ТОРГОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ

В соответствии с недавним решением Ржевской городской Думы, в структуру администрации города внесены изменения. Благодаря им начал действовать отдел благоустройства территорий. Прежде эти функции выполнял отдел транспорта, дорожного хозяйства и благоустройства под руководством Максима Громова, теперь он разделен на два. Новый отдел возглавил Николай Колобов — ранее он работал на «КСК «Ржевский». Николай Викторович назначен 5 июня и пока входит в курс дела и продолжает знакомиться с законодательством, в рамках которого ему предстоит работать. Принимает обращения граждан и уже представляет характер наиболее частых.

Одним из первых рейдов, организованных новым отделом, стал рейд на перекресток улиц Ленина и Бехтерева, известное место сезонной торговли и оживленной борьбы за возможность что-то продавать на этом бойком месте.

БОЙКОЕ МЕСТО

Со стороны магазина «Дикси» сидят две бабушки, торгуют зеленым луком, салатом и укропом. Остальные, говорят, перешли на муниципальный (Заволжский) мини-рынок, расположенный дальше по улице, между «Магнитом» и автозапчастями, и теперь реализуют молоко, творог, зелень с огорода, цветы и рассаду там. Обращённый к центральной улице Ленина торец этого же здания, где когда-то квартировали и женская консультация, и детская поликлиника, после сноса ларьков очень неприятен глазу. Остатки фундамента, какие-то кирпичные обломки и неровный тротуар улицу совсем не украшают. Торговое место, справедливости ради, выглядело бы здесь более органично, чем такой неухоженный угол.

Напротив, через дорогу, у «Бехтеревского» торгового центра, несколько овощных палаток. В середине дня на перекрестке многолюдно, и прохожие с удовольствием покупают яркие помидоры, абрикосы, огурцы и даже привозную клубнику — судя по погоде, неизвестно, будет ли в этом сезоне своя. На одном из ящиков с огурцами надпись: «ржевские». И сверху, будто небрежно, брошена огуречная ветка с цветками и двухсантиметровыми зародышами-огурчиками: мол, только что сорвали, видите, не завяла еще! Цена на ржевские огурцы та же, что и на привозные.

Инспекторы и начальник отдела благоустройства с двумя полицейскими подходят к палаткам, спрашивают, есть ли разрешение на торговлю.

Нет.

А документы у продавцов есть?

Нет.

А что есть?

Только возможность позвонить по телефону хозяину…

Торговля без разрешительных документов — уже повод для составления протокола об административном правонарушении. Именно этим и собираются заняться проверяющие.

А вокруг пока собирается народ. Кто-то любопытствует, кто-то старается уйти побыстрее, сделав покупки. Количество покупателей у лотков не уменьшается. Торгующие, — и у них есть защитники по другую сторону прилавка, явно не хотят сниматься с насиженных мест, несмотря на требование сотрудников администрации свернуть палатки немедленно до момента получения разрешения. Говорят об отсутствии транспорта, о том, что рядом, на «Заволжском» рынке, где торговля разрешена, нет мест…

— Покажите мне место, где торговать можно, я буду там стоять! — горячится одна из продавцов. — Вы зачем на муниципальном рынке все ларьками занять разрешили, а?! Сами и виноваты, что нам теперь встать негде, а людям надо хороших продуктов купить. Поэтому будем стоять тут!

— А Бехтеревский рынок зачем закрыли? — вступает в пререкания с сотрудниками пожилая покупательница. — Там удобно было и всем места хватало! Что там будет — парк? Ага, как же. Пустырь стоит. Откройте рынок снова!

— Да какие у вас они хорошие, продукты-то? Я сама из Ростова, вижу: эти помидоры не ростовские! Неизвестно откуда везёте какие-то нитраты.

— Хорошие помидоры. И огурцы хорошие. Посмотрите, вон в магазине за эти же деньги они все вялые и мятые, я ребенку своему лучше свеженьких здесь куплю.

— Кому они мешают? Никому! Лучше бы вы траву скосили, дороги сделали да помойки убрали, а не к людям цеплялись! — встревают в разговор один, другой, третий…

— Да как вы не понимаете? — объясняет Колобов. — На дороги и уборку нужен бюджет. Чтобы он наполнялся, надо, чтобы такие вот продавцы платили налоги. А здесь даже ИП не оформлено! На какой бюджет городу траву косить, если такая торговля ни за что не платит? За место не платит, налогов не платит. Конечно, им проще работать незаконно, чем законно, сотрудников не оформлять. Себе в карман только такая торговля работает, а вы её кормите!

Люди начинают прислушиваться, но тут же в разговор вступают другие. И видно, что активничают больше те, кто к действиям администрации и к властям вообще настроены не слишком доброжелательно… Они начинают говорить про неубранные помойки, про неухоженные дворы, про неспиленные деревья… Ещё одно подтверждение тому, что люди оценивают работу власти прежде всего по уровню благоустройства и качеству коммунальных услуг. Если во дворе грязь, если ямы на дороге вот-вот оставят машину без колес, то никто не будет думать о налаживании побратимских связей, организации культурных мероприятий и разработке местных законов. Все будут уверены: власть не работает. Потому что если работает — виден порядок и хозяйская рука.

ТОРГОВАТЬ,
НО ПО ЗАКОНУ

Именно стремлением навести порядок Николай Колобов объясняет необходимость работы в отношении торговли.

— Мы не закручиваем гайки. Наша цель — установить правила, единые для всех. Начинаешь проверять подобные палатки и видишь, что на товар недостает обязательных документов, у продавцов нет санитарных книжек. И к кому предъявлять претензии, если ни организации, ни индивидуального предпринимателя, который осуществляет эту торговлю, не существует в природе? Торговля идет, а ответственного нет. А если продукция окажется недоброкачественной — где искать виновного?

Но и просто выгнать таких продавцов с улиц и запретить торговать тоже не является нашей целью. Мы хотим привести эту деятельность в правовое русло, чтобы она была законной и прозрачной, разрешённой, полезной и для покупателей-ржевитян, и для городского бюджета. К сожалению, это касается не только продажи товаров с лотков. В Ржеве есть официально принятые правила благоустройства, так вот, больше половины пунктов не исполняются. А ведь это закон местного уровня! По чуть-чуть, по капле: где-то неучтённая реклама, где-то торговая точка без разрешения, где-то просроченная аренда — все это недополученные городским бюджетом доходы. То, что относится к компетенции нашего отдела, мы будем контролировать.

АВТОЛАВКАМ — ДА

Глава города Вадим Родивилов считает, что завтрашний день уличной торговли — передвижные торговые точки, тонары на колесах, которые должны размещаться в специально отведенных местах.

— Уличная торговля — это и бабушки, торгующие зеленью с собственного подворья, и бизнес, у которого и масштабы, и партии товара, и его происхождение — иные. Соответственно, иным должен быть и подход. В первом случае, нужно лишь определиться с местом такой торговли и разрешением от его собственника. Что касается малого бизнеса, нет цели создавать ему препоны, нужно идти им навстречу, поскольку такая торговля — это работа и зарплата людей, которые в этом деле заняты. Напротив, надо идти навстречу и помогать развиваться, но развитие должно быть цивилизованным и законным, со всеми необходимыми разрешениями и в строго отведённых для этого местах. Перекресток таковым не является. А на Бехтеревском перекрёстке организовать место торговли нельзя даже по требованиям безопасности дорожного движения — по крайней мере, в такой близости от дороги. Сейчас мы ищем компромиссное решение. Мое видение таково: выездная торговля должна оставаться, но пусть это будут передвижные торговые точки, которые утром можно привезти на специально отведенную площадку, а вечером — убрать. Так торгуют и в Москве, и в Твери, и я думаю, что это правильный, удобный и цивилизованный путь.

На вопрос о дальнейшей судьбе бывшего Бехтеревского мини-рынка глава города ответил, что его будущее он намерен определять вместе с жителями Ржева. Сказал он также о том, что территория Старого рынка, по его мнению, слабо используется для организации мелкорозничной торговли и «существует в непонятном правовом русле». Это место, считает Вадим Вячеславович, можно было бы использовать в качестве рынка гораздо эффективнее.

* * *

Вообще, подходы к организации выездной торговли постоянно меняются. Каждая новая метла, как говорится, по-новому метет. Уж сколько воевали с мини-рынком у «Четверочки», где десятки лет бабушки торгуют чуть ли не с земли не только рассадой, но и продуктами! Не одна городская власть сменилась, а бабушки и ныне там. И гоняли их, и деревянные прилавки ставили, и крытый рынок для них строили… В итоге внутри рынка открылись магазины, а бабушки как торговали, так и торгуют с пустых перевернутых ящиков в полуметре от дороги.

На смену политике «не пущать», принятой на вооружение некоторыми прежними градоначальниками, уже приходила позиция «узаконить». Года два-три назад на городских улицах снова появлялись палатки с квасом и овощные лотки, и у каждого из них было официальное разрешение. Доходы шли в бюджет, и за год таких доходов набегало около миллиона рублей. Вот они, дополнительные средства и на тротуары, и на уборку, и на своевременное окашивание парков и улиц.

Возможно, автолавки действительно станут компромиссным решением для малого бизнеса, властей и покупателей. Но здесь стоит вспомнить разницу в подходах у нас и в Европе. Там прокладывают тротуар там, где привыкли ходить люди. У нас рисуют проект исходя из других соображений, и пешеходы ходят по свежезасеянным газонам, проторяя там по привычным маршрутам тропы. Можно, руководствуясь своей мотивацией, их ловить и наказывать, но этим вызовешь лишь недовольство. Когда на улице стемнеет и обезлюдеет, они снова пойдут по газонам… Может быть, поискать возможность компромисса и здесь, в отношении уличной торговли? Иначе она так и не выйдет из темноты в законодательную плоскость.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *