Максим Громов, начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства  и благоустройства территорий администрации города Ржева: «ВРАГИ ДОРОГ — ВОДА И ЭКОНОМИЯ»

— Максим Алексеевич, до прихода на должность начальника отдела транспорта, дорожного хозяйства администрации города Вы работали в ДЭП-70 мастером, так? Расскажите нашим читателем о себе, пожалуйста.

— Родился и вырос я в Ржеве, учился в 35-м лицее, потом — в Московском автомобильно-дорожном институте по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы». Именно на дорожно-эксплуатационном предприятии N№ 70 я проходил трудовую практику студентом. На первых курсах был дорожным рабочим. В то время мы в основном занимались содержанием трассы «Балтия». Удалось поработать оператором на асфальтоукладчике и БЦМ — это спецмашина для выполнения ямочного ремонта с применением щебня и битумной эмульсии. На более поздних курсах участвовал в строительстве различных дорожных объектов Московской и Тверской областей. Строил развязку в Твери на Волоколамском шоссе, поработал в отделе геодезии при реконструкции Мигаловского моста через Волгу на федеральной трассе Москва-С.Петербург М-10 «Россия».

Окончил институт, отслужил в армии и вернулся в родной город. Поступил на работу в ДЭП-70 на должность инженера ПТО, стал мастером строительного участка, а потом и начальником ПТО.

В настоящее время работаю начальником отдела транспорта, дорожного хозяйства и благоустройства территорий администрации города Ржева.

— Каждый год, и особенно весной, городские дороги не ругает только ленивый. И недаром: действительно, за зиму многие участки приходят в негодность, даже недавно отремонтированные. В чем причина? Почему советский асфальт держался, а новый тает на глазах за два-три года? Ответьте как профессионал.

— Честно говоря, не знаю ни одной дороги в Ржеве, на которой сохранился бы советский асфальт до настоящего времени.

Разрушение асфальтобетонных покрытий в основном происходит зимой и весной. Чтобы понять этот процесс, нужно знать, из чего состоит асфальтобетонная смесь. Разновидности асфальтобетона отличаются по составу, свойствам, технологии приготовления, но в основном все состоят из минеральных материалов, затворенных органическим вяжущим, чаще всего — битумом. При температуре воздуха ниже нуля ломкость битума можно приравнять к ломкости стекла. В России пять месяцев минусовых температур. Если взять стеклянную банку с водой и поставить в морозильную камеру на 10 часов, банка лопнет. Асфальтобетонное покрытие — такая же оболочка, как банка. В Ржеве выпадает большое количество осадков, грунт насыщен влагой — она скапливается под дорожным покрытием, накапливается в асфальте… Чтобы этого не происходило, уровень рабочего слоя земляного полотна должен быть выше уровня грунтовых вод. Это можно обеспечить на загородных трассах, но представьте дорожное асфальтовое полотно в черте города, которое выше тротуаров на целый метр! Единственный выход в городских условиях — хорошая система водоотведения. Вода — враг дорог. Из рассказов старших коллег я знаю, что в советское время всеми силами производилось устройство и очистка водоотводных канав, водопропускных труб. Потом это было забыто, и большинство водоотводных канав в настоящее время засыпаны, трубы демонтированы либо загрязнены. Наша задача — активнее работать в этом направлении.

Но уж если продолжать проводить аналогии с советским временем, то стоит признать, что тогда и не было такой интенсивности движения, тяжеловесных транспортных средств, как сейчас.

И тут вступает в «игру» экономический фактор. Инженеры-дорожники могут подобрать любую конструкцию дорожной «одежды» в зависимости от интенсивности движения, капитальности дороги, дорожно-климатической зоны. Но понятно, что чем толще слой покрытия, тем больше материала необходимо для строительства и, соответственно, бюджетных средств тоже понадобится больше.

В советское время на толщине слоев не экономили, закладывали с запасом. Но в то время экономика была плановой, развивались промышленные предприятия, сельское хозяйство. Каждый построенный километр дороги окупался, дорожное строительство было рентабельным. Себестоимость материалов, например, битума, была ниже в десятки раз.

В современной России важно, чтобы дорожное покрытие было прочным и надежным, экономичным, экологичным. При проектировании из нескольких вариантов выбирают самый оптимальный, исходя из названных показателей. В процессе ремонта городских дорог производится строгий контроль. Мы запрашиваем у подрядчика сертификаты на используемые материалы, проверяем соответствие проекту, госстандартам, строительным нормам. Например, в 2016 году администрация города Ржева дополнительно к контролю, осуществляющего ТДФ, заказывала независимую лабораторию, которая проводила испытания материалов, применяемых подрядчиками.

— За рубежом гарантия на дорожные работы доходит до 7 лет. У нас — максимум три, и то привлечь подрядчика на латание дыр в свежем асфальте не так-то просто… Или я не права? Прошу ответить предметно, назвав конкретные примеры участков, отремонтированных по гарантии.

— Гарантийные сроки в России просчитаны исходя из особенностей экономики страны, определены они Распоряжением Минтранса РФ: для верхнего слоя асфальтобетонного покрытия гарантия составляет 4 года, на нижний слой — 5 лет. Те же сроки прописаны и у нас во всех муниципальных контрактах. Так что насчет трех лет Вы не правы.

Сейчас на гарантии находятся те дороги, которые были отремонтированы в 2015-2016 годах ООО «ДУ Гражданстрой». В этом году мы комиссионно обследовали все эти дороги, зафиксировали дефекты, указали мероприятия, которые подрядчик должен выполнить в этом строительном сезоне. В состав комиссии входили не только представители городской администрации и подрядчика, но и специалисты Дорожного фонда и Минконтроля Тверской области. С «ДУ Гражданстрой» налажено взаимодействие, они готовы выполнить свои гарантийные обязательства.

А вот по участку дороги по улице Никиты Головни (он тоже на гарантии с 2013 года) подрядчик — банкрот. Такая же ситуация в свое время была и с Торопецким трактом, с улицами Марата и Октябрьской.

— Какие дороги будут капитально отремонтированы в нынешнем году?

— По улицам Садовой и Куйбышева, Нижнему Бору и Заводскому шоссе. Будет произведено усиление дорожной одежды, полностью заменено асфальтобетонное покрытие, восстановлены тротуары, средства организации дорожного движения, системы водоотвода.

— Отдельная головная боль — грунтовые дороги. Даже в центре, на улицах Революции, Комсомольской, Куприянова, Гагарина и прочих сложно передвигаться и автомобилям, и пешеходам. Сплошные ямы и кочки. Что говорить о Нижнем Бору и Высоком, Опоках и переулках Захолынского микрорайона и других… Нужна рассчитанная на несколько лет программа по приведению их в порядок, а в качестве временной меры — постоянное грейдирование, и не по разу за сезон!

— Абсолютно с Вами согласен: грунтовые дороги — это одна из основных проблем нашего города. Профилировать их автогрейдером далеко не так просто, как это кажется: кроме грунта, в них встречаются огромные камни, железобетонные и бетонные элементы, металлические запчасти, колодцы, иногда и вовсе неожиданные посторонние предметы. Каким бы мощным ни был грейдер, с такими препятствиями он не справляется. Именно это является наиболее частой причиной серьезных поломок, требующих дорогостоящего ремонта. Еще одна проблема — автогрейдер является крупногабаритной машиной. А жильцы частных домов очень часто загромождают обочины и так не очень широких дорог кучами песка или щебня, шпалами, балками. Это вызывает недовольство тех, кто заявку на грейдирование оставил, а грейдера так и не дождался.

Но несмотря на сложности, грунтовые дороги грейдируются. Количество проходов грейдера устанавливается муниципальным контрактом на содержание дорог и рассчитывается исходя из финансирования. Очень часто возникает острая необходимость распланировать ту или иную дорогу вне рамок контракта, что влечет дополнительные затраты для подрядчика. Уже упомянутая поломка техники также вносит существенные коррективы в сроки грейдирования и влечет незапланированные затраты для подрядчика.

Содержанием дорог занимается муниципальное предприятие «БиЛД», которое значительно перевыполняет свои обязательства по контракту. Переоценить значение предприятия для города невозможно. Вспомним хотя бы какие сложные погодные условия были этой зимой. Снегопады, плюсовая температура, заморозки, снова потепление. Но ни одна улица города не «встала» из-за погодных условий. Конечно, зимнее содержание дорог нельзя назвать идеальным. Проблем было немало. Мы принимали жалобы граждан, отслеживали ситуацию, старались принимать своевременные и действенные меры. И все же движение по улицам города весь зимний период было бесперебойным. Во многом это заслуга руководства и работников МКП «БиЛД».

Что касается грунтовых дорог, есть только один путь решения этой проблемы — перевод их в асфальтобетонные, а финансирование не позволяет развивать нашу улично-дорожную сеть такими темпами, как хотелось бы. Но мы работаем в этом направлении. Сейчас формируется новая программа, с 2018 по 2022 годы. В нее будет заложена реконструкция грунтовых дорог, в первую очередь — второстепенных улиц, пересекающих главные магистрали. Их реализация позволит не только повысить транспортно-эксплуатационное состояние этих дорог, но и существенно снизить уровень грязи и пыли в городе. Как бы ни убирались и ни чистились центральные улицы, они будут пыльными из-за того, что 60% дорог города грунтовые.

— На территории города Ржева можно не соблюдать правила дорожного движения! Видеонаблюдения — нет. Экипажи ГИБДД ввиду малочисленности почти не следят за порядком, выезжают редко и точечно. Поэтому сейчас те же москвичи преспокойно проезжают на красный свет и площадь Революции, и путепровод Ржев-I. Неужели настолько дорого поставить видеофиксацию?

— Администрация города Ржева заинтересована в ее установке. Конечно, это мероприятие должно проводиться совместно с ГИБДД, поскольку именно она осуществляет контроль над соблюдением правил дорожного движения. Но ещё необходимо привести к соответствию государственным стандартам средства организации дорожного движения. В этом году это будут светофоры на перекрестках Ленина-Бехтерева и в районе площади Революции.

— Отдел транспорта занимается также участием города в программах благоустройства дворов. Хотелось бы узнать подробности о том, какие дома и по каким критериям отбирались, что за работы и когда пройдут, на какой срок рассчитаны действующие и когда появится шанс заявиться в следующие программы.

— В этом году город Ржев вступил в программу по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним. Одним из основных условий участия в конкурсе являлось наличие проектно-сметной документации, согласованной с Тверским РЦЦС. Администрацией города было подготовлено 11 проектов. Составлялись они на основании решения собственников многоквартирных домов. В состав перечня работ по ремонту дворовых территорий входит замена дорожной одежды, ее основания, бордюрных камней, ремонт проездов, тротуаров, устройство мест для парковок, газонов, детских площадок. Участие в программе — замечательная возможность приступить к решению застарелой проблемы ремонта дворовых территорий. Мы продолжаем следить за состоянием городских дворов. Многие из них находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта. Составляется план по ремонту дворовых территорий, рассчитанный на 5 лет. В перспективе до 2022 года город планирует привести в порядок большую часть дворов, находящихся в плохом состоянии.

Но многое здесь зависит от активности жителей. Очень часто бывает так, что наиболее активные критики окружающей действительности и местной власти, сталкиваясь с необходимостью реальных действий, ограничиваются вопросом — «А почему я?».

Мы все любим наш город. И мне, как и всем ржевитянам, хочется, чтобы наши дороги находились в идеальном состоянии, дворы были благоустроены, у всех собак обязательно был хозяин, а наши дети играли в ухоженных парках и скверах. К сожалению, все это не произойдет по мановению волшебной палочки. Но если все мы, каждый на своем месте будем работать, то город постепенно будет становиться удобнее и комфортнее для проживания.

— Думается, в этом желании Вы не одиноки. Спасибо за беседу.

Записала Ольга ВЛАДИМИРОВА

Один отклик на Максим Громов, начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства  и благоустройства территорий администрации города Ржева: «ВРАГИ ДОРОГ — ВОДА И ЭКОНОМИЯ»

  1. Татьяна:

    Добрый вечер. У меня один вопрос будут ли ремонтировать дороги в городе Ржеве на улицах Путейская, Рижская, Вяземская и т.д. если вы не можете мне ответить на этот вопрос, то подскажите пожалуйста к кому мне обратиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *