МАЛОЙ РОДИНЫ БОЛЬШОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Односельчане приходят на концерты в местный ДК, чтобы увидеть на сцене этого талантливого танцора. Всего за два неполных года номера итомлинского хореографического коллектива под руководством Дениса Рискова стали визитной карточкой почти всех районных мероприятий. Как молодой хореограф появился в Итомле?

ДВА ПРИЗВАНИЯ

Есть такое крылатое выражение: одна, но пламенная, страсть. У Дениса Рискова с детства их было две. Первая — животноводство. Детство выпало на то время, когда в Итомле действовал крупный колхоз. Мама работала в нем зоотехником, отец — пастухом. Дома во дворе тоже всегда были животные. А в трудные девяностые, когда с зарплатами было туго, на селе выживали только за счет собственного хозяйства.

Денис вспоминает, что ухаживать за коровами, птицей для него с малых лет было удовольствием, а не обязанностью. А когда старший брат Алексей уехал учиться в Ржев, а потом и в армию служить, то все домашнее подворье вообще легло на плечи парнишки, потому что родители были заняты на работе в колхозе. Коровы, куры, гуси, кролики — со всей животиной Денис управлялся с легкостью и радостью.

Вторая пламенная страсть — хореография, которой итомлинского школьника заразила учитель Галина Максимовна Абельцева. В школе она вела танцевальный кружок. В третьем классе Денис пришел к ней заниматься. Абельцева из тех людей, которые умеют зажечь других. И Денис бежал на репетиции, когда бы их ни проводили. С одноклассницей Олесей Андреевой  они стали солистами школьного танцевального ансамбля, выступали на районных конкурсах, в Твери.

Талант может дремать в человеке всю жизнь, но так и не раскрыться в полную мощь. И здесь все зависит от педагога, наставника, который сумеет из маленькой искры разжечь талантливое пламя. В жизни Дениса Рискова такими людьми стали мама и Галина Абельцева. Первая привила любовь к животным, вторая — к хореографии.

Денис прекрасно учился в школе, и когда до ее окончания оставалось полгода, вырисовывавшиеся перспективы дальнейшего обучения тоже были в двух направлениях.

— Я такой человек, не люблю себя ломать. И мама это всегда прекрасно понимала, — рассказывает Денис. — Зачем становиться юристом, если мне это не нравится? Надо выбирать дело по душе, которое любишь, неважно, насколько выбранная профессия прибыльна или престижна. Для поступления были два варианта: либо Тимирязевская сельхозакадемия в Москве, либо Тверской колледж культуры им. Львова.

И все-таки доводы в пользу Москвы перевесили. Денис блестяще сдал химию и биологию (после деревенской-то школы!), и когда оставалось сдать всего лишь один экзамен, он все бросил и помчался в Тверь: с 1 августа начинались вступительные экзамены в Тверской колледж культуры.

— Когда я вошел в зал хореографии, сразу понял, что ни в какую Москву не поеду, — продолжает Денис. — Представьте себе провинциального парня, впервые попавшего в мир, где царит танец! На тот момент в группу набирали 17 человек, а поступало 45. Естественно, из всех поступающих я был самым гадким утенком. Надо было сдать народный танец и станок, который я не знал вообще. Другие батман тандю делают с легкостью, потому что закончили детские школы искусств, танцевали в профессиональных ансамблях, а я в принципе этого не знал. Педагог Мария Львовна Андросова показывает движения — надо запоминать и повторить.

И все же меня приняли на отделение хореографии.  Первые полгода учебы я тоже был гадким утенком. И, конечно, пахал. Подъем был в полседьмого утра, с 8 утра до 5 вечера — учеба, с 7 до 10 вечера — ансамбль. Танцевали по 9 часов в сутки. Это реально — армия, мне кажется, я за три года обучения не пропустил ни одной пары.

В колледже были очень сильные преподаватели. Надежда Бердюгина зав. кафедрой, которую Денис называет своей второй мамой, научила ощущать мир и краски танца, много дала всем, кто хотел учиться. Денис считает, что его нынешний уровень профессионализма — в большей степени база, заложенная педагогами колледжа.

И он стал лучшим. Гадкий утенок благодаря трудолюбию и усердию превратился в прекрасного лебедя. Колледж Денис закончил с красным дипломом. Его портрет до сих пор висит на Доске почета колледжа.

ИТОМЛЯ-ТВЕРЬ-МОСКВА-ТОКИО

После окончания, в 2005 году, особых раздумий относительно дальнейшей жизни не было. И Денис поступил в Московский госуниверситет культуры и искусств (МГУКИ) на отделение народного танца. Он признается, что устремлений стать знаменитым танцором, попасть в один из известных танцевальных коллективов России, куда обычно принимали выпускников МГУКИ, не мечтал. Новые знания — вот что привлекало больше всего. Однако престижный московский вуз вскоре сильно разочаровал. Ничего нового почерпнуть у столичных светил хореографии не удалось. Все то же самое, что и в Тверском колледже, только программа обучения растянута на пять лет.

Случайностей в жизни не бывает. Через три месяца обучения Денис получил травму — выехала коленная чашечка, из МГУКИ пришлось уйти. Однако сразу после нового года он поступил заочно в Госуниверситет управления на отделение маркетинга. На тот момент даже казалось, что с профессиональным танцем покончено навсегда…

Учеба, жизнь в столице требовала денег. Когда Денис приехал в Москву, в кармане у него было всего 2 тысячи рублей.

Первым местом работы стал ресторан, где парень целый год работал официантом. И заочно учился в институте. Но его величество случай однажды предоставил шанс снова вернуться на хореографическую стезю. Один из посетителей ресторана, узнав, что Денис обучался хореографии, предложил работать по специальности. В Москве существует объединение хореографов «Дар», которое занимается выездной преподавательской деятельностью, созданы профессиональные танцевальные коллективы, выступающие не только в столице, но и за ее пределами, и даже за рубежом.

Конечно, Денис согласился. Ставил танцевальные номера, выступал, параллельно преподавал в одной из московских детских школ искусств. Правда, с ДШИ отношения продлились всего два года. Всю творческую работу на корню губит нынешняя бюрократия — обилие бумаг и отчетов. Денис признался, что бумаготворчество — это не его стезя. Его призвание — танец, можно поставить любой номер, подобрать музыку, сколько бы времени это ни занимало, не жалко тратить его на любимое дело. Но бумаги…

В «Даре»  Денис проработал 10 лет. В 2007 вместе с коллегами работал в Токио, потом еще год — в Испании. За рубежом очень популярна русская народная культура, танцевальные коллективы принимают на «ура».  В 2009 году хореографы «Дара» целый год жили в германском Кельне, работали по программе профессионального обмена в  детской школе искусств, учили  немецких детей народным танцам.  Кроме того, танцевальный коллектив «Дара» объездил с гастролями практически всю Европу. Денис уверен, что профессия хореографа всегда востребована. И если ты профессионал, преданный своему делу, оно, то есть дело, всегда само тебя найдет. Он привык всему, чем занимается профессионально, отдавать всего себя.

— Меня так учили педагоги в колледже, — говорит Денис, — нельзя работать  только ради денег, особенно с детьми. Стоит финансовому интересу перевесить — ничего получаться не будет. Проверено много раз.

Денис пробовал свои силы и как фотомодель, а также участвовал в показах одежды модных дизайнеров-модельеров.

НАЗАД, В БУДУЩЕЕ

Казалось, что из столицы нашему герою исхода уже не будет. Любимое дело, профессиональное самовыражение, финансовая стабильность — что еще нужно?

Впрочем, Москва, это такой город — он портит людей деньгами. Денису повезло: он сумел сохранить чистоту русской деревенской души, остаться простым человеком. Помогали в этом визиты домой. Итомля, словно глоток чистого воздуха, оживляла, наполняла силами. Летом  Денис всегда находил время, чтобы вырваться на пару дней домой. Приезжал и первым делом шел на двор, к животным. Два дня сельского хозяйства, потом снова фешенебельная Москва.

Но с каждым годом деревня тянула все сильнее. Коллеги стали  замечать, что Денис изменился. А он сам чувствовал, что московская жизнь его стала тяготить, город душил. Конечно, он понимал — ехать в деревню… Как? Чем будет заниматься, как жить? Все-таки в Москве есть стабильная работа, а в деревне ее,  наверное, нет.

Денис стал приезжать в Итомлю  все чаще и чаще, заказал рубленный двор, потом другой. В последний год своей столичной жизни записался на курсы в Тимирязевскую сельхозакадемию. Учился, как правильно выводить цыплят в инкубаторе, изучал болезни животных, внутренние органы — словом, все то, что необходимо знать животноводу.

Отъезд больше походил на побег. Решение уехать окончательно пришло внезапно. Через два дня необходимо было ехать в Норвегию на фестиваль народного танца. Но Денис позвонил коллегам и сообщил, что уезжает домой, в деревню, навсегда. На том конце провода обомлели… В 2015 году Итомля окончательно и бесповоротно обрела еще одного нового-старого жителя.

Правда, тишины и одиночества, о которых мечталось в последние годы, не случилось. Это же деревня! Раз-другой Дениса пригласили выступить в клубе — и закрутилось. Хореографические номера итомлинского коллектива — всегда событие. Сейчас

Рисков работает в школе педагогом-организатором внеклассной работы — преподает ребятишкам хореографию, создал детский танцевальный коллектив «Прялица», в котором 28 детей. Практически всю свою зарплату, которую получает в школе, Денис тратит на концертные костюмы для своих воспитанников. А шьет их жена брата — Света, дома отведена целая комната под пошивочную мастерскую.

— Хочется подарить детям мгновения счастья. Пусть пять минут длится номер, но ребенок проживет эти мгновения в сказке, я это вижу. Когда в костюмах, они совершенно по-другому себя чувствуют. Мне не жалко денег на это.

Дома теперь большое хозяйство: три коровы, телка Фиона, поросенок Василиск, 48 кур, гуси, индоутки, собаки. Со всем подворьем Денис управляется самостоятельно. День расписан по минутам, он шутит, что как только тает снег, то становится невыездным из Итомли. Но эти заботы не в тягость. Ранние подъемы не напрягают, потому что он идет к любимым животным, радуется, что все здоровы, накормлены и ухожены. И животные ему платят любовью.

32-летний Денис Рисков пока холост, говорит, что еще не встретил свою вторую половину, но мечтает о семье и детях.

Есть еще одна мечта — воплотить масштабный творческий проект, который объединил бы в единое целое талантливые танцевальные, певческие, инструментальные коллективы Ржевского района.

— Хотелось бы поставить спектакль на тему «Времена года», в котором можно показать русские народные праздники, традиции, — говорит Денис. — К сожалению, сделать это проблематично из-за больших расстояний между поселениями, и еще нужен человек, который соединил бы в таком спектакле все коллективы. У нас есть талантливые дети, педагоги, с которыми можно воплотить этот  проект. Я за масштабность, которую люблю во всем: не две курицы, а сорок, не один танцевальный номер, а спектакль.

Мой собеседник признается, что свои возможности как хореографа он пока использует наполовину. В начале будущего учебного года, будем надеяться, откроется обещанное отделение хореографии  районной ДШИ в Итомле. И сельские дети смогут учиться искусству танца у талантливого хореографа и прекрасного человека.

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Кем больше сейчас является Денис Рисков — хореографом или животноводом — он и сам не может сказать. Наверное, и тем, и другим поровну. Дорогого стоит — воплотить две заветные мечты в жизнь.

— Для меня счастье — это когда руки пахнут коровой и когда глаза детей светятся радостью от того, что зрители приняли на ура танцевальный номер. Может быть, и в том, что никуда не нужно уезжать из деревни. Я так долго искал свое место! А оно оказалось здесь, на родной земле.

 Светлана Кудрявцева

Фото автора и из архива Дениса Рискова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *