НИКТО НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБЫТ

К 75-летию освобождения Ржева и района от немецко-фашистских захватчиков

По крупицам собирая

данные

О боях минувших

и бойцах,

С честью пронесем

заветы славные

В благодарных памятных

сердцах

 

Никто не забыт и ничто не забыто. Так ли это на самом деле?

— Как часто произносим мы эти слова, даже не вникая в их смысл! Ржевский район, Бахмутово, березовая роща. Роща Памяти, как называют ее здесь. Безликий памятник. На холодном камне читаем слова: «Не бывает неизвестных героев». Памятник двум девятнадцатилетним девушкам-разведчицам из деревни Воскресенское, Бойковой Наталье и Хреновой Александре. Что знаем, что помним о них мы, ныне живущие на ржевской земле, политой кровью сотен тысяч солдат и офицеров? На этот вопрос не смогли ответить нам ни в близлежащей школе, ни в деревне. «Да, были… Да, жили…» Не более.

Город Белгород. Жители этого далекого от Ржева города историю подвига ржевских девушек-разведчиц знают и помнят очень хорошо. «Навеки двадцатилетние», «Им не вручали орденов», «Москву спасли Наташа и Шура», «Смерть по имени «Берта» — пестрят заголовки белгородских и центральных изданий. Почему же Белгород? Какое отношение имеет он к военному прошлому Ржевского района?

Дело в том, что именно в Белгороде жил ветеран военной контрразведки «Смерш» полковник в отставке Николай Афанасьевич Евдокимов, который в годы Великой Отечественной войны, выполняя специальные задания Военного совета Калининского фронта, привлек Наталью Бойкову и Александру Хренову к разведывательной деятельности, суть которой заключалась в установлении и дальнейшем уничтожении под Ржевом немецкого крупнокалиберного орудия.

Впервые о существовании этого орудия было написано в газете «Красная Звезда» от 15 октября 1942 года военным корреспондентом Александром Кондратьевым в серии очерков «Под Ржевом», «Конец Берты». Позже эта статья была напечатана и в центральной газете «Правда». Спустя двадцать лет после победного 45-го, бывшему контрразведчику Евдокимову удалось установить судьбу без вести пропавших девушек. В «Ржевской правде» от 4 мая 1965 года, появилась статья В. Франтова «С задания не вернулись». Через годы в местной прессе была опубликована и статья капитана 3 ранга В. Зайцева «Погибли, но задание выполнили».

Позже историей подвига заинтересовались журналисты центральных СМИ. Спецкор газеты «Известия» В. Филиппов опубликовал статью о разведчицах в центральной газете. Однако его публикации вызвали шквал негативных откликов, которые, судя по всему, не прекращаются и поныне, обвиняя героя очерков, бывшего контрразведчика Евдокимова, во лжи.

Проживающий в Белгороде Василий Журахов, военный писатель, журналист, ветеран боевых действий на Северном Кавказе, лично знавший ветерана НКВД Николая Евдокимова, принял решение провести собственное расследование. И он отправился в Подольск, в архив Министерства обороны. С особой тщательностью изучив архивные документы, автор пришел к собственному выводу, опубликовав его на сайте газеты «Красная звезда». С личного разрешения автора приводим его полностью.

Последний выстрел «Берты»

На особые отделы в годы Великой Отечественной войны были возложены функции не только контрразведывательного обеспечения воинских частей, но и ведения агентурно-разведывательной работы в тылу врага. Целью такой работы был сбор информации о дислокации немецких частей, их численности, вооружении и боеспособности. К выполнению такого рода заданий военным контрразведчиком Николаем Евдокимовым, обслуживавшим 542-й пушечный артиллерийский полк, с санкции руководства были привлечены две девушки — комсомолки Наталья Бойкова и Александра Хренова.

При разработке легенды на случай их задержания немцами учитывался тот факт, что и у одной, и у другой близкие родственники проживали в оккупированных районах Калининской и Смоленской областей, поэтому территория их деятельности в качестве разведчиц получалась обширной. Выполняя задания, Наташа и Шура добывали ценные сведения, которые использовались особистами как в оперативной работе, так и для информирования командования. Многие боевые операции были успешно проведены благодаря самоотверженности и героизму юных разведчиц.

В феврале 1942 года разведчицы добыли предварительные сведения о том, что немцы под Ржевом приступили к строительству железнодорожной ветки, уходящей в глубь лесного массива. Эту дорогу они планировали использовать для курсирования крупнокалиберного дальнобойного орудия, установленного на железнодорожной платформе. Из этой сверхмощной пушки фашисты собирались обстреливать укрепрайон Можайской линии обороны Москвы.

Контрразведчик Евдокимов незамедлительно доложил об этом своему руководству и продолжил разведывательную работу по получению более конкретных сведений. Наташа Бойкова и Шура Хренова, получив новое боевое задание, отправились в тыл к немцам. По заснеженному полю разведчицы с трудом перешли линию фронта. В Ржеве они разыскали явочный адрес по улице Краснофлотской. Хозяином дома был доверенный человек особистов Прохор Фёдорович Седов, который должен был помочь Шуре и Наташе выполнить задание — разузнать точное место строительства железнодорожной ветки. До утра девушки решили остаться в доме Седова. Но отдыхать разведчицам долго не пришлось. Нежданно нагрянули эсэсовцы в сопровождении группы полицаев и арестовали разведчиц. Их долго допрашивали, обливая холодной водой и выводя на мороз в одних сорочках, но комсомолки не сломались, стойко выдержали издевательства и пытки. Не добившись признаний, фашисты отправили их в ржевский концлагерь. Арестовали и Прохора Фёдоровича Седова. Допрашивая, его жестоко избивали, он умер от пыток.

В конце февраля 1942 года подпольщики организовали побег из концлагеря большой группы военнопленных. Вместе с ними удалось бежать и разведчицам.

Шура, пытаясь перейти линию фронта и вернуться к своим, случайно задела мину-ловушку, установленную в городском парке (речь идёт о городском лесе) Ржева. Прогремел взрыв. Шура погибла сразу, а Наташа, зная, что её будут преследовать фашисты, спряталась в подвале сожжённого магазина на окраине города. Раненая и обмороженная она не смогла там долго скрываться, а когда вышла, её схватили и расстреляли. В связи с тем, что разведчицы в назначенный час не вернулись с задания, особым отделом были приняты меры по их розыску. Но результатов они не дали…

Вскоре контрразведчика Евдокимова перевели на другое место службы. Информация о немецкой сверхмощной пушке из-за неполученного подтверждения отошла на второй план. Красная Армия продолжала вести оборонительные бои, сдерживая натиск войск вермахта. Неожиданно летом 1942 года передовые части Калининского фронта были обстреляны вражеской дальнобойной артиллерией. Особому обстрелу подвергся 542-й пушечный артиллерийский полк под командованием майора И.С. Жигарева. Откуда и из чего вёлся сверхмощный обстрел, военное руководство понять не могло. Помогла информация, добытая Наташей и Шурой о строящейся немцами железнодорожной ветке. Силами разведывательно-корректировочной авиации местонахождение сверхпушки, названной красноармейцами «Берта», было установлено, и в дальнейшем она была уничтожена 542-м артполком.

Эта история, рассказанная газетами, вызвала ажиотаж в СМИ и обвинения во лжи ветерана Великой Отечественной войны контрразведчика Н.А. Евдокимова. Журналисты наперебой утверждали, что никакой пушки не было и вся эта история — вымысел пожилого ветерана. Роль особиста Евдокимова в победе наших войск под Ржевом была охарактеризована следующим образом: «…Сзади войск шли особисты, подгоняя обречённых выстрелами в спину, допрашивая боевых офицеров, расстреливая тех, кому удалось вырваться из окружения».

Николай Афанасьевич Евдокимов живёт в Белгороде, он ветеран УФСБ России по Белгородской области, награждён многими боевыми орденами и медалями. Чтобы защитить честь офицера контрразведки и восстановить историческую правду, мы приступили к реализации проекта с рабочим названием «Особая война». К участию в проекте были привлечены военные специалисты.

В результате расследования удалось найти газету «Красная Звезда» от 15 октября 1942 года. В ней в статье А.Ф. Полякова «Под Ржевом. Конец «Берты» подробно рассказано, как летчик-корректировщик Васильев, получив задание от командира полка Жигарева, установил местонахождение сверхмощной немецкой железнодорожной пушки, названной «Бертой», и передал её координаты командованию. Артиллеристы Жигарева точным попаданием уничтожили орудие. Об этой истории стало известно Верховному главнокомандующему И.В. Сталину. Он дал указание опубликовать статью Полякова в газете «Правда».

Однако несмотря на то, что публикация была найдена, оставались сомнения в подлинности рассказанной истории. А действительно ли существовал 542-й пушечный артиллерийский полк? Какое отношение к этому полку имел особист Н.А. Евдокимов? Был ли такой военный журналист А.Ф. Поляков? И не является ли вымышленным герой его очерка летчик-корректировщик Васильев?

Ответить на первый вопрос большого труда не составило. В Центральном архиве Министерства обороны РФ разыскали исторический формуляр 542-го пушечного артиллерийского полка. Этот документ заверен начальником штаба полка и скреплён гербовой печатью. В нем имеется следующая запись:

«О прекрасных боевых действиях полка во время ржевской операции красочно описано в газетах «Правда» и «Красная Звезда» в статьях, написанных военным корреспондентом «Красной Звезды» тов. Поляковым «Под Ржевом», позже чего издана брошюра…».

Ответ на второй вопрос был найден в личном деле полковника в отставке Н.А. Евдокимова. Из справки следует:

«Евдокимов Николай Афанасьевич (личный номер Е-04800)… В 1941-1942 гг. состоял в должности оперуполномоченного особого отдела по обслуживанию 542-го корпусного полка. В 1942 году переведён на должность оперуполномоченного особого отдела НКВД 30-й армии».

Наталья БЕЛОЗЁРОВА

Продолжение следует

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *