Красоту ничем не испортишь

Да и правда, разве красоты бывает много? Вряд ли, пусть даже речь идет о красоте мужского костюма и лица… Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей, сказал классик.

Рассуждать о том, насколько ревностно относятся к свой внешности мужчины современности, мы сегодня не будем, оставим это
на будущее. Лучше, пользуясь историей, посмотрим на мужчин прошлых столетий.

Долгое время мужская мода оставалась в тени интереса к моде женской (особенно в городах провинциальных, не до этого нам пока). В мире же мужская мода начинает выходить на лидирующие позиции. Как следствие — повышенное внимание к истории мужского костюма и аксессуаров.

Итак, как же выглядел и хотел выглядеть русский модник середины XVIII-начала XX века? Об этом удалось узнать, посетив в Москве выставку «Красавец мужчина».

На этой выставке собрано более 600 предметов из фондов Государственного исторического музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственной исторической библиотеки, Российской государственной библиотеки, а также Фонда историка моды, ведущего «Модного приговора» Александра Васильева (Вильнюс). История щегольства в России XVIII века идёт с Петровских времён. При дворе Елизаветы Петровны одевались модники в основном по французской моде. Мужчин, слепо следовавших европейским образцам моды, постоянно думающих, как одеться, перенимающих заграничные манеры поведения, да к тому же высокомерных и заносчивых, называли петиметры.

Вышивка, яркие ткани, украшения — без всего этого они не могли позволить себе выйти в люди. К концу XVIII века, когда править стал Павел I, такой тип модника ушёл в прошлое. Но картины розовощеких, разодетых, с масляными глазками графьев, князей и баронов, наглядно дают понять: нарядиться сильный пол очень любил и позже. Об этом говорят расшитые кружевом, украшенные искусными витиеватыми узорами камзолы, кафтаны, декорированные гладью шелковые кюлоты (панталоны), жилеты из дорогой ткани. Под кюлоты, несомненно, следовало надевать чулки. Наверное, не многие смогут назвать мужские ноги красивыми… Так вот, чтобы придать нижним конечностям стройность, мужчины не скупились и подкладывали под чулки хлопчатую бумагу в районе икр. Обувь следовало украсить пряжками, да со стразами и гравировкой. Особым шиком отличались пуговицы, перстни, булавки для галстуков с вензелями, запонки… А в кармане обязательно лежала маленькая книжечка. В аннотации к ней так и написано: «Для отъезжающих на зиму в Москву стариков, старушек, невест, женихов, молодых и устарелых девушек, щеголей, вертопрахов, волокит, игроков и прочих…» Год издания вещицы — 1795-ый.

На выставке мужской моде отведено три небольших зала. Самый, наверное, яркий и наполненный мельчайшими подробностями мужского туалета — зал моды века XVIII. До посещения этой выставки я могла только догадываться, насколько скрупулезно мужчины могут подходить к своему внешнему виду. Важная деталь образа — безукоризненная прическа. Как этого достичь? Конечно, надеть парик. Благо образцов накладных волос было немало. А чтобы прическа не мялась, её хранили в специальных футлярах. Образ дополнялся тростью, в фигурном набалдашнике которой можно было хранить ножичек, вилочку, перо, штопор. Под карманные часы, как и под лорнет, тоже полагался футляр.

Отдельная витрина — миниатюрные табакерки с часами. Такие коробочки делились на переносные и настольные, подбирались к костюму и времени года.

К слову, традиция нюхать табак, а после этого с удовольствием чихать, пришла к нам от индейцев. Об употреблении табака узнали в конце XV века. Ученые того времени подчеркивали пользу табака: считалось, что с его помощью можно было лечить язву, мигрени, абсцессы, заболевания носа. Мода нюхать табак держалась почти два столетия. Табакерки сделались необходимейшей принадлежностью обихода. В манере нюхать табак в высшем обществе была своя инструкция: нужно «медленно вынуть табакерку из кармана, долго держать в ладони, затем неторопливо раскрыть, показывая работу на её внутренней стороне, взять щепотку нюхательного табака, оставить табакерку в руке, затянуться пару раз и нехотя убрать её в карман». Табакерки вошли в жизнь человека XVIII столетия так прочно, что даже сам век стали именовать «веком табакерки». Нюхательный табак долгие десятилетия оставался душевной потребностью петербуржца всякого достатка. К нему прикладывали нос дворяне, чиновники, купцы, крестьяне.

Очередные атрибуты красавцев — бумажники из шелка, бархата, с пайетками и без, футляры для любовной корреспонденции, несессеры (контейнеры для мелких предметов, включая приборы для маникюра, щеточки для расчесывания ресниц). Важный штрих к образу — аромат. Разнообразию стеклянных флаконов разной формы позавидовала бы и современная модница.

Для завершения образа красавца требовались мушки. Существовал так называемый «язык мушек». Вот что пишет о науке их употребления сатирический вестник 1791 года: «Мушка на лбу между бровями — будь со мной откровенна. Над правой бровью — насмешка, мушка над левою бровью — непреклонность. На конце брови — верность, под носом — проведали об интриге, на правой стороне подбородка — постарайся сыскать случай к свиданию, на шее — люблю тебя».

К XIX веку яркости в нарядах уже значительно меньше, в приоритете у мужчин чёрный цвет. Никаких ярких кафтанов с вышивкой и кружевами, кюлотов с чулками и париков. Несмотря на это, первое десятилетие стало еще одним периодом расцвета щегольства в мужском костюме. Флакончики для духов и маникюрные наборчики, вышитые расписные подтяжки, носовые платки с монограммами по-прежнему присутствуют. Формируется иной стиль щегольства — дендизм. Правда, от английского (особую силу русской национальной культуры никто не отменял), он отличается. Форменная, спортивная одежда теперь стала необходимой не только военным, но и придворным, гражданским чинам. Помните картины с изображением истинных денди: Пушкина, Чаадаева, Грибоедова?

Элегантные зрительные трубки. Строгость приобретают и табакерки. Появляется новое правило: дома ярок, на публике сдержан. Причем обязательно хорошо выбрит, так как «у выбритого мужчины более высокие мысли, нежели у небритого». Повязывать галстук мужчина-модник должен был исключительно сам. Не умеешь — учись, для начинающих были специальные пособия. Фраки, шляпы, трости, даже часов следовало носить пару, на каждую руку по экземпляру.

Дабы успеть продемонстрировать всего себя, по Невскому проспекту должно не ходить, а фланировать.

Причем, наряжаться хочется всем и купцам, и мещанам. Разница лишь в качестве материалов для пошива одежды и манере ее носить.

На дальнейший естественный ход развития моды в целом повлияли события 1917 года. Щегольства в его прежнем виде больше не могло существовать. Но… до поры до времени. Стоит только взглянуть на некоторых представителей сильной половины человечества ныне. Над аксессуарами для красавцев трудятся высшие школы дизайна…

Тема эта интересна для дальнейшего обсуждения и обязательно найдет продолжение на страницах «Ржевских новостей».

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *