«СОКОЛЫ» ГЕНЕРАЛА ВЛАСОВА

Стремительно растущий интерес к отечественной истории — примета нашего времени. Выступая 23 февраля 2015 года на торжественном вечере в Кремле, президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «Это очень важно, что у новых поколений есть возможность узнать правду о Великой Отечественной войне…, осознать всю глубину и масштаб происходивших тогда событий и дать им верную оценку, сделать правильные выводы, чтобы чудовищные идеи нацизма никогда больше не повторялись и никогда никому не приходили в головы».

Один из часто задаваемых вопросов: как случилось, что около миллиона наших соотечественников с оружием в руках воевали против собственного народа в союзе с гитлеровцами?!

Хотелось бы приподнять завесу тайны над, казалось бы, немыслимым, невероятным фактом, имевшим место в годы Великой Отечественной войны с советским человеком на фронте.

ИНИЦИАТИВА
Г. ХОЛТЕРСА

Долгие годы о «соколах» армии генерала Власова в нашей стране ничего не знали. Информация о двух лётчиках, Героях Советского Союза, которые сразу после Великой Отечественной войны были расстреляны по приговору военного трибунала за то, что служили у Власова, была абсолютно закрытой. Известно, что ещё в августе 1942 года в районе города Орша по инициативе и под руководством бывшего майора Красной Армии Филатова была создана русская авиагруппа при так называемой Русской национальной армии (РНА), но к боевым вылетам она не привлекалась.

А осенью 1943 года с аналогичной инициативой выступил подполковник Г. Холтерс, руководитель одного из разведподразделений в штабе Люфтваффе. Бывший полковник советской авиации В.И. Мальцев, перешедший на сторону гитлеровцев, активно поддержал идею Холтерса о создании русской добровольческой авиагруппы, которую ему и предложено было возглавить.

КТО ЖЕ ТАКОЙ
В.И. МАЛЬЦЕВ?

Виктор Иванович Мальцев родился в 1895 году в городе Гусь-Хрустальный Ивановской области. В 1927 году поступил в Ивановское лётное училище. После окончания училища долгие годы его судьба складывалась удачно. Получив удостоверение лётчика, он прошёл должности пилота, командира звена, эскадрильи, полка, дивизии и в 1938 году, будучи в звании полковника, командующим ВВС Туркестанского военного округа, был арестован органами НКВД по ложному, клеветническому доносу. Как человек большой силы воли и физических данных, он отверг в ходе следствия все предъявленные ему обвинения и не подписал ложных показаний. Но вышел через полтора года из следственного изолятора НКВД уже совсем иной человек: в сорок три года обозлённый на всё и всех, без права к лётной работе, исключённый из рядов партии, он был уволен в запас и стал уже перед самой войной начальником санатория Аэрофлота в Ялте. Начало войны застало Мальцева в Севастополе, где он находился весь период обороны города. Однако Мальцев не ушел с отступающими войсками, а остался в Севастополе, где 8 ноября 1942 года явился в местное отделение гестапо и заявил, что обижен советской властью и готов служить немцам. Ему предложили сотрудничать с немецкой разведкой. В начале 1943 года немцы назначили его на пост городского головы Ялты. Он неоднократно выступал по радио с призывами поддержать оккупантов в их «борьбе против сталинского режима».

После выступления генерала Власова с «Открытым письмом к военнослужащим Красной Армии и советской интеллигенции» Мальцев направил ему послание с просьбой принять в Русскую освободительную армию (РОА), и в качестве первого шага сформировал несколько подразделений для борьбы с партизанами на оккупированной территории Крыма. Он без устали стал мотаться по лагерям, подбирая и обрабатывая пленных лётчиков. Их направляли в специально созданный немцами учебный лагерь в польском городе Сувалки. Там «добровольцы» подвергались всесторонней проверке и дальнейшей психологической обработке. Обучались, принимали присягу, а затем их отправляли в Восточную Пруссию, где в Морицфельде формировалась авиагруппа, получившая в исторической литературе название — группа Холтерса-Мальцева. Виктор Мальцев говорил пленным лётчикам: «Пощады нам не будет. Да мы и не собираемся просить пощады, потому что мы — не изменники своей страны, мы — борцы за освобождение русского народа от сталинской тирании». Все сходились во мнении, что он действительно был идейным антисоветчиком и, при этом, человеком редкого обаяния.

В СЕТЯХ «ОБАЯТЕЛЬНОГО» МАЛЬЦЕВА

В сетях «обаятельного» Мальцева вскоре оказались попавшие в плен Герои Советского Союза капитан Семён Бычков и старший лейтенант Бронислав Антилевский.

Для лётчика-истребителя С.Т. Бычкова 1943 год складывался удачно. Он храбро воевал. Совершил более 230 боевых вылетов. В 60-ти воздушных боях сбил 10 немецких самолётов лично и 5 в группе с однополчанами, стал воздушным асом. В 1942 году он был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии самолёта и осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей с применением примечания 2 к статье 28 УК РСФСР. Проще говоря, ему предоставили право искупить свою вину, продолжая воевать в своем родном 287-м истребительном авиационном полку (ИАП) под пристальным надзором сотрудников военной прокуратуры. Решением Военного Совета Сталинградского фронта от первого октября 1942 года судимость была снята. Семён продолжил воевать в составе 937 ИАП. Был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года ему было присвоено почётное звание «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В ноябре 1943 года капитана С.Т. Бычкова назначили заместителем командира 482-го истребительного авиационного полка.

Удача изменила Семёну Бычкову 10 декабря 1943 года. Огнём зенитной артиллерии противника его истребитель сбили. Осколки ранили и Бычкова. Он совершил вынужденную посадку на территории, временно оккупированной фашистами. После приземления был захвачен в плен. Капитана Бычкова поместили в лагерь для пленных лётчиков в Сувалках. А затем перевели в лагерь Морицфельде, где он вступил в авиационную группу Г. Холтерса — В. Мальцева.

Было ли это решение добровольным? Однозначного ответа на этот вопрос нет и сегодня. Известно, что в судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР (ВКВС) по делу Власова и других руководителей РОА, С. Бычков был допрошен в качестве свидетеля. Он заявил суду, что в конце января 1945 года в лагере Морицфельде Мальцев предложил ему перейти на службу в «авиацию Русской освободительной армии». После отказа был сильно избит и пролежал две недели в лазарете. Но Мальцев и там не оставил его в покое, продолжая запугивать тем, что на родине его все равно «расстреляют как изменника» и что выбора у него нет, поскольку в случае отказа служить в РОА он позаботится о том, чтобы его, Бычкова, отправили в такой концлагерь, откуда никто не выходил живым.

В то же время, Военная коллегия Верховного суда СССР располагала данными о том, что Герой Советского Союза капитан Бычков, он же майор истребительной эскадрильи имени полковника А. Казакова ВВС РОА, уже в начале 1944 года вместе с Мальцевым, бывшим в то время полковником и Героем Советского Союза старшим лейтенантом Антилевским, выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к борьбе против сталинского режима в составе «Авиационной группы». (Полковник Александр Казаков — знаменитый русский авиатор, герой Первой мировой войны, воевавший затем в рядах белогвардейских армий против советской власти). К этому можно добавить ещё, что весной 1944 года Бычков участвовал в боевых вылетах русской эскадрильи, перед которой ставилась задача уничтожения партизан в районе Двинска.

ТРИ ВОЙНЫ БРОНИСЛАВА АНТИЛЕВСКОГО

Герой Советского Союза старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский родился в 1916 году в Минской губернии. Окончил училище авиации особого назначения в Монино в 1938 году. Стрелком-радистом 21-го дальнего бомбардировочного полка участвовал в советско-финской войне (1939-1940). 7 апреля 1940 года ему было присвоено почётное звание «Герой Советского Союза» с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». В 1942 году окончил Качинское Краснознамённое военное авиационное училище имени А. Мясникова. С апреля 1942 года — младший лейтенант, участвовал в Великой Отечественной войне в составе 20-го истребительного авиационного полка 303 истребительной авиационной дивизии (ИАД) 1-й Воздушной армии. 28 августа 1943 года командир авиаэскадрильи 20-го ИАП старший лейтенант Б. Антилевский был сбит в воздушном бою и вскоре взят в плен. В конце 1943 года добровольно вступил в РОА, был назначен командиром авиаэскадрильи. Получил звание капитана, был награжден двумя медалями, именными часами.

Перед большинством советских лётчиков, попавших в плен, стоял нелёгкий нравственный выбор. Многие дали согласие на сотрудничество с немцами, чтобы избежать голодной смерти. Кто-то рассчитывал при первом удобном случае перелететь к своим. Пример — Герой Советского Союза лётчик М.П. Девятаев. Почему этого не сделали Бычков и Антилевский, которые, в отличие от Мальцева, не были ярыми антисоветчиками? Ведь у них, безусловно, такая возможность была. Ответ очевиден: вначале их, молодых 25-летних ребят, подвергли мастерской психологической обработке, убеждая, в том числе и на конкретных примерах, что назад пути нет. Что им уже вынесены заочные приговоры и при возвращении на родину их ожидает расстрел или 25 лет лагерей. Растлители душ советских людей блефовали.

Один пример: уроженец города Орша Витебской губернии, заместитель командира эскадрильи 148 гвардейского ИАП ПВО Особого назначения гвардии старший лейтенант Николай Леонтьевич Часнык к июлю 1944 года произвёл 685 (!) боевых вылетов, в 39 воздушных боях сбил лично 16 и в составе группы 3 самолёта противника. 7 июля 1944 года Николай Часнык, после длительного преследования, сбил дальний немецкий самолёт-разведчик «Юнкерс-88». Его Як-9 попал под интенсивный огонь вражеской зенитной артиллерии, сам он был ранен и сбит над территорией противника, захвачен в плен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года гвардии старшему лейтенанту Н.Л. Часныку было присвоено почётное звание «Герой Советского Союза». Сослуживцы решили, что Николай погиб в воздушном бою. А он выдержал изощренное и настойчивое давление врага, возможно, того же В.И. Мальцева, пытавшегося склонить его к измене Родине. Пройдя все ужасы лагеря смерти, участвовал в восстании узников Бухенвальда в 1945 году. Из Бухенвальда попал в американский госпиталь. Вернулся на Родину после окончания войны. Продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. Летал на истребителях МиГ-15 и МиГ-17. Первого сентября 1948 года прославленный 148-й гвардейский ИАП ПВО Особого назначения был включен в состав 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО (впоследствии — Ржевский корпус ПВО). В 1952 году Николай Леонтьевич Часнык окончил Военно-воздушную академию. Командовал истребительным авиационным полком. С 1958 года гвардии полковник Н.Л. Часнык проходил службу в запасе.

В. СТОЯНОВ

Продолжение
в следующем номере

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *