КРУГОВОРОТ ВОДЫ

в отдельно взятом городе

Из Волги выходит, туда же и возвращается. Круговорот воды, вот только не в природе, а в городском хозяйстве, смогли наблюдать все участники рейда по объектам водоснабжения, организованного на прошлой неделе администрацией Ржева. Сопровождавший журналистов городских СМИ Сергей Самарин, директор ООО «Водоканал Ржев», давал пояснения относительно функций и оборудования на объектах и рассказывал о планах по модернизации.

Воду из Волги для всей Красноармейской стороны Ржева качают на Торопецком тракте. Здесь расположено неприметное здание водозабора Ржев-II. Это, скажем так, верхняя площадка водозаборного сооружения, где стоят насосы, установка для фильтрования воды и прочее оборудование. В прошлом году, когда имущество еще обслуживала «Система водоснабжения», здесь установили два новых насоса, систему гипохлорирования воды, очистили помещение под фильтровальную станцию и начали модернизацию системы управления. Новый арендатор муниципального имущества, ООО «Водоканал Ржев», начатое продолжил. Сейчас уже запущен и работает частотный преобразователь, позволяющий плавно, без гидравлических ударов по трубам, запускать насосы. Кстати, на то, чтобы выдавать шесть тысяч кубометров воды в сутки — столько, сколько сейчас потребляет Красноармейская сторона — достаточно и одного мощного насоса. Остальные стоят в резерве.

Сам же забор воды из Волги происходит гораздо ниже: за зданием верхней площадки идет лестница вниз. Порядка ста ступеней — и мы попадаем прямо к царской постройки зданию железнодорожного водозабора. Несмотря на монументальность, функции у нее скромные: вода, забираемая здесь, поступает на водонапорную башню на Московском шоссе и затем расходится по прилегающим улицам, поселкам РТС и Путеец. Городской же водозабор, внешне совсем не примечательный, расположен еще ниже по берегу. Это даже не здание, а люк с насосами внизу — сооружение временного типа, построенное в 1978 году на пять лет. Когда завершится эта до сих пор длящаяся «пятилетка», бог весть.

В настоящее время НПЦ «Промводоочистка» ведет работу по составлению проекта фильтровальной станции для водозабора Ржев-II. Специалисты приезжали на место, взяли пробы из Волги, и в ближайшее время будет получен ответ — во что финансово обойдется установка современных фильтров, способных улучшить качество подаваемой потребителю воды.

А вот микрорайон гарнизона пьет не желтоватую, но мягкую волжскую воду, а «голубую» артезианскую — чистую, но жесткую, с осадком. Она немного смягчается гипохлоритом в процессе водоочистки на насосной станции по ул. Челюскинцев. Здесь, за забором с ободранной табличкой «санитарная зона», три здания: в одном, маленьком, находится собственно скважина, наверх выведен лишь кран для стравливания лишнего воздуха. В другом, побольше — стоят насосы производительностью 2,5 тысячи кубометров в сутки, и система управления. В ближайших планах — поставить частотные преобразователи и здесь. Третье здание возвышается над всеми — это водонапорная башня. Но она за ненадобностью бездействует…

Еще одна насосная станция прячется в густонаселенном микрорайоне, среди пятиэтажек по ул. Большевист-ская. Она обеспечивает водой захолынские дома и на их нужды тоже перекачивает порядка двух с половиной тысяч кубометров воды в сутки. Здесь вода смешанная: часть ее поступает с водозабора Ржев-I, то есть из Волги, часть — с артезианских «тетеринских» скважин, расконсервированных порядка двух лет назад той же «Системой водоснабжения», которая еще тогда проложила новый водовод от скважин до насосной станции. Новый хозяин обновил насосы, поставил частотные преобразователи. Рабочий процесс здесь стабильный. А мы плавно продвигаемся в сторону более проблемных, опасных, но жизненно важных сооружений: канализационно-насосных станций и очистных.

Канализационно-насосные станции есть в каждом микрорайоне города, однако их мало кто замечает. Точнее, мало кто знает об истинном предназначении этих неприметных «домиков», особенно тех, которые являются промежуточными. Одна из КНС вообще долгое время не действовала и заработала только недавно. Речь идет о КНС N№ 15, что за «Дельфином». В свое время она была построена краностроительным заводом для нужд детского сада по Заводскому шоссе — там, где позже располагался юридический филиал ТвГУ. «Водоканал Ржев» принял на себя бесхозную КНС, восстановил и запустил ее буквально недавно, теперь она функционирует, принимая стоки с ближайших домов. Более крупная КНС
N№ 1 расположена в живописном закутке под горой, на которой расположен Обелиск славы. Сразу и не найдешь, не зная. Затененный, густо заросший деревьями уголок — а именно сюда с восьми труб поступают стоки с половины города. А все без исключения нечистоты подаются на городские очистные сооружения, расположенные за «опоками» справа. Найти это место можно по специфическому запаху — пахнет явно не ландышами, но это и понятно. На входе — шесть труб большого диаметра, которые выходят в большую приемную камеру полтора на два метра. Городские очистные сооружения были построены в 1982 году и по проекту рассчитаны на 77 тысяч кубометров воды в сутки. Однако такой загруженности сейчас нет, поясняет начальник очистных сооружений Надежда Козлова — предприятия, которые в ходе технологического процесса потребляли и затем сбрасывали большое количество отработанной воды, сейчас не загружены — объем стоков около 21 тысячи кубометров в сутки. Она объясняет нам тонкости процесса: оказывается, очистка «порции» стока до состояния условно чистой воды занимает всего около суток. Крупные загрязнения улавливаются специальными решетками, а жидкая субстанция дальше поступает в несколько отстойников по очереди. Избыточный ил попадает в минерализаторы.

В нескольких из этих емкостей-отстойников вода постоянно бурлит. Оказывается, это как раз и есть технология биологической очистки. В большую емкость подается кислород, чтобы специальные микроорганизмы (в свое время их «на развод» покупали и привозили аж из Калуги) очищали воду, поедая загрязнения. И уже после этого очищенная таким способом вода хлорируется для обеззараживания и сбрасывается в Волгу.

— Мы обеспечиваем 85-процентную очистку сточных вод, — продолжает Надежда Козлова, — и это хороший результат. Стопроцентной не дает ни одна, даже суперсовременная система.

Ил, оставшийся в отстойниках, извлекают и используют в качестве удобрения.

Водоотведение, как и водоснабжение, одна из больших проблем города Ржева. Причем проблема эта с далеко идущими последствиями — последствия эти в виде сливаемых Ржевом нечистот великая русская река может унести вниз по течению.

Реконструкция очистных сооружений, которые пока действуют, но даже невооруженным глазом видно, как «устал» металл и оборудование — процесс долгий и очень дорогой. Пока это все поддерживается в рабочем состоянии, резервуары регулярно очищаются, но нужно думать о большой работе и о том, где взять на нее деньги. Ни финансовая составляющая обслуживающего предприятия, ни даже городской бюджет таких расходов не потянут. На помощь может прийти федеральная или региональная программа. Одна из таких — «Чистая Волга». Это целесообразно и понятно: озаботиться тем, чтобы первый крупный город на Волге не загрязнял ее, должны и «наверху». В рамках программы недавно был подписан договор с ООО «Монтажпроект»: эта кировская организация проводит обследование, итогом которого станет экспертное заключение относительно мер и стоимости установки в Ржеве оборудования, способного довести очистку воды до показателей СанПиНа.

Но это уже завтрашний день. Сегодня круговорот воды в отдельно взятом городе происходит именно так, как мы вам рассказали.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *