НИКТО НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАБЫТ

К 75-летию освобождения Ржева и района от немецко-фашистских захватчиков

Окончание.

Начало в N№ 5

Чтобы получить ответ на третий вопрос, исследовательская группа встретилась с представителем редакции газеты «Красная Звезда». В результате было установлено, что Александр Поляков действительно был военным журналистом. Летом 1942 года он находился в служебной командировке под Ржевом в полку майора Жигарева.

Подробное описание жизни Александра Полякова опубликовано в газете «Красная Звезда» 14 января 2012 года в статье «Всё начиналось с военных дел».

Найти ответ на четвёртый вопрос казалось невозможным, так как о летчике Васильеве были известны только фамилия и принадлежность к роду войск. Кроме того, Васильев, как и Иванов, очень распространённая русская фамилия. Когда стали изучать списки авиаполков и отдельных эскадрилий, воевавших под Ржевом, летчиков Васильевых оказалось порядка десяти, но ни один из них не имел отношения к боевой деятельности 542-го артиллерийского полка. Расследование зашло в тупик.

Пришлось ещё раз более детально изучить материалы об обстоятельствах уничтожения немецкой суперпушки. Внимание привлекла фамилия Тюльпанов, который летал штурманом вместе с Васильевым и погиб при выполнении боевого задания. Данные штурмана удалось отыскать в архиве гораздо быстрее, так как фамилия редкая. Обнаруженный документ гласил:

«Тюльпанов, Лев Николаевич, младший лейтенант. Штурман 10-го отдельного корректировочного звена. Погиб при выполнении боевого задания на самолете СУ-2 10.08.1942 г.».

В фондах Центрального архива Министерства обороны РФ были обнаружены списки этого авиационного звена. В них указаны данные Васильева:

«Васильев Евгений Александрович, 1918 г. р., младший лейтенант, командир звена корректировщиков».

Затем по фамилии обнаружили наградной лист на его имя, в котором, наряду с перечислением личных качеств, было указано:

«О его мужестве при выполнении боевого задания правдиво сказано в повести писателя Полякова «Под Ржевом».

 Штабисты не стали подробно описывать подвиг Васильева, да и зачем, ведь о нём из газет знала вся страна. Е.А. Васильев был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Помимо документов, с помощью сотрудников пресс-службы УФСБ России по Белгородской области удалось разыскать и свидетеля тех событий — лётчика Василия Васильевича Пластуна — сейчас он живёт в городе Гатчина Ленинградской области. Сам он не принимал участие в боевых вылетах по поиску сверхмощной пушки, но об этом ему было известно из рассказов однополчан. Вот что он вспоминает:

«Или такое задание: от Ржева до Вязьмы по железной дороге курсировала «Берта» — дальнобойное орудие на платформе. Выстрелит, и смотается. Надо было выследить железнодорожную ветку, где она скрывалась».

Анализ собранного материала свидетельствует о том, что факт наличия немецкой крупнокалиберной железнодорожной пушки под Ржевом имел место. Описанные в газетах события не вымысел, а правдивый рассказ о девушках-разведчицах, лётчике и артиллеристах.

 На основании проведённого исторического исследования создаётся документальный фильм «Особая война. Конец «Берты». Для того чтобы поставить точку в этой истории, осталось выяснить точное наименование орудия, уничтоженного под Ржевом. С этой целью в германский исторический институт в Москве направлен соответствующий запрос.

Этот фильм расскажет о том, что история Великой Отечественной войны, как и любого события, связанного с защитой интересов Родины, не допускает вольной трактовки, а тем более голословных обвинений в адрес тех, кто, рискуя жизнью, защищал её. Делая исторические выводы, мы должны помнить о том, что они должны быть основаны не на абстрактных умозаключениях, а на подлинных архивных документах.

Василий ЖУРАХОВ,

член Союза писателей России

Василием Жураховым проведена большая и кропотливая работа по сбору и анализу ранее засекреченных архивных документов. Фамилии, встречающиеся в статье, не являются вымышленными. Каждый из героев очерка так или иначе имеет отношение к боям на ржевской земле. Так, из наградного листа майора Жигарева от 21 августа 1942 года следует: «Только за период наступления на г. Ржев полком подавлено…, уничтожено…, сожжено…, разрушено… в районах Тимофеево, Галахово, Гляденево, Успенское…» Из наградного листа младшего лейтенанта Е.А. Васильева, командира звена корректировщиков 36 ОКАЭ от 27.12.1942: «О его мужестве при выполнении боевого задания правдиво сказано в повести писателя Полякова «Под Ржевом». Напарник Васильева, штурман Л.Н. Тюльпанов, погибший при выполнении боевого задания в воздушном бою, похоронен совсем рядом от Ржева, на станции Высокое Старицкого района.

Вопрос об использовании под Ржевом немецких крупнокалиберных орудий остается спорным и открытым, последнее слово в котором должны поставить военные специалисты. Однако подтверждение применения орудий все же есть. Так, в журнале боевых действий 30-й Армии читаем: «В течение 25.9.42 противник беспрерывно производил артиллерийские и минометные налеты по КОРНЕЕВО, БЕРДИХИНО, ГАЛАХОВО и лес сев.-вост. РЖЕВ. С бронепоезда орудиями крупного калибра обстреливал НОВ. СЕМЕНОВСКОЕ И ГОРЫ КАЗЕКИ» (из документов архива МО). В журнале оперативного дежурного 542 артиллерийского полка 30-й Армии от 1.07.42 и 17.07.42 сказано: «Вели огонь по кочующему орудию в районе СПАС МИТЬКОВО И ДОБРАЯ» (из личных записей Василия Журахова, сделанных в архиве МО Подольска).

Члены поискового отряда города Ржева «Памяти 29-й Армии» в разговоре о проводимых ими поисковых работах на территориях, где шли ожесточенные бои, вспоминали о гильзах от крупнокалиберных орудий диаметром около 300 мм и высотой 60-70 мм, которые периодически им попадались в лесах под Ржевом.

И все же память о ржевских разведчицах живет. Живет в сердцах самых близких им людей. Нам удалось разыскать родственников и Натальи Бойковой, и Александры Хреновой, которые раскрыли новые, ранее неизвестные страницы биографии девушек, предоставили семейные фотографии.

В Ржеве проживает Валерий Алексеевич Волков, родной племянник Александры Хреновой. Он рассказал, что Александра, сестра его матери, родилась в деревне Воскресенское в 1922 году. Перед войной девушка окончила Итомлинскую школу. Её родители Александра Тимофеевна и Павел Васильевич Хреновы работали в колхозе имени Кирова Ржевского района. Воспитывали трех дочерей: Евдокию, Александру и Таисию. Родители девушек имели крепкое хозяйство, разводили пчел. За это их чуть было не раскулачили. Дед по линии отца, Хренов Василий Петрович, являлся мировым судьей Бахмутовского околотка, умер за год до революции. Во время войны семьи колхозников были эвакуированы в город Кимры Калининской области. Младшая сестра Таисия так и осталась в Кимрах, вышла замуж. Старшая Евдокия жила в Сибири, работала в школе, детском саду, в дальнейшем проживала в Ржеве. В 60-70 годах именно она поддерживала связь с ветераном НКВД Н.А. Евдокимовым, вела переписку. Об этом свидетельствует имеющаяся в семье Валерия Волкова фотография ветерана с личной дарственной надписью.

В соседнем городе Старица проживает Людмила Серенко, двоюродная сестра Натальи Бойковой. От нее мы узнали, что Наталья также родилась в деревне Воскресенское в 1922 году. После школы закончила обучение в библиотечном техникуме в соседнем городе Зубцове. Семья бабушки была большая, девять детей. Наташина мать, Александра Кузьминична, была самой старшей, родилась в 1900 году, а младшая сестра — Анастасия (мать Людмилы Серенко) в 1921. У молодой семьи Бойковых, Александры и Александра, родился первенец, дочь Наташа, позже — два сына (один из них умер в младенческом возрасте). У оставшегося в живых брата, Ивана Бойкова, после войны родились дети — сын Саша и дочь, которую назвали в честь пропавшей без вести сестры-разведчицы Наташей. Наталья Бойкова, по мужу Кондратьева, проживает в Москве, в настоящее время ухаживает за тяжелобольной 93-летней матерью, женой брата разведчицы, которая проживает в селе Прямухино Кувшиновского района Тверской области, где семья осталась после эвакуации (во время подготовки материала пришла прискорбная весть о кончине 93-летней Надежды Бойковой, свидетельницы тех грозных событий).

* * *

Память — это не только возвращение в прошлое. Без памяти невозможно настоящее и бездушно будущее. И пусть наши землячки, разведчицы Наталья Бойкова и Александра Хренова не получили за свой подвиг наград, пусть их имен нет в Книге памяти,
ПАМЯТЬ о них навсегда сохранится в наших сердцах.

Вспомним всех поимённо,

Горем вспомним своим…

Это нужно — не мёртвым!

Это надо — живым!

Наталья БЕЛОЗЁРОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *