Святочные вечера в клубе ЖД

Весело, шумно, с песнями и шутками прошли Святки в клубе железнодорожников. Напомним читателям, что самый длинный народный праздник начинался с Рождественского сочельника и шел до Крещения (19 января). Это 12 праздничных дней веселья и торжества, посвященных Рождеству Христову.

В один из святых вечеров мы заглянули на огонек в клуб ЖД, где хозяева уже давно поджидали гостей: и стол накрыт, и самовар кипит, девицы-красавицы рукодельничают, а ансамбль «Русь» кружит-вьюжит в танце «Метелица». Задушевной лирической песней «Не бела заря» встречала гостей хозяйка этого гостеприимного дома Ольга Кузьмина. Кстати, эта песня, которую Ольга Михайловна исполнила а капелла, была записана в фольклорной экспедиции в Западнодвинском районе.

Девушки горницу чисто прибрали и с удовольствием послушали рассказ о том, как раньше на Руси Святки справляли. Святочные вечера так называли в память о событиях Рождества и Крещения. По христианской традиции, в это время никто не работал. Православные ходили друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали помощь старикам и обязательно давали подаяния нуждающимся. В старину в первый день Святок разжигался костер, который поддерживался 12 праздничных дней, а с горы пускали горящее колесо. Оно было символом старого года со всеми невзгодами. Молодежь в эти дни наряжалась в праздничные наряды, колядовала. Колядки — это православный обряд, который прославлял традиции Рождества Христова. Собираясь шумной толпой, парни и девчата переодевались в тулупы, вывернутые наизнанку, надевали маски, брали изображения Вифлеемской звезды и ходили по селу, от дома к дому, колядовали. Они желали всем благополучия и процветания, а также исполняли молитвенные песнопения, прославляя Христа. В свою очередь, каждый одаривал колядующих подарками или угощениями. А еще в это время любили гадать…

Хозяйка прервала на этом рассказ и велела дочкам спать ложиться, а сама пошла на двор собаку покормить, да и к соседке бабе Дуне собралась заглянуть. Но разве могли Иришка, Манюшка и Анюта уснуть в такую ночь? Конечно же, зажгли свечи и гадать стали:

«Свет мой, зеркальце, скажи, всю нам правду покажи. Ты скажи нам по примете, есть ли милый мой на свете?» — спросила Иришка.

И милый отозвался. Это был Петя с Ральфа. А в ответ на Манюшкино гаданье влетел в избу валенок, точь-в-точь, как у Васьки, что вчерась у почты на крылечке встретился.

Анюта побоялась судьбу испытывать, и со словами: «что будет, то так и надобно» спать легла. Сестры последовали ее примеру. А тем временем вернулась хозяйка с бабой Дуней, которая поведала, что шла из магазина и видела, как по поселку ряженые ходят: кто в Пугачеву одет, кто в милицию. Смех, да и только. Хозяйка вспомнила, что ее дочери весь вечер про гаданье выспрашивали, и предложила бабе Дуне на фанты зрителям погадать. Что тут началось! Одному солидному гражданину по монетке предсказала жить в достатке; даме в очках по пуговице — скоро предстоит шить обновы; симпатичной девушке, что колечко вытащила, — удачное замужество.

Нашим читателям, наверное, будет интересно узнать, что в старину были известны различные способы гадания — по воску свечи, по травам и цветам, по звукам и, конечно, по зеркалу, чтобы увидеть суженого.

А тем временем с пожеланиями здоровья и счастья всем зрителям пришли на праздник наши юные артисты, которые замечательно пели колядки, танцевали да на ложках играли. Это ансамбль «Ложкари» (ДДТ), «Лапотки» (Ржевский р-н, рук. Татьяна Старикова).

Пока всем гадали — судьбу предсказывали, утро наступило. А тут и почтальон из Почты России в шапке-ушанке пожаловал с посылкой без обратного адреса. Ну вылитый Печкин из мультфильма про Простоквашино, только чуть упитаннее. За ним — новые гости — ряженые: Заяц, Обезьяна, Волк, Баба-Яга… А следом с песнями да плясками, шутками-прибаутками ансамбль русской песни «Рябинушка» (рук. Ирина Кузнецова). И каких только загадок про снег, мороз, снежинки, снежную бабу на радость детворе и взрослым не загадывали! А пели-то как! И про зиму снежную, и про гармошку голосистую — заслушаешься! А хозяйка оказалась не только петь-плясать затейница — с утра с дочками тесто затворила, да прямо на глазах у зрителей. Месила-месила, за водой пошла, вернулась — всех гостей щедро одарила из квашни… блестками и конфетти. Вот смеху-то было!

Масла в огонь подлил и подарок, что почтальон доставил — огромный говорящий мешок, в котором оказался Вася-Новый год. Под хохот зрителей говорящее чудо не скупилось на пожелания: кому невесту, кому жениха, а кому приятное знакомство. Порадовал зрителей и Народный ансамбль гармонистов и частушечников «Тальяночка» любимыми песнями, частушками и колядками. Ржевская певица Галина Фролкова пела о любви и счастье. Восторженными аплодисментами зрители встретили цыганский табор — танцевальный ансамбль «Русь» (рук. Тамара Соловьева), который зажигательно исполнил «Цыганочку». Прекрасно справились с актерской задачей баба Дуня — Вера Хмелева из д. Медведево, Дед Мороз — зубцовский гармонист Виктор Громов, почтальон — гармонист из Ржева Сергей Орлов, которые, ко всему, блестяще аккомпанировали «Тальяночке». В роли ряженых — учащиеся 8, 9 кл. школы N№ 2 (рук. Денис Бояркин), дочки хозяйки — старшая группа ансамбля «Звонкий колокольчик» (рук. И. Данильченко). Идея праздника, режиссура — Натальи Андреевой, художественного руководителя клуба ЖД.

Остается добавить, что театрализованное представление было поставлено по основам тверских народных обрядов. Многие песни, колядки, частушечные мотивы, показанные на празднике, — это традиционные исконные напевы Верхневолжья.

Еще в самом начале XIX века тверской фольклор одним из первых стал предметом научного изучения как самобытное и оригинальное явление народной культуры. Он был интересен и композиторам, например, П.И. Чайковскому, Н.А. Римскому-Корсакову, и исполнителям.

Ольга Кузьмина, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, кандидат педагогических наук, руководитель народного ансамбля гармонистов и частушечников «Тальяночка», ведущая и автор сценария праздника, больше сорока лет ездит в фольклорные экспедиции, чтобы записать народные песни. Большую школу полевой работы Ольга Михайловна прошла еще будучи студенткой Академии музыки им. Гнесиных, где ученые-этнографы, музыкологи, филологи учили ржевитянку понимать народную мелодию, чувствовать ее неповторимость.

Многие авторские записи народных традиционных песен вошли в различные сборники Кузьминой: «Народные песни среднего Поволжья» и «Военные песни ржевского края».

— За долгую жизненную практику исходила, изъездила много дорог, — говорит Ольга Михайловна. — Из Верхневолжья — весь ржевский край, Смоленско-Тверское пограничье (бельские земли, Жарковский, Нелидово, Оленино и другие). Буквально с десяток лет назад в наших затаенных местах еще можно было услышать обрядовые и жнивные песни, весенние заклички и погребальные вопли. Сейчас очень многое исчезает, но в памяти, в сохранившихся записях мы еще черпаем из великого кладезя эту священную воду народной философии и мудрости.

К счастью, фольклорная традиция пока окончательно не прерывается: где-то она затихает, где-то возрождается. Ведь фольклор — это живой язык народа, его культурослагательная форма. И одна из основных задач сегодня — сохранение, приобщение молодежи к этим традициям.

Подготовила
Елена СООЛЯТТЭ

Фото
Владимира КУТУЗОВА
и Натальи АНДРЕЕВОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *