Елена Александровна РЕЗНИКОВА, директор средней школы № 8: «УЧИТЕЛЬ — НЕ ТОТ, КТО УЧИТ, А ТОТ, У КОГО УЧАТСЯ»

— Елена Александровна, 1 сентября — всегда особый день. А для Вас в этом году вдвойне, ведь Вы встречали ребят в качестве директора школы. Хочется пожелать Вам позитивного и продуктивного начала.

— Да, спасибо, буду стараться. Первый год на руководящей должности — самый трудный. И я должна признаться, что именно учителя восьмой школы стали для меня опорой и поддержкой. Основной задачей, которую я перед собой поставила, является не только создание серьёзных мотивационных условий, при которых отстаивание индивидуальности педагога становится для него нормой жизни, но и создание комфортных условий для обучения детей, позволяющих раскрыть и развить творческие способности ребенка.

— Сколько в школе ребят? Педагогов?

— На сегодняшний день — 446 обучающихся, 38 учителей, плюс педагоги-совместители. Особенно приятно, что в нашей школе есть «старожилы», выпустившие не одно поколение ребят: Татьяна Степановна Цывкина, Валентина Анатольевна Смирнова, Татьяна Александровна Важенина, Наталья Николаевна Ромашкина, Яна Яковлевна Сапункова, учителя начальных классов Нина Валентиновна Маркова, Ольга Викторовна Каракулина, Татьяна Викторовна Новикова, Людмила Григорьевна Трубникова и другие. У нескольких наших учителей в трудовой книжке записано единственное место работы — восьмая школа. Это Оксана Александровна Цветкова, Марина Вячеславовна Путенкова, Ольга Васильевна Севостьянова, Ольга Витальевна Докучаева. В этом году на заслуженный отдых ушла Ольга Валентиновна Савельева, многие годы она возглавляла профсоюзный комитет школы. Есть учителя, которые недавно начали свою педагогическую деятельность.

— Выпускники в качестве учителей в родную школу возвращаются?

— Олеся Юрьевна Филиппова преподаёт химию. Приятно, когда ученики спустя несколько лет после выпускного сами становятся учителями. И особенно приятно, когда они приходят работать преподавателями в родную школу.

— Нуждается ли школа в кадрах?

— Да, нехватка педагогических кадров ощущается. Выручают педагоги-совместители. Физика, информатика, музыка, технология — эти предметы ведут учителя-совместители: Наталья Валерьевна Иванова, Майя Викторовна Погодина, Людмила Николаевна Тюрина, Светлана Борисовна Рубан, Инна Юрьевна Иванова. Искренне им благодарна.

— И, конечно, каждая школа гордится своими выпускниками…

— Наша школа — одна из старейших в городе, 1953 года постройки. С тех пор она принимает всё новых и новых учеников. Среди наших выпускников, достигших высоких результатов в карьере: глава города Вадим Родивилов, начальник отдела образования Ирина Иноземцева, заместитель начальника отдела культуры Ольга Машкова, моя коллега, директор школы N№ 7 Татьяна Наветная. И список можно продолжать…

— Елена Александровна, российское образование — полигон для тестирования самых разных методик и технологий. К учителю с каждым годом предъявляются все новые и новые требования, последнее (от 1 января 2017 года) — «Профессиональный стандарт педагога». Насколько оправданы, по Вашему мнению, систематические нововведения?

— Любые нововведения — это ломка, перестройка старых методов и приёмов, их замена на новые. Но без этого невозможно. Мир стремительно меняется. И школа должна развиваться, идти в ногу со временем. Профессиональный стандарт педагога включает в себя как плюсы, так и минусы. Возможность больше внимания уделять детям с точки зрения выявления одарённых детей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, а также единые требования к профессиональным и личностным качествам учителя — это положительные черты профстандарта. А вот оценка качества педагогического труда через мониторинг результатов ОГЭ и ЕГЭ, «нагрузка и ещё раз нагрузка» — это, скорее, отрицательные. Однозначный ответ дать сложно. Время покажет.

— Электронный журнал и электронный дневник имеют свои плюсы и минусы, и в этом вопросе мнения учителей и родителей тоже расходятся…

— Электронный журнал и электронный дневник позволяют мамам и папам отслеживать оценки своего ребёнка чуть ли не в онлайн-режиме, что достаточно эффективно с точки зрения родительского контроля. Но так ли много родителей, имеющих возможность в своё рабочее время отвлекаться на электронный журнал? Порой и у учителя из-за высокой нагрузки не всегда имеется возможность на уроке отвлечься и выставить оценку. Приходится этим заниматься вечером, когда актуальность оценки теряется. Ведь ребенок уже пришёл домой и родители знают о его успехах в школе. Опять же, не всегда то, что хорошо для крупных городов и что там уже «прижилось», можно смоделировать на периферии. Поэтому полностью отказаться от бумажного дневника и журнала, на мой взгляд, пока нельзя.

— Работа с людьми очень интересная, и одновременно требующая постоянного, особенно для руководителя, контроля за своими словами, действиями. Что или кто помогает в непростых ситуациях?

— Работать с людьми интересно, но непросто. А помогают справиться со сложными моментами близкие: сын, муж, мама, а также мой мудрый педагогический коллектив.

— В медицине и педагогике чаще, чем в других сферах говорят о «синдроме профессионального выгорания»…

— Да, к сожалению, это так. Энергетические затраты профессии сами по себе высоки, плюс необходимость всегда быть «в форме», большое количество нововведений, контактов в течение рабочего дня — все это имеет высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог, равно как и врач, испытывает огромное нервно-психическое напряжение, справиться с которым не каждому под силу. И важно, на мой взгляд, проводить работу по профилактике эмоционального выгорания. Именно психологическая поддержка педагогического состава, направленная на усиление сплочённости коллектива, может эффективно повлиять на самосохранение учителя.

— Городской администрацией объявлен проект «360 градусов», призванный узнать мнение горожан о том, чего, по их мнению, в городе недостает для более комфортной жизни. Что это может быть?

— Для более комфортной жизни, по-моему, горожанам не хватает определенной приближенности к жизни крупных городов. Прекрасно, что у нас в Ржеве относительно недавно начал функционировать развлекательный центр «Октябрь» — замечательное место отдыха ржевитян. Но как было бы здорово, если бы появился ещё и театр. Я думаю, горожане оценили бы это по достоинству.

— Вы театральные премьеры посещаете?

— Да. Прекрасные сценические постановки Елизаветы Паршиковой, Ольги Кресницкой, Валентины Ивановой и других режиссеров. Блистательная игра ржевских коллективов заставляет зрительный зал замирать. Премьерные спектакли проходят при аншлагах, что говорит о значимости театрального жанра для нашего города.

— Елена Александровна, Вы ржевитянка?

— Родилась я в Смоленске. Когда мне было двенадцать лет, мы с родителями переехали в Ржев. Так что, с одной стороны, меня нельзя назвать коренной ржевитянкой, а с другой, за столько лет Ржев стал неотъемлемой частью меня самой.

— Почему Вы выбрали педагогику?

— Так сложилась судьба, что я не сразу реализовала свою детскую мечту стать учителем. Получила экономическое образование в Региональном финансово-экономическом институте, долгое время работала по специальности в ООО «Карьера». Хотя именно профессия педагога прельщала меня в школьные годы. Помню свою первую учительницу Нину Константиновну Гаврюченкову, которая пробуждала в нас, ребятах, тягу к знаниям. Для многих она была образцом ума, тактичности, воспитанности, любви к детям. Тогда я поняла, что учитель — это не тот, кто учит, это тот, у кого учатся.

— Наверняка на уроках приходилось стать свидетелем или
участницей не одного курьезного случая…

— Припоминаю один забавный случай. Как-то на урок ребята принесли котёнка в школьном рюкзаке, он пол-урока мяукал, а я выглядывала в окно и никак не могла понять, откуда доносятся звуки. А когда, наконец-то, котёнок выпрыгнул из рюкзака, мы вместе с детьми посмеялись.

— Елена Александровна, год только начался, впереди День учителя…

— Хотелось бы сказать всем ученикам, родителям, коллегам: дарите людям тепло и добро, и они обязательно ответят вам тем же! И еще мне хочется сказать большое спасибо нашим шефам АО «514 авиационно-ремонтный завод» и ПАО «Электромеханика». Управляющий директор Андрей Викторович Бурмистров и его заместитель Сергей Сергеевич Еремеев не раз отзывались на просьбы школы, оперативно их решали, брали на себя материальные затраты. Бригадой рабочих АО «514 АРЗ» в ноябре прошлого года были проведены работы по замене устаревшего линолеума в зданиях начальной и основной школ, в январе 2017 года оказали помощь по замене лопнувших в период сильных морозов чугунных батарей на новые регистры в одном из кабинетов начальной школы. В начале сентября руководство предприятия взяло на себя материальные расходы на приобретение запорной арматуры для отопительной системы. Даже новые вывески на школе — это помощь завода. Мы благодарны заместителю генерального директора ПАО «Электромеханика» Роману Сергеевичу Крылову. Он незамедлительно отреагировал на просьбу по ремонту прогнивших полов в одном из кабинетов. Все материальные затраты обещал взять на себя. А помощь по проведению ремонтных работ оказывает АО «514 АРЗ». Уважаемые шефы, благодарим за неравнодушное отношение к нашей школе, её проблемам. Надеемся на взаимное сотрудничество. Удачи вам во всех ваших начинаниях и делах!

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Фото Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *