Алла Владимировна ХЕЙФЕЦ, руководитель вокальной студии «Планета талантов» и педагог Образцового детского театра «Цель» Дома детского творчества: «Музыка — это душа»
![](http://rzhevnews.ru/wp-content/uploads/2018/02/Анонсы_1.gif)
— Алла Владимировна, среди всего разнообразия высказываний о музыке, какое Вам ближе?
— Музыка — это душа. Недаром есть выражение, в котором о состоянии человека говорится «…когда душа поет».
— В каких музыкальных произведениях живет душа?
— В музыке, которая написана настоящими профессионалами. По-настоящему ценна та музыка, которая прошла проверку временем, десятками, даже сотнями лет. Она наполнена энергией, силой, красотой…
— И смыслом…
— Это главное. И напрасно мы, взрослые, порой считаем, что дети не поймут классику, не оценят по достоинству эстрадных корифеев, в том числе и 60-х, 70-х годов прошлого века: Муслима Магомаева, Валерия Ободзинского, Евгения Мартынова и других. На занятиях мы знакомим их с творчеством поэтов-песенников, композиторов советского времени, и подростки с удовольствием поют и играют их произведения. Уверена, интерес к хорошей, красивой музыке не иссякнет никогда.
Когда начинаем работать над вокалом, ребята из театра «Цель», конечно, предлагают разучить современные эстрадные песни, но там нет подчас ни мелодии, ни красивых стихов.
— Порой даже смысл трудно отыскать.
— Мы поем песни, которые исполняли известные актеры, не обладавшие большим голосом, в том числе Андрей Миронов.
— Не противятся?
— Нет. Андрей Миронов — культовый советский актёр театра и кино, артист эстрады. Они же хотят быть артистами? А песни Андрея Миронова — в первую очередь хороши для показа и раскрытия актерских способностей, вокал здесь не правит бал. Нужно как можно ярче обыграть музыкальную композицию, сделать из нее маленький спектакль.
— Алла Владимировна, одновременно Вы работаете и с вокальными ансамблями. С чего все начиналось?
— Много лет я была концертмейстером хора, которым руководила Марина Артамонова — хоровик с большой буквы, талантливый человек. Она училась в консерватории, а я училась у нее на занятиях. И вот несколько лет назад Марина Евгеньевна стала завучем в ДМШ N№1, дети остались без хоровика. И тогда было принято решение, что все желающие продолжать петь будут делать это уже не в хоре, а в вокальных ансамблях, с которыми и доверили мне заниматься. Сейчас я работаю с тремя разновозрастными вокальными ансамблями. Они объединены в вокальную студию «Планета талантов». Все три коллектива отличаются друг от друга, у каждого «свое лицо». В «Смайлики» ходят ребята от 8 до 11 лет. Они игривые, подвижные, и песни для них подбираем такие же. В «Конфетти» дети с 6-го по 8-й классы и старшеклассники в «Алых парусах». Репертуар каждого ансамбля индивидуален и зависит от состава участников, их характера, манеры исполнения, даже внешнего облика.
— В ансамблях есть мальчишки?
— Есть, но, к сожалению, мало.
— С какого возраста порекомендуете начинать занятия музыкой?
— Мои первые ребята были четырехлетки, занятия выстраивали комплексные: и пели, и рисовали музыку, и играли. В группу раннего эстетического развития принимались все детки, независимо от способностей. Чтобы тяготение, интерес к занятиям творчеством у ребенка появился или не пропал, отвечают сначала родители, которые не ленятся систематически водить детей на занятия, интересуются, как они проходят. Не сложилось с пением, ищем, пробуем себя в другом виде творчества — это нормально.
Оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься музыкой, считаю, с шести до восьми лет.
— А если к шести годам явных способностей к занятиям музыкой не проявляется, а ребенок хочет играть, петь, как быть?
— Запастись терпением, записывать и приводить малыша на музыкальные занятия. Обязательное условие успешных занятий — доверие своему педагогу. Специалист лучше знает, когда пора учить то или иное произведение, выводить ребенка на публику. Способности проснутся, а даже если и нет, ребенок какое-то время будет жить в мире красивой музыки. Это только поможет ему лучше разбираться в искусстве, лучше понимать других и себя.
— Музыкальное образование никому не повредит…
— Так и есть. Неспроста в дворянских семьях обучали пению, игре на музыкальных инструментах. Это способствует гармоничному развитию личности. На чем бы вы ни учились играть, развивается мелкая моторика, несколько видов музыкальной памяти: двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая и логическая. Стимулирование мозга. Кто хорошо занимается инструментом, тот хорошо учится в школе, легко дается математика.
— Известно, что музыка входила в состав семи «свободных искусств»: риторики, логики, геометрии, астрономии и музыки…
— Характерно, что музыка относилась именно к сфере математических знаний. Музыку Себастьяна Баха раскладывают на математические формулы.
— Не многим дано понимать классику, ее считают скучной.
— Отчасти потому, что она заставляет думать, надо найти в себе силы отвлечься от обыденности. Молодежь и взрослое поколение не знают, что делать с классической музыкой только потому, что людям элементарно не объясняют этого. Чем раньше начать вводить ребенка в мир классической музыки, тем интереснее и понятнее она для него будет.
— Как научиться понимать классику, с чего начать?
— Если речь идет о маленьких детях, то я бы посоветовала родителям поехать с ними в Музыкальный театр имени Натальи Сац в Москве. Наталья Ильинична и создала его для того, чтобы с самых ранних лет дети могли узнать, что такое опера, балет, музыкальная сказка, услышать, как звучит настоящий симфонический оркестр. Яркие, зрелищные и доступные для восприятия детьми разного возраста спектакли никого не оставят равнодушными. Главное, должен быть настрой и желание. Есть мультфильмы, в основу которых положены классические музыкальные произведения Петра Чайковского: «Щелкунчик», «Детский альбом». Фантазия на темы Эдварда Грига: «Утро», «Шествие гномов» и «В пещере Горного короля».
— Одно дело научиться воспринимать, понимать классическую музыку, это подвластно в любом возрасте, а другое — учиться игре на музыкальных инструментах, даже имея огромное желание. Это возможно?
— На фортепиано — крайне сложно. Руки взрослого уже сформировались, они неподатливы, ведь когда мы «ставим» ребенку руку, мы ее фактически «лепим».
— Как Вы пришли в музыку?
— С детства у меня был сильный голос. Когда приходили гости, я была гвоздем программы, с удовольствием и хорошо пела русскую песню неизвестного автора «Ой мороз, мороз». В Ржеве в 1973 году поступила в Детскую музыкальную школу, сейчас это ДМШ N№ 1 имени Якова Гуревича, в то время она была единственной…
— И, как все дети, проходили прослушивание…
— … На котором я насмешила приемную комиссию. Мне предложили повторить сыгранную на фортепиано мелодию на «а-а-а». Я поняла задачу буквально, что каждую следующую мелодию нужно начинать с последующей буквы алфавита. И попыталась пропеть: «бэээ», «вэээ». Когда ситуацию исправили, девочка оказалась нарасхват. Самых-самых тогда отбирали для обучения на скрипке, туда была дорога и мне. Но родители были за фортепиано. Купили дорогой инструмент.
— И способная ученица играла с удовольствием…
— Какое-то время да, после шестого класса захотела бросить занятия. Тогда в нужный момент нужные слова нашла Антонина Владимировна Трунева, и мое отношение к музыке стало серьезнее. После окончания музыкальной школы в 1980 году поступила в Ржевское музыкальное училище. Получила специальность «преподаватель фортепиано, концертмейстер». Учиться, особенно на первом курсе, было трудно, но огромное спасибо и самые теплые слова хочется сказать моему педагогу Татьяне Петровне Донец, она очень много работала с нами, серьезно и требовательно, и результатом этой работы были только отличные оценки на выпускном Государственном экзамене. Вообще, нам, студентам 80-х годов, повезло с педагогами, и всех я вспоминаю с большой теплотой.
— Алла Владимировна, Вы — педагог требовательный?
— Если не требовать, то невозможно будет добиться нужного результата. По мере необходимости я обязательно делаю замечания, порой очень строгим голосом. Но мои дети понимают, что не со зла, а по делу. Я люблю их и уважаю достоинство ребенка.
Обоюдная удача, когда ученик находит своего педагога, а педагог — своих учеников. У нас творческий тандем сложился.
— Кем хотелось быть с детства?
— Сколько себя помню, педагогом. Чувствовала, что это мое призвание.
— Отношение родителей к обучению детей музыке с течением времени меняется?
— Сейчас, конечно, все внимание сосредоточено на учебе в школе, но по многолетнему опыту могу сказать, что если ребенок постоянно занят, он более организован, собран и везде успевает, как правило, на отлично. А когда детей стараются освободить от дополнительных занятий, думая, что в это время они будут лучше готовить домашние задания, все получается наоборот, свободное время они тратят на компьютеры и телевизор.
Отрадно, что музыкальное образование в городе было и остается востребованным, и педагоги Дома детского творчества дают знания на достойном уровне.
— В Дом пионеров Вы пришли сразу после окончания музыкального училища?
— Распределение получила в музыкальную школу, там проработала недолго и перешла концертмейстером и педагогом по классу фортепиано в музыкально-хоровую студию Дома пионеров. И вот уже тридцать третий год работаю в стенах этого дома музыки, театра, среди детского смеха, первых триумфов. Здесь всегда царила великолепная творческая атмосфера. Руководитель музыкально-хоровой студии — талантливый педагог и творческий человек Валентина Игоревна Столярова была генератором идей, а все педагоги студии с большим желанием воплощали их в жизнь. Мы горели творчеством. Но жизнь идет вперед, наши любимые коллеги Валентина Игоревна и Марина Владимировна Кондратьева ушли на заслуженный отдых, а мы продолжаем работать и стараемся сохранять лучшие традиции музыкально-хоровой студии.
— Среди ваших родных еще музыканты есть?
— Слышала, что отличным скрипачом был мой двоюродный дедушка.
Я люблю играть и петь для родных, и близких. С большой любовью, когда есть возможность, пою для внучат, они растут музыкальными ребятишками. Хотелось бы видеть их счастливыми людьми, которые нашли себя в профессии. И мое хобби это тоже музыка. В конце 90-х годов к нам в Дом пионеров пришел работать мой однокурсник Владимир Семенов. Сейчас он руководит студией эстрадного вокала, замыслов и идей у него тоже очень много. Владимир Петрович, создатель муниципального ансамбля «Ассорти», в котором я играла на синтезаторе больше десяти лет. Про каждого из моих коллег могу сказать, что он талантливый человек.
— Знаю, что Вы поете в церковном хоре…
— Лет пятнадцать назад зашла в церковь, услышала голоса и поняла — хочу попробовать петь, стоя на клиросе. Сейчас я на ответственной должности регента в храме Новомучеников и Исповедников Российских.
— Вам в помощь и знания, и опыт.
— Здесь недостаточно иметь музыкальные знания, суть работы регента я вижу в создании особой молитвенной атмосферы во время богослужения, когда прихожане могут почувствовать и понять смысл песнопений, отвлечься от суеты и повседневных забот.
— Из современных исполнителей есть те, кого слушаете с удовольствием?
— Группу «Кватро» и «Сопрано 10» Михаила Турецкого. Эти музыканты сами получают удовольствие от того, что делают, и щедро делятся своим талантом со слушателями!
— Алла Владимировна, 2018 год только вступил в права, да и добрые слова пожеланий нашим читателям никогда не поздно сказать.
— Желаю, чтобы каждый из нас умел быть счастливым, замечая приятные мелочи, из них складывается наша жизнь и отношение к ней. Харви Маккей прав, «мелочи не играют решающей роли, они играют все». Ждать, когда наступит момент и придет ощущение счастья, опрометчиво, он может и не наступить, поэтому не стоит терять время, а быть счастливым здесь и сейчас. Ведь счастье — понятие многогранное. Глубоко верю, что должно у человека быть, обязательно к нему придет. Всегда думайте о хорошем.
— Спасибо, всего Вам самого доброго.
Беседовала Ольга ЖДАНОВА