«Жив казак — и Россия жива»

Александр Васильевич Потатуев, атаман хуторского казачьего общества (ХКО) г. Ржева и Ржевского района:

«Жив казак — и Россия жива»

— Александр Васильевич! Вы — человек известный в нашем городе, личность неординарная. Кавалер ордена Красной Звезды, причем, удостоены этого ордена трижды, а, как известно, орденом Красной Звезды награждают «за большие заслуги в деле обороны государства и обеспечения госбезопасности». Ныне — атаман Ржевского хуторского казачьего общества.

— По поступкам и награды. Воевал — награждали. Война для офицера — праздник. Но на том празднике нужно быть тамадой. За всю службу (36 лет военной службы, 3 года гражданской), самое сложное время — это Кавказ. А самое хорошее — Афганистан. Несколько раз чуть было не убили, но Господь милостив. В Ржеве 5 лет прослужил военкомом. Потом друзья пригласили вновь вернуться на Кавказ. Там служил военкомом республики. Командовал кадетским горским корпусом Министерства обороны. Уволился — прострелили в очередной раз колено, год его лечил. Вернулся в Ржев, достроил дом. Перешел на гражданскую службу. Мы, люди служивые, более обостренно реагируем на все происходящее в стране, в отличие от простых обывателей, в которых превращается большинство населения, и мое чисто субъективное мнение — это беда. Лидеров, граждан с активной жизненной позицией, не столь много.

— Но все еще можно исправить. Не случайно в последнее время активно возрождается казачье движение даже на территориях, которые не являются традиционными местами проживания казачества. Недавно в нашем городе состоялся съезд (Большой круг) казаков Ржева. И кто знает, может быть, система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, еще способна укрепить наше национальное самосознание? Как Вы думаете?

— Да, центральные области нашей страны не являются традиционными местами проживания казаков, однако в силу различных обстоятельств (репрессий, миграционных перемещений) сегодня по примерным подсчетам в центральном регионе проживает около двухсот тысяч их потомков. У казаков существует четкая структура, когда первичные (хуторские и станичные) казачьи общества объединены в юртовые (районные), те — в окружные (отдельские), а последние — в войсковые (казачье войско). Ржевское ХКО входит в состав Центрального казачьего войска, которое в 2010 году было внесено в государственный реестр казачьих обществ РФ. Каждое казачье войско действует на своей территории: для нас это Центральный федеральный округ. Здесь мы будем выполнять задачи, поставленные перед казаками Президентом и Правительством РФ, поскольку разработана Концепция государственной политики РФ в отношении казачества до 2020 года. В ней устанавливаются главные механизмы и этапы реализации государственной политики с казачьими обществами, включенными в государственный реестр. Образован Совет при Президенте РФ по делам казачества. Значительно выросла федеральная нормативная база по вопросам казачества. Так что не стоит воспринимать казаков как персонажей, пусть и колоритных, но давней исторической эпохи. Сегодня, как и раньше, казаки служат Отечеству. Наши задачи сводятся к стабилизации экономической и социальной обстановки, возрождению сельского хозяйства, производственной деятельности, сохранению и восстановлению храмов, воспитанию подрастающего поколения в традиционных ценностях. Именно в традиционных, потому что одна из главных основ казачества — это многовековые традиции: защити слабого, почитай старших, уважай семью, служи народу своему. Поэтому казаки и принимают активное участие в военно-патриотическом воспитании молодого поколения. На Ржевском круге был избран совет старейшин — структура казачества не позволяет пренебрегать людьми уважаемыми и теми, кто имеет жизненный опыт.

— Кто может вступить в ваши ряды?

— Ржевское хуторское казачье общество собирается на добровольных началах. Приходят те, кто согласен с Уставом и задачами, которые перед казаками стоят. Казачье общество — это не пирог с изюмом: начинку съел, а остальное выбросил. Есть придется все.

— Александр Васильевич, что можете сказать о своих исторических корнях? Как давно Вы идентифицируете себя с казачеством?

— Казак по крови и по духу. Наша фамилия — одна из самых распространенных на Дону. Потатуйками в наших краях назывался удод. Эта заметная птица издревле упоминается в различных литературных источниках, в том числе и Священном Писании. Знаете, я очень люблю историю и считаю, что именно история Отечества должна стать самым главным предметом в школе. Все наши беды оттого, что мы не знаем собственной истории! Главное, чтобы сейчас историю учили наши дети и внуки. Поколение отцов дел уже натворило! Поэтому казак должен быть патриотом, любить свою землю и никому никогда ее не отдавать. Если, конечно, мы хотим быть достойными наших предков. Это наша Родина, это наша земля. И мы имеем право на достойную жизнь. На казаках сегодня вновь лежит огромная ответственность. Гимн войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» об этом прямо говорит: «Все запомните эти слова: жив казак — и Россия жива!»

Да, революция и гражданская война разрушили исторически сложившуюся систему казачьих войск Российской Империи, а казачье население в основной своей массе подверглось репрессиям за отказ от признания «достижений» советской власти. Сегодня казаки снова нужны России. Когда служил в Закавказье, мы часто выезжали на Кубань, Ставрополье. Жители станиц как были казаками, так ими остались. Я наблюдал их повседневный уклад жизни, основанный на исторической культуре, традициях. К примеру, что происходит сегодня в Западной Европе? Европейцы настолько продвинулись в своем либерализме, что оторвались от родной почвы и зависли в некоем историческом безвоздушном пространстве. На их землю пришли представители Африки, Азии со своим менталитетом, культурой, самобытным укладом. Причем они находят между собой общий язык, не дерутся, машины не жгут, и пытаются диктовать условия коренному населению. Европейская цивилизация отказалась от своих христианских корней и пожинает плоды.

— Да, мультикультурный подход, потоки мигрантов медленно разрушают западное общество. Но у нас совершенно иная ситуация. Известная аксиома гласит: «казак без веры — не казак». Кстати, Александр Васильевич, некоторые присутствующие на ржевском круге явно стеснялись публично исповедовать свою веру, нет?

— Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества. Иначе и быть не могло: проводя большую часть жизни в боях и походах, на краю жизни и смерти, казаки острее ощущали временность этого земного бытия. Как военный человек, прекрасно это понимаю. Что же касается поведения, к сожалению, продемонстрировать грубость, силу многим людям легче. А вот проявить сострадание, любовь — такое поведение считается недостойным мужчины. Публичность не должна мешать исповеданию веры. Это ложный стыд. Нужно, чтобы человек сам понял, что вера — это основа. Самый опасный человек — без веры, у которого нет тормозов. Он легко живет в ладу с собой, потому что у него нет совести. Но легче — это не значит лучше. В чем беда многих наших современников? В том, что центральный смысл жизни для человека умещается в кошелек. Но для человека религиозно мотивированного есть высшие ценности. И на фоне исторических катаклизмов они приобретают поистине спасительное значение. Когда мы себя теряем? Когда не деньги теряем, а дух. Есть замечательный фильм «Гибель империи. Византийский урок». Считаю, кто не видел, должны обязательно посмотреть.

— Согласна, это фильм, ставший для многих настоящим откровением. Тем более, что 11 июня — годовщина падения Константинополя. Византия, правопреемницей которой, «Третьим Римом», сотни лет по праву считала себя сначала Русь, а потом и Россия, прекратила свое существование в 1453 году. Прошло 560 лет, так что в эти дни своеобразный юбилей.

— Византия была единственной в мире страной, простиравшейся на огромном пространстве между Европой и Азией. Византия по природе своей была многонациональной имперской державой, в которой народ ощущал государство как одно из своих высших личных ценностей. Смыслом существования и душой Византии было Православие. Но со временем в Византии образовались две партии. Одна призывала опираться в первую очередь на свои внутренние силы, развивать колоссальный потенциал своей страны. Другая начала пересмотр отечественной истории, культуры и веры. Но вместо здоровой критики предложила обществу пагубное самоуничижение. Все западное превозносилось, свое презиралось. Византийская история искажалась, вера и традиции осмеивались, армия подвергалась унижению. Византийская молодежь уже не училась в своей стране, а уезжала учиться за границу. Лучшие умы византийской науки эмигрировали на Запад: государство перестало уделять им должное внимание. Кризис государственной идеологии привел к тотальному пессимизму. В обществе царили духовно-нравственный упадок. Алкоголизм стал настоящим бичом для мужского населения. Увлеченная неоязычеством интеллигенция сознательно и цинично разрушала в народе основы христианской веры. Начались процессы депопуляции и кризиса семьи. Ничего не напоминает?

— Прямая аналогия с российской историей.

— Кстати, исследования по истории Византии в нашей стране после революции были закрыты, но возобновлены в 1943 году решением на самом высоком государственном уровне, по личному указанию Сталина. Казалось бы: 43-й год… что, не нашлось другого времени? Да нет, просто бывший семинарист Джугашвили наконец-то понял, у кого надо учиться истории.

— А кто будет учиться? Те люди, которые присутствовали в зале? По мнению некоторых наблюдателей, это довольно одиозные личности, далеко не паиньки…

— Некоторые присутствующие совсем не ангелы, согласен. Но люди — все грешные души. Присутствующие же на круге оказались не равнодушными людьми. Знаете, что их беспокоит? Они боятся за своих детей. Наркотики десятками килограммов идут сюда. Я воевал в Афганистане. Из 150-тысячной группировки советских войск мы потеряли 11 тысяч человек за 10 лет. А сколько сегодня в год погибает от наркотиков, которые идут из Афганистана? Раньше через границы даже 10 граммов наркотиков не проходило, все было закрыто. Сейчас до 40 тонн наркотиков идет. Тогда мы защищали в Афганистане своих детей, так что собравшихся на круге людей понимаю.

— Александр Васильевич, а если вернуться к ХКО? Не боитесь, что путь дальнейшего возрождения и становления может быть сложным? И на подлинное возрождение казачества в Ржеве может уйти жизнь нескольких поколений?

— Казачество возродилось как Феникс из пепла, ведь 20 лет назад над современными казаками смеялись. А сегодня это заметное общественное движение в стране. На местном уровне мы не будем брать глобальные задачи, пока они нам не по силам. Но эти задачи решатся, когда нас будет много. Сегодня мы постараемся для каждого казака найти свое дело. Чтобы человек чувствовал, что он значим и нужен. Мы государственная, но не бюджетная организация. Будем работать во взаимодействии с местными муниципальными властями, правоохранительными органами. Например, оказывать помощь МЧС в ликвидации чрезвычайных ситуаций. У нас 15 приоритетных направлений деятельности.

— Казаки будут работать и на земле?

— От администрации Ржевского района уже поступило предложение, которое нужно детализировать, обсудить. Убежден, ХКО должно иметь собственное сельхозпроизводство.

— У казаков всегда была своя традиционная культура…

— Администрация клуба ЖД уже выделила нам помещение. Будем сотрудничать.

— А в плане образования?

— В Твери действует казачий класс, но в перспективе думаем основать казачий корпус, где смогут учиться дети казаков. Без этого будущего у казачества не будет! Мы можем создать производство, превратиться в успешных бизнесменов, но с казачеством будет покончено. Условия для развития казачества в городе и районе есть. Но мы должны совершенно четко понимать, что на сегодняшний момент создается новое, имеющее свои современные исторические задачи и перспективы казачество XXI века, в совершенно новых геополитических условиях. Повторю, сегодня Россия нуждается в помощи казаков. Отечество, вера, земля, народ — это снова самое главное.

— Благодарю Вас за интервью.

 

Отклики (2) на «Жив казак — и Россия жива»

  1. МИХАИЛ:

    ВОПРОС. А ЧТО ВЫ СКАЖИТЕ, ЕСЛИ ВО РЖЕВЕ ЕСТЬ ЕЩЕ КАЗАКИ И КАЗАЧИЙ АТАМАН?!

  2. Михаил:

    Статья хорошая,вот только вопрос где можно найти атамана Потатуева А. В.,и его ХКО. В Ржеве есть люди которые хотят написать прошение в казачество но не могут их найти. Если можно напишите точный адрес и телефоны ХКО и Атамана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *