Дмитрий Константинович ЛЬВОВ, вирусолог, директор Института вирусологии имени Ивановского РАМН (г. Москва): «РЖЕВ – ГОРОД ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, САМОБЫТНЫЙ, С ВЕЛИКОЙ ИСТОРИЕЙ»

— Дмитрий Константинович, в сети Интернет есть основные биографические данные о Вас и Ваших родителях. Но ни слова о месте Вашего рождения… В конце мая Вы приезжали в Ржев. Предположу, что с городом Вас что-то связывает…

— Родился я в Москве. В Ржев весной этого года приезжал впервые. Здесь родилась моя мама. Отец родом из Зубцовского уезда. Оба они закончили Ржевскую гимназию. Мой старший брат Николай пропал без вести 28 февраля 1942 году в окрестностях деревень Мончалово, Кавозино, Окорково Ржевского района.

— Вы и Ваши близкие принимали участие в пополнении экспонатов музея в Итомле?

— Насколько удалось выяснить при посещении музея в Итомле, активное участие в пополнении экспонатов принимал племянник моего отца Вячеслав Михайлович Некрасов — военный юрист-судья, подполковник — год выпуска 1939.

— Ваш приезд в город был непродолжительным. Где удалось побывать?

— День получился невероятно насыщенным, за что хочу выразить огромную благодарность Марине Вячеславовне Коротаевой и Галине Александровне Мешковой. Любовь и уважение к родному городу читались в каждом слове, в каждой истории. Побывали на мемориале, посетили краеведческий музей, музей ржевской битвы. Не могу не сказать слова благодарности прекрасному руководителю музея за интереснейший детальный рассказ о событиях невероятно тяжёлого времени Великой Отечественной войны. Видели удивительной красоты Вознесенский собор и, конечно, проехали по окрестностям Итомли, где удалось найти дом Славы Некрасова.

— Ваше впечатление о Ржеве?

— Город замечательный, самобытный, с великой историей. Здесь слова «Вечная память героям Великой Отечественной войны, ценою жизни подарившим нам мир» обретают особое значение…

— Что увезли с собой на память о Городе воинской славы?

— Приобрели материалы в музее Ржевской битвы.

— Читала, что Вы увлекаетесь этнографией и орнитологией. За столько лет изучения пернатых, наверняка, знаете о них многое, если не все. Расскажите, пожалуйста, интересный факт о птицах, который Вас когда-то удивил.

— Любовь к птицам мне привил брат Николай. Позже, после окончания военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, работая по проблеме биобезопасности государства, пришлось тщательно изучить роль птиц в поддержании и переносе, в том числе и трансконтинентальном, возбудителей многих опасных инфекций, таких, как лихорадка Западного Нила, возбудитель которой ежегодно заносится птицами из Африки. И, конечно, вирусы гриппа птиц.

— Дмитрий Константинович, не могу обойти разговор о вирусах. Одна из самых обсуждаемых к осени тем — эпидемия вируса гриппа. Раньше не слышали о птичьем, свином, к которому, Вы говорите, эти животные отношения никакого не имеют, и правильно называть этот вирус АH1N1. Это грипп пандемический — гибрид из трех разных вирусов. Он же — и самый опасный, так?

— Вирусы поражают всё живущее на земле: царство архей (одна из групп живых организмов), которым уже 3,5 миллиарда лет, царство бактерий, водорослей, растений, грибов, простейших беспозвоночных, позвоночных, в том числе людей. Сотни вирусов поражают человека, многие — начиная с внутриутробного периода. До 80 процентов инфекционных заболеваний этиологически связаны с вирусами. В год только от острых вирусных инфекций в мире гибнет до 10 миллионов человек. Столько же — от их последствий. Но наиболее опасными могут быть новые пандемические вирусы гриппа А, возникающие в результате обмена генов вируса гриппа человека, свиней и птиц. Вирусы гриппа А широко распространены в биосфере среди птиц, млекопитающих, включая человека, а по последним данным, в океанском планктоне. Грипп — это вирусное заболевание. Все новые пандемические вирусы гриппа А происходят от вирусов гриппа птиц, от которых вирус и был впервые выделен.

— Сейчас это общеизвестно.

— Но для этого понадобилось 40 лет непрерывных исследований. Среди диких птиц обычно циркулируют низковирулентные штаммы. Это является свидетельством взаимной адаптации птиц и вирусов в результате очень длительного их взаимодействия, возможно, на протяжении миллионов лет. Но после проникновения в популяции домашних птиц эти штаммы трансформируются в высоковирулентные за счёт изменений в геноме. Пути ежегодных миграций птиц, гнездящихся в России, пролегают через все континенты, заканчиваясь, к примеру, в Австралии, Новой Зеландии и Тихоокеанских островах. Обследование нами Северной Евразии выявило циркуляцию среди птиц 15 из 17 известных вирусов гриппа А. За три месяца до первых сообщений о начале драматической эпизоотии (широкое распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории) в конце 2003 года птичьего гриппа в Юго-Восточной Азии, мной в Японии на Конгрессе по гриппу было доложено о выделении в России низковирулентных штаммов Н5 от диких птиц — на Алтае и на юге Приморья. Тогда же был сделан наш первый прогноз о возможности заноса этих вирусов с перелётными птицами в птичьи хозяйства Юго-Восточной Азии, где они через какое-то время могли бы превратиться в высоковирулентные.

— Прогноз подтвердился.

— И этот, и последующие. Суть второго: в случае заражения в местах зимовок диких птиц высоковирулентными штаммами становится очень высоким риск их заноса на территорию России во время весенних миграций. Что подтвердилось летом 2005 года. Третий прогноз: когда осенью птицы полетят обратно в места зимовок через густонаселённые районы России и других стран, они вновь разнесут вирус. Осенью этого же года вирус долетел до Африки, Юго-Западной Азии, большинства европейских стран — это были «сибирские брызги» занесённой популяции. Панзоотия продолжала распространяться. Возникшая в феврале 2007 года эпизоотия в Подмосковье имела рукотворное происхождение. Вспышки возникли в 9 хозяйствах Московской области. Но источник заражения был один — птичий рынок в Москве, так любимая многими «Птичка». Как и кем туда была занесена инфекция — неизвестно, по крайней мере, мне. В апреле 2008 года высоковирулентный вирус наконец попал в Приморский край, Суйфун-Ханкайскую низменность, где в начале прошлого века путешествовал вместе с Дерсу Узала Арсеньев.

На территории России установлены природные очаги двух генотипов высоковирулентного вируса гриппа птиц Н5N1: один — на западе и другой — на востоке. Важно отметить, что в тёплое время года в водоёмах, где останавливаются заражённые птицы, вирус сохраняется до месяца, а зимой — до полугода.

— Какова человеческая смертность от птичьего гриппа в мире?

— Она продолжает оставаться очень высокой — 60 процентов.

— Вирус птичьего гриппа от человека к человеку передается?

— Нет. Во всяком случае, пока. Новый пандемический вирус является гибридом двух свиных вирусов американского и евроазиатского генотипов. И, конечно, в нем присутствует генетический материал от птичьих вирусов, впрочем, как и у всех вирусов гриппа А. Вирус сменил ориентацию, получив возможность репродукции в верхних отделах респираторного тракта. С самого начала пандемический вирус обладал большей вирулентностью в сравнении с сезонными вирусами гриппа.

Летом 2009 года в России были выявлены десятки больных, прибывших самолетами из 14 стран Европы, Америки и Азии, а на Дальнем Востоке — из США, Японии, Китая и даже с Мариханских островов в Тихом океане.

— Карантинные меры могли предотвратить распространение вируса?

— Не могли. Граница для вируса гриппа — это решето. Никто никогда и нигде в мире не был в состоянии предотвратить распространение пандемических вирусов гриппа. Возрастание степени способности к заражению, в частности, связано с появлением мутантов, приобретающих рецепторную специфичность и, следовательно, способность к поражению нижних отделов респираторного тракта, вызывая пневмонию с летальным исходом. Мутанты образуются при отсутствии лечения противовирусными препаратами. Летальность среди госпитализированных пациентов, заражённых этими мутантами, достигает 60 процентов — как и при птичьем гриппе. В очень жестком зпидсезоне 2015-2016 годов ситуация повторилась. Абсолютное преобладание пандемического вируса повсеместно выявлено в России на протяжении всего эпидсезона. Всего в стране переболели миллионы. В клинике преобладала среднетяжёлая и тяжёлая формы с высокой частотой госпитализации, сравнимой с 2009 годом и существенно выше прошлогодней — 20, 24 и 5 тысяч соответственно.

— Случаи вирусных пневмоний с летальным исходом?

— Нередко среди госпитализированных больных возникали (в 10 процентах среди детей и 30 процентах среди взрослых).

Летальность по отделению реанимации даже в условиях клинической инфекционной больницы достигала 46 процентов. Летальный исход наступал через 3-20 дней от начала заболевания; практически все летальные случаи наступили при поздней госпитализации у непривитых больных без раннего курса противовирусных химиопрепаратов. Эти препараты, кстати, исчезли из аптек уже в начале эпидемии. В стране от пандемического гриппа, как и в девятом году, погибли тысячи. Диагноз гриппа в таких случаях выставлялся далеко не всегда.

— 28 июля — Всемирный День борьбы с гепатитами. Вы — один из инициаторов организации в нашей стране мониторинга по вирусным гепатитам и созданию федеральных программ по снижению заболеваемости вирусными гепатитами. В частности, с парентеральным путем заражения (через медицинскую аппаратуру, при лечебных и диагностических манипуляциях).

Казалось бы, медицина идет вперед, но справиться с  распространяющимися и опасными для человека инфекционными заболеваниями пока не получается. Как этому могут и должны помочь федеральные программы?

— Следует различать две группы: в одну входит гепатит А и Е, передающиеся через воду и продукты питания, грубо говоря, при поедании чужих фекалий. Эти гепатиты неприятны, но не приводят к гибели и хронизации. Есть хорошие вакцины. Наиболее опасны гепатиты В и С, особенно гепатит С, который я назвал «ласковый убийца». Возбудители передаются при врачебных процедурах, переливании крови, также при лечении зубов, если врач-стоматолог является носителем вируса. Имеется надежная вакцина против гепатита B. Существующая федеральная программа, предусматривающая обязательную повторную вакцинацию детей, надежно предохраняет от инфекции. Ведется активная разработка вакцины против гепатита С.

— Дмитрий Константинович, мы сами можем помочь себе, соблюдая гигиенические нормы, не отказываясь от вакцинопрофилактики?

— Да, безусловно.

— Спасибо Вам большое за содержательную беседу. Всего доброго.

— И Вам спасибо за внимание.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *