ПОГОВОРИ С РЕБЁНКОМ О ВОЙНЕ

30_5
Большинство родителей спросят: «А не рано ли с дошкольником разговор о войне заводить? Ведь не детская тема. Вдруг травмируем? Может, хотя бы до школы подождать, там на уроках истории расскажут?»

Не рано! Старший дошкольный возраст — самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Разум просыпается, душа — открыта, чиста. В сюжетно-ролевой игре, в деятельности и общении дитя пытается постичь внутреннюю, смысловую сторону «мира взрослых», проникнуть в хитросплетения человеческих отношений.

«Интерес идёт впереди развития, ведёт его за собой». Обострённый, напряжённый интерес к морально-нравственной проблематике. Владимир Владимирович Маяковский об этом знал. «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха». Вся детская литература — об извечной борьбе добра и зла, Бога и дьявола…

Понаблюдайте, как старшие дошкольники играют. Пять минут играют, час выясняют, кто хороший, кто плохой, кто предатель, кто герой. Игра перетекает из действия в слово. Сюжеты игр всё больше приобретают «межчеловеческий» и даже «общественно-политический» характер. Старший дошкольник буквально сосредоточен, зациклен на сфере социальных отношений.

Психологические новообразования старшего дошкольного возраста многолики. Дружба — «устойчивая внеситуативная привязанность». Мечта и фантазия. Внутренний план действий. Мысленные, воображаемые путешествия в прошлое и в будущее. Желание побыть одному. Секреты от родителей. «Немотивированные» слёзы или безудержная радость. Любимое местечко в доме. Притягательный уголок природы. Понимание состояния взрослых. Избирательное отношение к людям. Особые, свои увлечения. Способность обманывать. Стыд. Обескураживающее столкновение со смертью (рыбка, например, умерла в аквариуме). Жгучие терзания — бабушка, любимая бабушка, тоже ведь старенькая, не вечная. А мама? А я? Зачатки произвольности. Первые победы «надо» над «хочу». «Но мама спит, и я молчу». Осознанная помощь. Альтруизм… И эгоизм. Борьба мотивов. «Моральные инстанции». Муки совести. Эффект «горькой конфеты». Генез личности, рождение Человека.

И вот в такую-то кризисную минуту, когда «личность перерастает свой собственный способ жизни». Опора требуется. Стержень личности выковывается. Не упустить время. А есть ли в истории человечества урок любви, более потрясающий, вдохновляющий, светлый, чем тот, что преподали потомкам ветераны минувшей войны? Выбор выбором, предельные, финальные выборы человек всегда делает только сам…

Не ставь ребёнка между плохим и очень плохим. Не заставляй выбирать фасон одежды или причёску. Не заражай дитя «механикой своекорыстного беспокойства», потребительством, крохоборством, гордыней, тщеславием, ленью. Не позволяй себе и ему впасть в духовную спячку. Покажи скульптуру Вучетича, советского солдата со спасённой немецкой девочкой на руках, покажи красную звёздочку на братской могиле и тихо, убеждённо скажи: «Сынок, доченька, это ваше, родное, кровное, не имеете право мимо равнодушно пройти! Берегите святыню, храните, в сердце носите любовь, завещанную Поколением Героев, Поколением Победы!»

Так как же рассказать ребенку о войне?

Всё очень просто. Правда о войне — единство двух мистических парадов: Парада 41-го и Парада 45-го. Летели знамёна поверженного Рейха к Мавзолею. Чеканили шаг воплотившиеся въявь былинные чудо-богатыри. Народ был. Звенели ордена: за Москву, за Сталинград, за Вену, за Прагу, за Берлин! Метроном в темпе движения парадных колонн время отсчитывал, живая история шла, живая ПРАВДА. В простоте, в будничности, в величии. Шли герои — косточками их однополчан дорога на Запад вымощена, кровью и потом обильна полита. Правду и надо говорить ребёночку. Чтобы почувствовал малыш, когда вырастет… Что в страшном 41-м — это он отступал. Что под Москвой — насмерть. — Это он стоял. Что в доме Павлова — это он оборону держал. Что с партизанами под откос — это он поезда пускал. Что щит победы на Урале — это он ковал. Что с Зоей Космодемьянской: «Всех не перевешаете» — это он в лицо палачам бросал. Что вместе с Таней Савичевой в блокадном Ленинграде — это он дневник поминальный вёл. Что беженцев в Узбекистане дынями — это он встречал. Что покореженную ось истории — это он распрямил!

Правду. Как на духу. Советский Союз последовательно, неуклонно против войны боролся. Предлагал всем миром фашизм обуздать. Но Гитлер 22 июня вероломно на СССР напал, государственную границу перешёл. Города стервятники с крестами бомбили, мирное население уничтожали. Сила на нас ополчилась чёрная. Много стран фашисты покорили. Никто не устоял. Думали фашисты, что мы «колосс на глиняных ногах». Что толкни чуть — сами развалимся. Наглые шли, уверенные, рукава закатали, на губных гармошках песенки весёлые наигрывали. К параду в Москве готовились. Но не тут-то было.

«Вставай, страна огромная». И встала страна, от Камчатки до Бреста. Люди русские, украинцы, белорусы, казахи, татары, мордва, чуваши, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи… Встали в строй, в порядок боевой. И одной мыслью, одной верой жили: выдюжить, одолеть, разгромить врага. И победили! Потому что друг другу помогали бескорыстно. Женщины да ребятишки пахали на себе, сеяли; у станков сутками стояли. Холодные, голодные, «всё для фронта, всё для победы» отдавали. Из полона фашистского другие народы вызволили. Детишек немецких из походных кухонь кормили. Против мирного населения не воевали, в концлагеря и на опыты мирных людей не направляли. Святое поколение, поклон земной.

Правда — одна. Мышление дошкольников наглядно-образное, конкретное. Как донести правду о войне, чтобы дети поняли, чтобы впору им пришлась та правда? Дети мыслят, как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти, «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях. Зачин короткий — главная мысль, и несколько примеров — иллюстраций. Когда нарастёт «плоть мысли», накопятся первичные ассоциации (тут хорошо бы фильмы военные посмотреть, песни послушать, художественные произведения почитать, на полотна фронтовых художников взглянуть), тогда можно и индукцию вплетать. Несколько представлений под вашим руководством малыши пускай сравнивают, общее обнаруживают (обобщают), от пустяков абстрагируются и сами к правде прикасаются.

Логика логикой, да не логикой единой жив человек. Сердцем он прежде всего жив! Умозрением! Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого. И рассказывать о войне надо, как в первый и последний раз.

…Всё меньше ветеранов, участников войны, тружеников тыла. Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, никто лучше о войне не скажет.

Слушайте же ветеранов, каждое слово ловите, каждую секунду цените.

Мудрые святые старики. Мудрость, она ведь наивной только кажется. Старый да малый. Старик и ребёнок завсегда найдут о чём поговорить, всегда услышат друг друга. И ребёнок запомнит. Навсегда. И своим детям передаст ту эстафету, тот негасимый огонь. И старик усмехнётся в бороду: не зря жил.

— А что делать, если ребёнок не хочет ничего знать о войне, интереснее ему динозавры, инопланетяне, колдуны и маги, Барби и Кены, компьютерные стрелялки, игровые приставки, новомодные PSP, — скажете вы.

Плохо дело. На самотёк, значит, воспитание пустили. Устранились, игрушками откупились. Времени нет. Ну-ну. Только потом локти придётся кусать. И денег без счёта отдашь, и времени не пожалеешь. А спасёшь или утратишь тонкую, незримую, необходимую связь, того не суждено знать.

Человек-паук интереснее? Черепашки Ниндзя милее? Трансформеры занимательнее? Дядюшка Скрудж современнее? Вампиры и упыри — захватывающее зрелеще? Подсунул — и порядок? Ребёнок «занимается»?

Да нет, не ребёнок ваш занимается, а ум его и сердце занимают чужие, коварные дядьки — специалисты психологической войны.

Как же нейтрализовать, минимизировать негативное влияние?

Читайте больше книг. Народные песни, поговорки, сказки, потешки. Не от случая к случаю, а каждый день. Читайте о войне, о подвиге, о славе, приучайте к труду, заботе о ветеранах. Сами подавайте пример. И опять же, свято место детской души занимайте тем, что достойно, что действительно свято.

И еще: чтобы поняли дошкольники правду о войне, им надо больше рассказывать о детях-героях. На положительном и близком, узнаваемом, доступном примере строить воспитание. Расскажите вашим малышам о детях войны.

С 70-летием освобождения нашего города, дорогие ржевитяне!!!

Подготовила
воспитатель детского сада N№12 Антонина Чекулаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *