«Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет»

К 100-летию со дня образования комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав

В Тверской области за 10 месяцев этого года 289 подростками совершено 296 преступлений. Это почти на треть меньше, чем за аналогичный период 2016 года. С такими данными наш регион занимает 45-е место в стране и 6-е в ЦФО. Как и в прежние годы, большинство преступлений — это кражи (50%). Воруют все: начиная от велосипедов, заканчивая телефонами и вещами в магазинах. На втором месте — грабежи. Затем идут разбои и угоны машин. 170 несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности. При этом 65% подростков, преступивших закон в этом году, ранее ни в чем замешаны не были, на учете в ПДН не состояли, в школе значились как вполне благополучные дети.

Преступность несовершеннолетних в Ржеве в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года также снизилась с 36 до 26 преступлений. На учете КДН сегодня состоят 79 несовершеннолетних, 44 семьи (из них 8 — многодетные), где 82 ребенка.

Сегодня мы продолжаем разговор о детях и детстве, о трудных подростках и неблагополучных семьях, а также о том, как предотвратить детские правонарушения.

Наш собеседник — Елена Николаевна Ямщикова, председатель МКДН и ЗП г. Ржева в 2012-2015 г., директор Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

— Елена Николаевна, несмотря на то, что в этом году в целом по России детская преступность снизилась, проблема остается по-прежнему актуальной. Как Вы думаете, что толкает подростков на совершение преступления?

— Несовершеннолетние — это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных, духовных потрясений. Поэтому отмечается социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство.

Важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение социально-экономического положения беднейших слоёв населения. Нельзя утверждать, что всё население страны обеднело, поскольку это не так. Но заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, положение бедных слоёв населения часто становится безвыходным, что самым негативным образом сказывается на преступности несовершеннолетних. Другой фактор — негативные процессы в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение: заботясь о нём, наконец, не умеет просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения.

— Как Вы думаете, каковы основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних?

— Основная задача МКДН и ЗП: осуществление координации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории города Ржева. Иными словами, комиссия по делам несовершеннолетних координирует взаимодействие между школами, медицинскими учреждениями, Центром занятости, а также органами системы профилактики. Важно в систему профилактики включать общественные организации. Так, на протяжении многих лет МКДН и ЗП города Ржева тесно сотрудничает с Ржевской и Торопецкой Епархией и различными молодежными организациями, привлекает трудных подростков к волонтерской деятельности.

— Какие дела рассматривались на заседаниях комиссии в Ржеве в то время, когда Вы работали?

— Отмечалось немало фактов курения в неустановленных местах, распития спиртных напитков, нахождения в состоянии алкогольного опьянения. Много дел рассматривалось в связи с нарушением подростками времени пребывания в общественных местах без родителей или других законных представителей, дела о кражах и насилии в подростковой среде.

— С какими проблемами сталкивались в процессе работы?

— На мой взгляд, проблемы в следующем. Председатель комиссии параллельно был вынужден решать несколько задач: во-первых, вел обсуждение, в котором участвовало порядка десяти человек, членов МКДН и ЗП, придерживающихся различных приоритетов; во-вторых, объяснялся с посетителем, который часто нервничал и плохо понимал то, что вокруг него происходит. Здесь требовалось, если нужно, успокаивать чрезмерно эмоциональное возбуждение вызванных на комиссию. В-третьих, анализировал случай, давая реалистичный диагноз ситуации и прогноз ее развития; в-четвертых, устанавливал рабочий контакт с приглашенными на заседание. Для реализации принятого решения он должен был установить партнерство с ними; и, наконец, экономить время, поскольку у дверей кабинета, где заседали члены комиссии, скапливалась очередь из приглашенных родителей и подростков.

Неудивительно, что часто решая эти задачи, было сложно найти решение, чтобы помочь данному ребенку или данной семье. Но мы старались!

— Согласитесь, что во все времена один из важнейших вопросов — это вопрос о предупреждении детской преступности.

— Конечно. Профилактическая работа включает в себя различные мероприятия. Особая роль отводится образовательному учреждению (детскому саду, школе). Раннее выявление детей, склонных к нарушению моральных и правовых норм, позволяет снизить социальные риски. Образовательное учреждение должно создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие детей. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательном учреждении также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера, в которую попадает та или иная группа риска. Несомненно, к этому процессу должны привлекаться и родители.

— Какие значимые проекты были осуществлены за то время, что Вы работали в КДН?

— В 2014 году на базе Ржева проходило расширенное выездное заседание межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Тверской области по вопросу «О роли духовно-нравственного воспитания в становлении личности детей и подростков, предупреждении развития негативных явлений в подростковой среде». Мы принимали специалистов из всех муниципальных образований Тверской области. Были задействованы пять практических площадок на базе школ N№N№ 10, 12 и 5, Ржевского колледжа им. Петровского, Дома детского творчества. Была проведена огромная подготовительная работа всеми членами комиссии, которую высоко оценили наши коллеги из других городов и районов Тверской области. Я с теплотой и благодарностью вспоминаю те дни, когда мы были единой профессиональной командой и старались достичь максимального результата в своей работе, и получалось у нас совсем неплохо. В начале 2015 года совместно с ответственным секретарем комиссии Людмилой Красильниковой, начальником отдела образования администрации города Ржева Ириной Иноземцевой, тогда директором 4-й школы Николаем Громовым, мы начали работу по разработке инновационного социального проекта муниципальных образований, представляемых на конкурсный отбор Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это был первый опыт участия муниципальных образований Тверской области в данном конкурсе. Были выбраны города Ржев и Торжок. В результате в нашем городе был создан Ресурсный центр для профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних «Мы рядом», который начал свою работу 1 апреля 2016 года.

Конечно, не все намеченные планы осуществились, например, совместный проект отдела по делам молодёжи администрации Ржева, муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Ржева и Ржевской епархии — «Школа молодой семьи — Лад». Но я думаю, все еще впереди.

— Давайте поговорим о правах детей и ответственности родителей.

— Основное и главное право ребенка — право на жизнь. В Декларации прав ребенка записано: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет».

Ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых — помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития, и это их святая обязанность и прямая ответственность.

— Елена Николаевна, по роду своей деятельности Вы ежедневно сталкиваетесь с детьми, у которых, зачастую, изломанные жизнью судьбы. Наверняка, среди них немало трудных подростков. Как найти с ними общий язык?

— Взаимодействие с подростком часто оказывается непростым делом и для родителей, и для специалистов, работающих с ними. Тем более, если подросток из так называемой неблагополучной семьи. В этом случае основная воспитательная нагрузка ложится на плечи специалистов. И если родители, как ни странно, могут устраняться от воспитания трудного подростка — в связи со своими личными проблемами или, потеряв контакт с ребенком, — то мы не можем исключить подростка из сферы своего внимания и своей профессиональной деятельности. В этом плане мне близки слова замечательного педагога В.А. Караковского: «Если ребенку не повезло с семьей, ему обязательно должно повезти со школой, с педагогами».

Возможность найти общий язык с трудным подростком я вижу в том, что у детей с непростой жизненной историей существует как бы раздвоение личности. Одна часть несет тяжелый груз прошлого опыта, негативных впечатлений, отрицательных оценок. И эта часть всегда будет. Другая часть — формируется вновь в каждый момент проживания нового эмоционального опыта. Надо стараться создавать основу для новых переживаний, которых не было в жизни ребенка, но необходимых для взращивания положительного отношения подростка к себе. И в то же время — признавать реальность того, что негативная часть была и будет давать о себе знать. Зачастую не стоит глубоко ворошить прошлое: краеугольный камень не вынуть, не разрушив здания, но можно создавать новый позитивный опыт полноценной и насыщенной жизни. А самое главное, надо услышать ребенка, попробовать его понять и дать ему частичку тепла и любви, которых ему так не хватает.

— Спасибо, Елена Николаевна, за интересную беседу. Ваши поздравления коллегам в канун 100-летия со дня образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

— Хочу обратиться к своим коллегам, передать им слова благодарности. На сотрудников комиссии возложены серьезные задачи. Эта работа требует любви к детям, высокого профессионализма, максимальной самоотдачи и преданности.

Ваши старания и усилия, забота и внимание дают надежду семьям, которые попали в трудную жизненную ситуацию и не могут ее преодолеть самостоятельно, поддерживают в трудную минуту, вселяют уверенность в завтрашнем дне, помогают исправить ошибки.

Глубокое знание дела, житейская мудрость, принципиальность, доброта, стремление помочь — именно такими качествами наделены люди, с которыми я работала в МКДН и ЗП на протяжении трех лет.

Желаю вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья, счастья, благополучия, удачи! Пусть искренняя благодарность и тепло спасенных детских душ служат вам верным маяком в нашей общей работе! Большое спасибо за продуктивный совместный труд, помощь и содействие в решении затруднительных вопросов, дружеское участие и сопереживание, гармоничное общение. Благодарю вас, мои дорогие, за то, что наши будничные дни не являлись обыденной, угнетающей рутиной, а отличались яркостью и оригинальностью.

Беседовала

Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *