Улыбайтесь, господа!

«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!» 

х/ф «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

Пожалуй, эта цитата лучше всего подходит к открывшейся 12 января в Выставочном зале экспозиции картин Игоря Рослякова.  Этот автор, наверное, один из самых любопытных художников нашего города. Когда смотришь на работы Рослякова, понимаешь, что обычная система оценок «хорошо-плохо» тут абсолютно неприменима. Его картины существуют в своей вселенной, где любые оценки абстрактны, а образы, мысли и эмоции живут своей собственной жизнью. Пожалуй, чтобы это понять и ощутить на себе, стоит прийти на выставку картин Игоря Рослякова под названием «55 нелепых глаголов».

В живописи есть общий термин «авангард», объединяющий довольно широкий спектр культурных течений. Сюда, например, относятся сюрреализм, кубизм, примитивизм и еще добрый десяток различных художественных направлений. Так же и работы Рослякова, собранные на нынешней экспозиции, очень сильно отличаются по жанру: есть и пейзажи, выполненные во вполне реалистичной манере, есть графика в несколько карикатурном исполнении, есть сюрреалистичные работы, а есть, например, окрашенный ярким цветом амбарный замок посреди картины с рамкой. Последнее, кстати, фрагмент инсталляции, занимающей центральную часть зала, где проходит выставка. Из разных предметов интерьера собрана огромная стрела, все пространство которой заполнено различными предметами, от амбарного замка и старых башмаков до большого количества графических работ на простых листах бумаги. Со стороны наконечника «стрелы» расположен старый, покрытий слоем ржавчины плуг — это должно символизировать, что художник в своем творчестве как бы «вспахивает» некое культурное пространство.

Прежде чем начать описывать работы, несколько слов о самом Игоре Рослякове. Коренной ржевитянин, выпускник сш N№23 (теперь лицей N№ 35), служил в войсках ПВО. Находясь на военной службе, увлекся рисованием. Первые произведения создавал карандашом, углем, гелевой ручкой. Это были портреты сослуживцев, бытовые армейские зарисовки, шаржи. Выйдя в отставку, занялся поисковой работой, является одним из организаторов отряда поисковиков «Памяти 29-й Армии». В этой армии в годы ВОв воевал его дед. Тяга к творчеству подтолкнула активно заняться созданием новых произведений. Работы маслом стал писать около десяти лет назад.

На что похожи его работы? На этот вопрос сложно ответить, их идейно можно сравнить с картинами Амедео Модильяни и Ван Гога, но скорее всего этот стиль создан путем собственных проб и ошибок и необычного видения мира.

Росляков любит иронизировать в своих работах на тему восприятия искусства. Например, на одной из них два спорщика, у каждого свой квадрат: один — красный, другой — черный. Эти персонажи явно пытаются доказать друг другу: именно его квадрат самый правильный. Вот и самому автору, судя по всему, часто пытаются доказать, что, мол, его «квадрат» — неправильный. В нескольких работах можно найти аллегории на тему художника и критиков. Или даже довольно злой шарж на известного в нашем городе критика, при упоминании которого редкий ржевский художник не скривится, будто только что съел лимон.

Продолжая тему искусства, стоит обратить внимание на картину, где изображена тюремная дверь с большим замком и надписью сверху «das kunst» (нем. «искусство»). Сам автор поясняет это примерно так, что учитывая цену за тюбик краски, себестоимость картин получается огромной, так что искусство в какой-то степени находится под замком у торговцев художественными материалами.

Есть, кстати, и ирония над современными трендами, например, под картиной, где изображена голубая кошка — надпись «Матильда». Отсылка к нашумевшему фильму Алексея Учителя. Смысл в том, что шума поднято много, а спор, по сути, о чем-то вроде этой самой голубой кошки.

Есть много социальных размышлений, вроде побывавшего на областной выставке триптиха про разудалых сантехников, проросшей в цветочном горшке рогатки (как символ оружия в принципе) или, например, царя, пасущего коз, у которых колокольчики от страха съехали с шеи на живот. Есть заставляющая задуматься ирония о коте и мыши, обсуждающих бюджет амбара. Или изображение огромного батона посреди пахотного поля, это можно трактовать,  что вся работа идет прежде всего ради «хлеба насущного».

У каждой картины стоит постоять, подумать, попытаться разгадать замысел автора, а потом погрузиться в собственные мысли и ассоциации. Вообще, сам Игорь Росляков призывает зрителя именно так и поступать, видеть в каждой из его работ что-то свое. Например, автору этих строк в одной из картин увиделся телевизор, по которому катается яблоко, как в народных сказках по блюду. Оказалось, что просто в такой манере была изображена тумба с яблоком. Но мысль про телевизор тоже имеет право на существование.

Отдельно стоит упомянуть портреты в неподражаемой авторской манере. Здесь есть известные люди, вроде Михаила Булгакова и Сальвадора Дали, а также собирательные образы обычных горожан и автопортрет самого художника.

Рассказывая о выставке Рослякова, испытываешь желание высказать все мысли, которые вызывает та или иная картина, потому невольно говоришь себе: «Горшочек, не вари!». В завершение стоит отметить, что данная выставка — эксперимент прежде всего для Ржевского выставочного зала, экспозиции, подобно нынешней, тут не было никогда. Работы Игоря Рослякова демонстрировались в рамках общих выставок. Также их можно было видеть пару лет назад в клубе «Текстильщик», несколько раз демонстрировались они в Сычёвке. Но полностью погрузиться в мир образов Игоря Рослякова стало возможным только сейчас. Однако не нужно идти на выставку с серьёзным лицом, это повод удивиться, развлечься, поразмышлять над тем, что изображено на картинах. А самое главное — улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *