«Не забыть мне тебя, Феодосия»

Под таким романтическим названием в ДШИ N№ 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых 8 ноября открылась выставка работ преподавателя Алексея Боброва, члена ТСХР, автора четырех книг стихов и прозы. Это четвертая персональная выставка художника, которая проводится в Ржеве. Как сказал Алексей Алексеевич, начало подготовки к юбилею. В апреле 2018 года художнику исполнится 75 лет.

Всю жизнь Бобров пишет картины и рисует. В отдельные папки собраны работы, по которым можно прочесть его биографию: Владивосток, Ташкент, Рязань, Алма-Ата, Ленинград, Магнитогорск, Калининград, Черняховск, Сочи, Крым… Судьба распорядилась так, что пришлось ему поколесить по свету, и, в конце концов, как блудному сыну, суждено вернуться к отчему дому на родину мамы.

Вот уже 13 лет Алексей Алексеевич живет в Зубцове и работает в Ржеве, в школе искусств. Немало учеников воспитал художник за эти годы. Некоторые выбрали творчество своею профессией и работают в разных уголках нашей страны.

На выставке вниманию зрителей представлены около двадцати новых графических работ А.А. Боброва, выполненных пером и тушью. Все созданы во время пребывания в Крыму.

Накануне мне удалось побеседовать с художником. Рассказ о его непростой жизни показался таким же интересным, как и работы мастера.

Он родился во Владивостоке, в разгар войны. Под шум прибоя и плеск волн Японского моря на той, далекой, земле прошло его детство.

— Мы любили нырять на большую глубину и даже устраивали состязания, кто дольше проползет по дну, где обязательно надо кого-нибудь найти, поймать и вытащить на поверхность, — вспоминает Алексей Алексеевич. — В основном, это были крабы, камбала, застрявшие в расщелинах подводных скал, редкие камни, моллюски, кусочки кораллов и водоросли, среди которых мы путались, как в дремучем лесу…

Алешина мать родилась в царстве льна, в деревеньке Стрельниково, что недалеко от Зубцова. Ей не было и двадцати, когда захотелось повидать мир, побывать на краю Ойкумены. Вот и решила она поехать во Владивосток. Была красивой, общительной девушкой, с твердым характером. Приехав во Владивосток, устроилась стрелочницей, потом буфетчицей в маленький павильончик возле транзитной железнодорожной станции. В военные годы эта работа помогла семье прокормиться.

Мать любила жизнь во всех проявлениях и умела от души веселиться в любой компании. А вот отец был другим человеком. Он не умел ни петь, ни пить, ни курить, ни танцевать, не смотрел на женщин, и Алешиной матери это почему-то не нравилось. У отца была одна страсть. Он любил играть на мандолине народные мелодии, припевки, частушки. А еще отец кидал двухпудовые гири, как мячики.

— На фронте он был палочкой-выручалочкой, — продолжает Алексей Алексеевич. — По раскисшим дорогам, увязая в грязи, тяжело ползли грузовики. Они буксовали на каждом шагу и не хотели идти даже под напором множества крепких рук и плечей. В такой момент искали и вызывали моего отца. И тогда вытягивали любую машину. За эту богатырскую силу его любили и боялись.

Алешин отец после войны домой не вернулся. Пришла телеграмма: «Пропал без вести». И мать осталась одна с двумя детьми на руках. Выходила, вырастила, в люди вывела. Но через много-много лет Алексей Алексеевич найдет своего отца в Сибири, живым и невредимым. Об этом позже напишет рассказ «Без вести пропавший», который был опубликован в «Тверской жизни» в 2009 году.

В пятьдесят третьем, в год смерти Сталина, семья Бобровых выехала из Владивостока в Москву, а затем на родину матери, в Калининскую область.

— Мы находились в пути ровно двенадцать суток, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Мне тогда было десять лет. Моему брату двенадцать. Эта длинная дорога через всю страну сделала меня путешественником на всю жизнь. Еще в те несмышленые годы я понял, как огромна и многолюдна наша земля.

Несмотря на голодное послевоенное время, маленькому Алеше всегда хотелось рисовать. Брат, интересующийся исключительно железками, подшучивал над Алексеем, считая художество не мужским занятием. Но, даже уезжая из Владивостока, мальчик оставил на память своим друзьям зарисовки, на которых милые сердцу морские пейзажи. Тяга к рисованию, точнее, безудержная страсть жила в нем всегда. И когда служил срочную на Байконуре, затем на Кубе — везде рисовал портреты своих армейских товарищей. Двести пятьдесят работ было создано за это время! Многие из них бережно хранит до сих пор. Поэтому без долгих раздумий по окончании службы поступил Алексей Бобров в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. Затем продолжил образование в Ленинградском пединституте им. Герцена.

Однажды, приехав домой к матери в Зубцов, познакомился с красивой ржевитянкой, которая училась в Ташкенте и там же потом работала. Алексей влюбился без памяти и уехал вслед за нею. К сожалению, их брак был недолгим. Что-то не сложилось, не склеилось. Алексей Алексеевич жил и работал в Ташкенте, в пединституте им. Низами, преподавал живопись. И судьба подарила ему еще одну встречу — любовь по имени Вера. Тогда ему было уже сорок, а ей — двадцать восемь. В этом браке, который по прошествии нескольких лет тоже распался, родились сын и дочь. Даниил живет и работает экспедитором в Москве. Дочь, Юта, окончила художественный колледж в Алма-Ате по специальности художник-керамист, затем Национальную академию искусств, живет в Сочи. По возможности летом Алексей Алексеевич наведывается в гости к дочери. Не только наслаждается южной экзотикой, но и работает, создавая новые произведения. В это лето посетил галерею Айвазовского в Феодосии и был потрясен, узнав еще больше интересного о жизни и творчестве величайшего русского художника-мариниста.

Алексей Алексеевич рассказал, что галерея Айвазовского — первый в России музей одного художника, который был открыт в 1880 году. Сегодня здесь находится более 12 тысяч живописных полотен и различных экспонатов. Среди них более 400 произведений Ивана Айвазовского. Наиболее известные: «Корабль «Мария» на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море Коктебель», «Севастопольский рейд» и другие. Интересно, что Айвазовский за свою жизнь написал 6 тысяч картин!

Феодосия всегда по достоинству оценивала благотворительную деятельность художника, который незадолго до смерти завещал галерею родному городу. Во дворе дома живописца установлен памятник, и на его постаменте выгравирована надпись: «Феодосия — Айвазовскому».

Впечатления от увиденного были настолько сильными, что за девять дней, проведенных в Крыму, Алексей Алексеевич, словно на одном дыхании, создал 26 графических работ. Здесь и памятник Айвазовскому, и его могила, что неподалеку от Церкви Св. Сергия, и само здание галереи. «Запах моря и пенье цикад» слышны при одном только взгляде на знаменитую Черную гору — Кара-Даг. Зрители с удовольствием вслед за автором прогуливаются по набережной Феодосии, прячутся под зонтом вместе с влюбленными, заряжаясь позитивом и энергией молодости; обязательно посещают Дом-музей М. Волошина, известного русского поэта, и историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость».

— Притягательная сила этого райского уголка настолько велика, что туда хочется возвращаться вновь и вновь, — откровенно признается мой собеседник. — И писать, писать без устали…

Впереди у Алексея Алексеевича юбилейный год, персональная выставка и много работы. Уверена, художник Бобров еще удивит ржевитян своими произведениями. Пожелаем ему удачи!

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *