совете решили маму отпустить. Она буквально разрывалась между работой и домом: четыре дня в Калинине, три — дома. Однако через год Эмилия решила, что семья дороже, и вернулась в Ржев насовсем, преподавать в родной музыкальной школе, и 25 лет отработала в должности завуча.

За годы своей профессиональной деятельности Эмилия Вацлавовна воспитала замечательную плеяду учеников, они дипломанты и лауреаты городских, областных и межрегиональных конкурсов и фестивалей. Свой первый выпуск помнит очень хорошо. Из 16 воспитанников 9 стали профессиональными музыкантами.

И сегодня педагог Степникова с гордостью называет имена своих «звездочек»: Мария Иваненко — студентка Московского музыкального колледжа при Российской академии музыки им. Гнесиных, Евгений Маслёнков тоже закончил «гнесинку», Сергей Шубин — студент звукорежиссерского факультета СПБ Гуманитарной академии, Даша Смирнова — ученица 7 класса, лауреат нескольких международных конкурсов. А еще у Степниковой учились многие известные в Ржеве люди: Елена Писарева, Вера Долгая, Надежда Онопченко, Татьяна Донец, Светлана Денисова, Любовь Савкина, Тамара Шулегина, Лариса Федотова, Галина Бабкина и многие-многие другие.

Эмилия Вацлавовна — великолепный концертмейстер, этой деятельности она уделяет довольно много внимания. Раньше в составе различных камерных ансамблей неоднократно принимала участие в областном фестивале струнной музыки «Волшебная скрипка», в течение 14 лет была концертмейстером вокального ансамбля «Созвучие». Помимо основной работы в школе, Эмилия Вацлавовна вот уже 28 лет участвует в концертно-просветительской деятельности школы, является концертмейстером у вокалистов-любителей, с которыми занимается Майя Игнатьевна Бойцова. Игорь Гоманюк стал лауреатом Всероссийского конкурса вокалистов-любителей имени А. Вяльцевой.

Еще одна грань таланта Эмилии Вацлавовны — краеведение. Она активно сотрудничает с отделением Всероссийского краеведческого общества, выступает с докладами на городских и областных чтениях. Ее статьи по краеведению публикуются в местных и областных изданиях.

За многолетний плодотворный творческий труд, широкую научно-исследовательскую и концертно-просветительскую деятельность, а также огромный вклад в развитие музыкальной культуры Ржева и Тверской области Эмилия Вацлавовна не раз получала награды. В 2010-м награждена премией губернатора «Лучший учитель года» в номинации «Культура», в 2012-м удостоена звания Почетный работник культуры и искусства Тверской области.

— Я счастлива, что жизнь сложилась именно так, — говорит Эмилия Вацлавовна. — Рядом всегда были хорошие добрые люди, замечательные педагоги и коллеги. У меня прекрасная семья: муж Владимир Александрович — бывший инженер-конструктор, сын Иван — программист, дочь Мария — социолог. Уже взрослые, у них свои семьи. Подрастает внучка София, которой 12 лет. И есть еще силы и желание заниматься любимым делом.

Я уверена: никогда не надо опускать руки. Нужно стремиться к своей цели. И чем больше вы будете этого желать, тем ближе будет цель.

Елена Сооляттэ

Фото из архива
Э.В. Степниковой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *