«Жизнь — источник вдохновения»

Гармония цвета, слова, звука и человеческих сердец — так лаконично и емко можно описать атмосферу, которая царила в зале клуба «Текстильщик» во время открытия персональной выставки ржевского художника Всеволода Глущенко. Нежная мелодия флейты и немного грустная песня фагота в исполнении учащихся ДШИ N№ 3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых Матвея и Никиты Черноусовых (преп. Г. Левин), а также поэтическая исповедь и виновника торжества, и поэта Игоря Либензона, монолог о творческих людях Марии Александровой подготовили зрителей к восприятию прекрасного.

Художник Руслан Бурцев отметил:

— Глущенко удивляет и радует; я даже немного по-доброму завидую, что у него получился такой рывок в творчестве. На работы приятно смотреть. Например, «Этюд с соснами» интересен и по пластике — в нем есть интрига, и в цвете чувствуется мастерство. Во многих работах заложена глубокая мысль, и над этим еще предстоит поразмышлять.

Ржевитяне хорошо знакомы с творчеством Всеволода Глущенко, талантливого человека, непременного участника многих художественных выставок и пленэров. На его счету девять персональных выставок в Ржеве, одна — в музее д. Борки Зубцовского района. Трижды Всеволод участвовал в общих выставках художников Тверской области в Твери, а также в Нелидово, Осташкове, Волоколамске. Почти за двадцать лет написал 1400 работ маслом, включая этюды. И это немало! Но, как заметили организаторы экспозиции, это первая большая персональная выставка, где показано порядка 40 работ, в основном, написанных маслом. С 2015 года Всеволод работает по совместительству в клубе «Текстильщик». В прошлом году выступил как автор сценария и постановщик детского спектакля «Седьмой лепесток» по Катаеву. Сейчас готовится еще один проект, где Глущенко будет задействован и как сценарист, и как актер.

Всеволод Глущенко родился 45 лет назад в Москве в интеллигентной семье, где воспитывалось четверо детей. Отец, Николай Дмитриевич — инженер, журналист, краевед. Мама, Зоя Викторовна — архитектор, художник-график, преподаватель МАРХИ, автор нескольких учебников.

Творческая атмосфера в семье способствовала всестороннему развитию маленького Севы. Будучи школьником, он посещал кружок юного археолога при Государственном историческом музее, а еще раньше — изостудию при музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Кроме того, учился рисовать у мамы, профессионального художника. У него неплохо получались комические сюжеты, карикатуры. В школьные годы увлекся поэзией и сам стал писать стихи. Возможно, по-детски наив-ные, но очень добрые, идущие от самого серд-ца. Конечно, много рисовал, старательно учился в детской художественной школе. Однако, как и все мальчишки, мечтал о настоящей мужской профессии военного, чтобы Родину защищать. Его мечта сбылась в 1991 году, когда поступил в Вольское высшее военное училище. А за год до этого, по окончании школы, работал в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Этот год запомнится Всеволоду на всю жизнь, обогатит духовно, даст толчок к дальнейшему саморазвитию.

Уже будучи курсантом военного училища, он пишет статьи в окружной газете «Солдат Отечества». Много читает, его интересует все, что связано с искусством, литературой, историей, обожает беллетристику, фантастику и приключения. «Робинзон Крузо» и «Приключения Тома Сойера» — любимые книги детства, их до сих пор готов перечитывать снова и снова. Но душа всегда просила рисовать.

По окончании училища, в 1995 году, Всеволод Глущенко прибыл для дальнейшей службы в Ржев, начальником продовольственной и вещевой службы отдельного радиорелейного батальона. Весной 1999 года старший лейтенант Глущенко попал под сокращение, и в августе пришел работать в Ржевскую типографию печатником. С этого момента начинается его активная творческая жизнь. Стихи и прозу публикуют местные газеты. Одну за другой он пишет картины, участвует в различных художественных выставках. Тогда ему было 26 лет, и все, что зрело в уме и накапливалось в душе за эти годы, с помощью кисти и красок выплеснулось на полотно.

Начинал с рисования гербов разных городов, копировал фото. Потом ходил на этюды, и за сезон по 40-50 работ удавалось написать! Как отмечают коллеги-художники, у Всеволода все неплохо получалось.

Глущенко работает в разных техниках, в основном, предпочитая масло. Пишет натюрморты, пейзажи, портреты. В экспозиции мы видим эти жанры, а также несколько графических работ и линогравюры.

В технике «гризайль» написана серия работ, созданных по впечатлениям от поездок в Италию («Во Флоренции»). Несколько лет назад Всеволод вместе с мамой побывал в этой удивительно красивой стране, потом свое искреннее восхищение попытался отразить в рисунке. Нотки романтизма, утонченной элегантности раздаются с «Моста вздохов в Венеции» и «Вечера в Урбино». Кажется, что попал в сказочный мир, и «ветер манит ароматом чужой загадочной страны», где будто бы время замерло на мгновение.

Несколько картин родились после прочтения увлекательных произведений Вальтера Скотта («Шотландский вид», «Шотландский мотив»).

Удачны по цвету и колориту натюрморты. Незатейливы и милы полевые цветы («Летний букет»), тонкий аромат которых сравним разве что с нежной мелодией флейты, что пела нам в начале вечера. Словно живые, смотрят «Астры», и нет ни одной похожей — все разные и по форме, и по цвету.

Игра цвета будоражит воображение зрителя, который видит аппетитный красный арбуз, спелые яблоки и желтые ноготки («Осенний натюрморт»). Художник черпает вдохновение из того, что видит рядом. Будь то черная дворняжка с добрыми глазами, озорно виляющая хвостом («Собака на снегу»), или «Одуванчики в мае», навевающие меланхолическое настроение. Легкая грусть, печаль просматриваются и в других работах художника. Однако, как мне кажется, в каждой из них непременно звучит мажорная нота. Малиновый закат или светлое пятно на темном небе — это надежда на лучшее, и оно непременно будет.

«Радость со слезами на глазах» — в портрете ветерана. На фоне ржевских храмов — убеленный сединой рядовой Победы с медалью на груди — это собирательный образ советского солдата, победившего фашизм. Он выжил всем смертям назло, и теперь, спустя много лет, в День Победы, вспоминает своих погибших товарищей, которые так и остались навеки двадцатилетними.

Узнаваемы родные ржевские пейзажи: вид из окна Выставочного зала на новый мост («Пейзаж с мостом»). А вот березка в лучах солнца на фоне ультрамаринового снега и маленький человек, гуляющий с собакой («Вид из окна»). Тот же вид, но в пасмурный день, до неузнаваемости все меняет («Снег»). Кому хочется в ненастье бродить по улицам? И человек спешит домой, чтобы поскорее попить горячего чая. Холодом осенних дней веет от пейзажей, выполненных пастелью («Осенней порой»).

Нельзя пройти мимо картины «Орел и крыса», наполненной философским смыслом. Всеволод предлагает зрителю свой комментарий в стихах и рассказывает о том, как владыка птиц Орел повстречался с Крысой, посмевшей вступить в спор:

Средь грызунов я —

самый хитрый, самый умный,

Царем по праву мог бы я

считаться,

Хотя и не имею крыльев

шумных,

Но воровать могу и

ото всех скрываться.

Мораль сей басни такова: не только Орлы — цари. Вид хитрого, изворотливого, прожорливого зверька всецело подтверждает эти слова.

Серия декоративных работ «На большом канале в Венеции», «Розы», «Тюльпаны» напоминает мозаичное полотно, яркое, броское, которое интересно рассматривать как по отдельности, так и вместе. Автору удалось показать взаимодействие цветовых пятен. Всеволод с гордостью говорит, что создал новый, свой собственный стиль, имитирующий витраж. Интересны и рельефная работа художника под лепнину «Птицы», написанная маслом, и серия «Робинзон Крузо», для создания которой в ход шли пастель, цветные карандаши, ручка, маркер, мел и даже типографские краски! Художнику Глущенко нравится познавать все новое, постоянно совершенствуя свое мастерство. Благодаря своих коллег за поддержку и понимание, а также зрителей, пришедших на встречу, он сказал:

— Какие бы сложности ни встречались в жизни, всегда есть место для творчества. Именно жизнь — это источник вдохновения!

И с этим не поспоришь. Остается добавить, что выставка работает до 1 марта.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото

Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *