«Вся жизнь моя на кончике карандаша»

22 сентября в 16.00 в Центральной библиотеке им А.Н. Островского открывается персональная выставка графики художника-любителя Марии Грезневой, руководителя клуба инвалидов-колясочников «МИР».

Уверена, нашим читателям имя этого целеустремленного, вездесущего, очень трудолюбивого, сильного духом и, бесспорно, талантливого человека хорошо известно. Мы не раз писали о достижениях Маши в литературе, искусстве и спорте, общественной жизни города. Чтобы перечислить все ее регалии, не хватит и газетной страницы. Назовем лишь некоторые.

Пишет стихи, некоторые из них вошли в первый и второй выпуски Ржевского литературно-исторического альманаха «Город над Волгой» в 2006-2007 гг. Пятикратный лауреат международных и областных фестивалей художественного творчества инвалидов. Трижды номинант Международной премии «Филантроп», которая проводится в Москве (председатель жюри — Иосиф Кобзон) и бронзовый призер в гонках на колясках в открытой Спартакиаде Ржева, посвященной 800-летию города, и во Всероссийском дне бега «Кросс наций», проходившем в Твери в 2016 году.

Мария Грезнева — автор эмблемы областного фестиваля «Путь к успеху», официальный факелоносец эстафеты Параолимпийского огня «Сочи-2014», проходившей в Твери 2 марта 2014 года; участница Ржевской женской ассамблеи, участница выставки соискателей премии «Филантроп» в Российской академии художеств Зураба Церетели. Имеет множество дипломов и наград различного уровня. С апреля 2012 года руководит клубом инвалидов-колясочников «МИР». Является экспертом программы «Доступная среда» в
Ржеве.

С шестнадцати лет Маша увлекается графикой и живописью, в последнее время — портретной графикой, также пишет картины маслом. Ржевитяне несколько лет назад имели возможность воочию увидеть графические работы Марии Грезневой на трех персональных выставках в ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума и ДДТ. Сейчас на суд зрителей представляются 50 картин, 40 из них выполнены карандашом и гелевой ручкой и 10 — в стиле японской графики.

Мария давно увлеклась изучением японской культуры и философии, и тогда родились образы, которые мы и увидим на выставке. Это рисунки-иллюстрации к разным японским притчам. Каждая картина имеет свою предысторию. Так на основе японской мудрости и фантазии художницы родились потрясающие по своей глубине, наполненные потаенным смыслом образы-символы. Змея, как известно, символ богатства. В Японии этот знак изображен на многих талисманах, а также на торговых центрах для привлечения финансов.

А вот аист прикрывает крылом младенца. У японцев аист — покровитель спокойствия детей. Картины с изображением этой грациозной птицы японцы вешают на стенах детской комнаты, и тогда малыши сладко спят.

Что интересно, на каждом рисунке — свой иероглиф, обозначающий название работы. По словам Марии, даже не зная японского, с помощью компьютера сегодня это не проблема.

Смотрю на картину «Риск». Самурай с закрытыми глазами выпускает стрелу, рискуя попасть в никуда. Но он все равно это делает, полагаясь на свою интуицию. Наверное, среди нас найдутся любители риска, которые подобно герою картины отправятся в неизвестные дали за новыми ощущениями и приключениями. Не зря говорят: опыт бесценен. Ведь лучше винить себя за то, что сделал, нежели за то, что не захотел сделать или не успел.

Теперь попытаемся разгадать еще одну «Тайну». Так называется картина, где изображена очень красивая девушка с веером. Мы видим только ее выразительные глаза — лицо наполовину закрыто веером. Но что там на самом деле? Каждый рисует свой образ, приоткрывая завесу тайны…

Единение с животным миром, миром природы показано в картине «Охота». Как известно, японцы бережно относятся ко всему, что их окружает. Мария постаралась донести до зрителя эту мысль, изобразив птиц и зверей среди людей, а вот за фигурой девушки скрывается черная пантера, с которой она неразлучна.

Так же бережно японцы относятся и к воде. Глядя на девушку, плывущую по «Реке», вспоминаешь о бренности всего сущего, о величии природы, красоте и богатствах, которые таятся в ее кладовых.

Тот же философско-романтический настрой ощущается и в картине «Нежность», где показаны мужское и женское начала: инь-янь. Черная кошка и белый кот, словно две половинки одного целого, ласково мурлычут друг возле друга. Тут и без слов все понятно: там, где есть любовь, никакие преграды не страшны.

Привлекает внимание еще одна интересная работа под названием «Мир». На фоне закатного солнца и огромного дома изображен старик. Его фигурка настолько мала, что кажется песчинкой в безбрежном океане жизни. Однако зритель догадывается, что художник показала нам метафоричный образ. Огромный дом — это не только большие просторы, но и великий внутренний мир человека, его широкая душа, это новые горизонты потенциальных возможностей, которым нет предела. Эта картина, как мне кажется, красноречивее тысячи слов расскажет нам о жизни самой художницы, которая будучи в инвалидном кресле старается жить полной жизнью, ценя ее мгновения; Маша отдает нам, зрителям, гораздо больше, чем берет сама. Она еще слишком молода, но успела сделать столько, что вряд ли по силам многим ее сверстникам, находящимся в прекрасной физической форме. Хочется обратиться к администрации города и Выставочного зала и сказать, что таких людей, как Маша Грезнева, надо всячески поддерживать. Это счастье, что у Марии есть настоящие друзья, которые помогли организовать эту большую выставку. Без их помощи она вряд ли бы справилась с этой нелегкой задачей.

Позитив и потрясающая энергетика исходят практически от всех работ Марии Грезневой, но вот «Солнце», пожалуй, затмило все, не ослепляя, а согревая своим теплом души людские. Как призналась Маша, солн-це — это радость, это стремление к новому, это, наконец, жизнь. Рука, поднятая вверх, конечно же, призыв к жизни. «Идите к солнцу! — словно говорит нам автор. — Жизнь прекрасна и удивительна!».

Помимо японской графики на выставке представлены интересные графические портреты. Здесь и знаменитые актеры, написанные с фотографий, и простые люди — ржевитяне, наши современники, и собирательные образы. В каждом портрете своя изюминка, но все лица словно живые. По-моему, автору удалось точно передать характер героев. Невозможно оторвать взгляд от очаровательной Скарлетт — актрисы Вивьен Ли, от ее озорных глаз и милой улыбки. А вот само совершенство — Ирина Алферова в молодые годы, когда она блистательно сыграла Дарью Булавину в фильме режиссера Василия Ордынского «Хождение по мукам». Маша рассказала, что написанные ранее портреты российских актеров: Дмитрия Харатьяна, Александра Михайлова и Максима Аверина были подарены тогда, когда столичные звезды приезжали к нам, в Ржев.

Хорошо удаются Марии и портреты с натуры. Вот мальчишка лет одиннадцати: стриженый ежик на голове, курносый нос, любопытный взгляд, улыбка с хитринкой («Портрет племянника Кирилла»). Удивительно проникновенное лицо, написанное с нежностью и любовью.

Поразила меня и картина «Танец». Художница изобразила реальных людей: инвалида-колясочника и девушку, танцующих страстное танго. Это андреаполец Федор Ризничук, неоднократный победитель фестиваля «Путь к успеху», и его партнерша по танцу. Сколько силы, грации, красоты в этих молодых людях! А сколько нежности в их глазах!

Несколько рисунков посвящены военной теме. «Будем жить!» — говорит нам молоденький солдатик, который держит на руках пушистого кролика. Зрителя подкупает улыбка красноармейца, а мне вдруг вспомнились строчки поэта:

Огонь войны не сжег

в душе, не выжег

Ни нежных чувств,

ни дорогих имен…

В экспозиции вы увидите также жанровые зарисовки, на которых родная сердцу сторона — Ржев и его досто-примечательности. Остается добавить, что выставка работает до 31 октября. Состоятся также две творческие встречи со зрителями: 6 октября для старшеклассников, а в конце октября — для всех желающих.

Спешите увидеть! Уверяю вас, это интересно.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *