«Мой язык — графика»

13 октября в Ржевском выставочном зале состоялось открытие персональной выставки художника Алексея Борисовича Попова, преподавателя Академии акварели и изящных искусств, которая называется «Мир художника».

Алексей Попов — член-корреспондент Российской академии художеств, выпускник Московского художественного училища памяти 1905 года (специальность — «художник-реставратор древнерусской живописи») и Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (мастерская станковой графики профессора Н.А. Пономарева); член московского Союза художников и правления объединения «Станковая графика» МСХ, а также член графической комиссии Союза художников России. Стажировался в творческой мастерской Российской Академии художеств у академика А.Д. Шмаринова. Награждён серебряной медалью, Благодарностью и дипломом РАХ. С 2012 года — преподает в Академии акварели и изящных искусств, доцент; ведёт мастерскую «Офорт». С 1985 года А.Б. Попов участвует во всероссийских, международных выставках, а также выставках Академии акварели Сергея Андрияки. В творческом багаже художника более десяти персональных выставок.

Алексей Борисович — яркий и талантливый художник, которому подвластны разнообразные изобразительные техники: иконопись, монументальная живопись, многослойная акварель, темпера, пастель… Наибольшую известность художник получил как виртуозный офортист, блестяще владеющий этой очень трудоемкой и изысканной техникой.

Офорт — широко распространенная техника графики в XVI-XIX вв., и сегодня сохранившая присущее только ей очарование. Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода» — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности кислотами. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.

Картины Алексея Попова — это всегда переплетение линий, напряжение цвета, тонкое чувство света. Увлекательная игра выразительных средств — отличительная черта произведений художника.

На выставке в Ржеве представлено 70 работ художника. Это пейзажи, написанные с натуры, натюрморты и офорты.

Мир каждого художника уникален, он наполнен личными переживаниями. Особой живописностью и эмоциональностью отличаются пейзажи, возникшие в результате творческих поездок на Северный Кавказ, в Крым, Придонье («Ледник», «След лавины», «Горная река»).

Что интересно, именно на Кавказе, в этих красивейших горных местах, снимали выпускники ВГИКА Станислав Говорухин и Борис Дуров свой первый фильм «Вертикаль», посвященный альпинистам (кстати, фильму в этом году исполнилось 50 лет), где в роли радиста Володи блистательно сыграл Владимир Высоцкий. Специально для «Вертикали» Высоцкий сочинил песни, которые в 70-е пела вся страна. Одна из них — «Прощание с горами», где были такие строки: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».

Эта же мысль прочитывается, когда смотришь на восхитительные горные пейзажи Алексея Попова.

Зоркий глаз зрителя отметит необыкновенную динамику, которая увлекает в свой мир, и в других произведениях художника. Мощь и сила русского духа ощущается, когда подходишь к картине «На Бородинском поле». Вспоминаются бессмертные толстовские герои: Андрей и Пьер, Кутузов и доблестная батарея Тушина; а вековые березы, качающиеся от сильного ветра, — и есть символ русского характера.

Попав на «Остров Хортица», дышишь «Днепровским ветром» и представляешь, как старый добрый казак Тарас Бульба с сыновьями лихо скачет по бесконечной, вольной, прекрасной степи.

«По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы…» — читаем у Гоголя в повести «Тарас Бульба». Как мне кажется, и художнику удалось поймать то самое мгновение и передать его с помощью кисти и красок нам, зрителям.

По словам Алексея Борисовича, «писать надо то, что передает характер той или иной местности». И мы видим, что художник весьма успешно справляется с этой задачей.

Удивительно точно изобразил мастер предчувствие бури в горах на картине «Непогода», где едва заметно одно светлое пятно — все, что осталось от ясного погожего дня (таков был первоначальный замысел картины). В мгновение ока налетел ветер, нагнал хмурые тучи, и вот-вот разразится гром.

Внимание зрителя, несомненно, привлечет, объединенная общим цветовым решением серия работ, которую художник написал недалеко от Торжка. В небольшом деревенском домике, на чердаке, задумал рассказать мастер о жизни старых, давно забытых вещей. Так родились сюжеты с замком, топором, дырявым корытом, деревянной кадкой, с серпами и косами, прялками и чесалками, лукошком, печной трубой, ступой с метлой. Сдержанная цветовая гамма, лаконичная форма — в простых вещах чувствуется самобытность художника, который в давно забытых предметах находит завершенные образы, наполненные историей. В них изысканная цветовая гармония сочетается с обобщенной декоративностью.

Алексей Попов любит обращаться к церковной тематике. Работая реставратором на Соловецких островах, в Троице-Сергиевой лавре, в Ростове, Новгороде, участвуя в росписи Храма Христа Спасителя в Москве, познакомился не только с техникой иконописи, но и полюбил древнерусскую монументальную живопись, икону. Накопленные за эти годы впечатления нашли отражение в сериях цветных и монохромных офортов: «В храме», «Соловки», «Острова», «Серафим», «Столп», «В Троицком соборе», «Страшный суд», «Распятье», в которых отчетливо проявилось редкое мастерство художника, владеющего самыми сложными приемами офортной техники.

Остается добавить, что работы Алексея Попова находятся в частных собраниях России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. И во всех его произведениях мы видим русскую душу, так часто не находящую себе места и такую искреннюю.

Выставка работает до 12 ноября. Добро пожаловать в Выставочный зал города Ржева!

Елена СООЛЯТТЭ

Фото
Владимира КУТУЗОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *